Урок-исследование по русскому языку. 3 класс. По теме "Безударные гласные в окончаниях существительных первого склонения".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Светлана Валерьевна Сёмина

Нет аннотации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 3 классе

ТЕМА: Безударные гласные в окончаниях существительных первого склонения.

Цель: Развитие навыка правописания падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.

Задачи:

  1. развивать орфографическую зоркость учащихся, умение распознавать склонение и падежи существительных и действовать по алгоритму написания безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения;
  2. формировать учебно-познавательную мотивацию;

Оборудование:

1. Презентация – слайды;

2. Дидактический материал к уроку:

3.Карточки с заданиями;

4.Цветные сигнальные карточки

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, ребята.  (Ребята поворачиваются и здороваются с гостями). Садитесь, ребята.

- Мы приветствуем гостей,

  Дорогих учителей,

  Всех знакомых, незнакомых,

  И серьёзных, и весёлых.

  Улыбнёмся все друг другу

  Пожелаем удачи другу.

- Наш урок русского языка сегодня необычный. Урок-исследование. Сегодня на уроке мы будем  исследовать. Ну а что исследовать мы докажем в ходе нашего урока.

2. -Как вы думаете, кто проводит исследование? (исследователь)

-А исследователь – это кто? (ответы детей)

-На уроке мы будем обращаться к помощи  Дежурного Библиографа. Сегодня это Владик и Олег.

- кто же такой исследователь, прочитай нам Владик, как об этом пишет Влади́мир Ива́нович Даль?

Иссследователь – тот,кто занимается научным исследованием чего-либо.

Исследовать – это значит подвергать научному исследованию.

3. -Итак, исследование проходит в какой-то лаборатории, да?

Наша лаборатория ……–это наш кабинет. Сегодня с  нами в лаборатории будет учиться вот такой красивый ИССЛЕДОВАТЕЛЬ.

-Исследование записываются в научных дневниках. Научный дневник – это наша тетрадь.

Открыли наши тетради, записали дату исследования. Это 25 января. А место проведения исследования – это классная работа.

-Записали и положили ручки.

4.-Чтоб работа была успешна,

Сначала букву напишем неспешно.

-Все внимание на буквенное поле.

- Посмотрите, пожалуйста, в каждой строчке присутствует  та, буква, которую мы будем писать. Она повторяется только один раз в каждой строчке. Какую букву мы будем писать?  ( прав - буква «т», звук «т».

-Дайте характеристику этому звуку. (согл, глухой, парный)

-Найдите пару этому звуку. («д»)

-Приготовим руки к письму:

Этот пальчик – дедушка, бабушка, папенька, маменька, я – вот и вся моя семья. Ручку покатать в ладонях на четыре – ручка на локоток.)

-Руки наши готовы писать, посмотрите, я напишу, …найдите закономерность…

(каждый раз прибавляется строчная буква «т»)

Следующий раз у нас будет соединение с 4-мя строчными буквами «т».

Сядьте красиво. Вспомним правила при письме.

Я тетрадь свою открою…

Пропишите строчку красиво.

Оцените себя сами-1, выбрав нужный лепесток.

5. Мы начинаем исследование.  Работа в группах. 

На прошлой неделе ребята готовили проекты. Продуктом одного из проектов, явился кроссворд, который составили девочки Камилла и Милена. Это наши словарные слова.

 У каждой группы на столе есть кроссворд. Вам необходимо разгадать его.

Через 2 минуты проверяем.

-Слушаем девочек. Камилла и Милена.

1.М. Тема нашего проекта: «Словарные слова».

2.К. Целью нашей работы было:  изучить способы запоминания словарных слов.

1.М.Чтобы запомнить, можно НАРИСОВАТЬ КАРТИНКУ С ЯРКОЙ БУКВОЙ

2. К. Или придумать небольшой рассказ.

1. М. Или придумать ассоциацию.

2. К. Ну, а теперь, проверяем. 1 группа. …….. А как написать это слово?....

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Ребята маркером вписывают слова. (Остальные приготовили светофорчики).

-Молодцы, спасибо девочкам.

Оцените свою работу в группе-2.

Посмотрите внимательно на все эти словарные слова.

-К какой части  речи все они относятся? сущ

- Что вы знаете об имени существительном? … Олег

- Как изменяются существительные?

 (по числам и по падежам)

- Как определить склонение сущ?

Назовите слова, которые относятся к 1 скл? Ко 2 скл? К 3 скл?

- Молодцы!

6. -Итак, я напоминаю, мы сегодня исследователи-ученые, которые объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, и познают что-то новое.

Посмотрите на доску:

- Что лишнее? кастрюля

-Какое слово лишнее? Стоит

-Какое слово? Большая

- А теперь?  Печка

-Придумайте из слов предложение… 

-Какое слово пришлось изменить? Печка

-Какая морфема изменилась? окончание

-Запишите это предложение к себе в тетрадь. Подчеркните орфограммы. ( к доске Вика Тюш)

Большая кастрюля стоит на печке.

-Что общее у всех орфограмм? (все орфограммы – безударные гласные)

-В каком слове орфограмма отличается от других?

(в слове на печке – безударная гласная в окончании)

- Ребята, а зачем надо учить орфограммы? Может быть это нам не пригодиться-то в жизни?...

 -Определите склонение и число имен сущ в предл. ? -1 скл, ед.ч.

-Какую тему урока мы сегодня продолжим исследовать? 

Безударные окончания имен сущ 1 скл ед числа

- Разбираем предложение. Над существительными пишем падеж и скл.

На доске Игорь.

 -Как проверяли безударную гласную в слове ( кастрюля)?

-А в слове (стоит)?

-А в слове(большая)?

-А как проверить безударную гласную в окончании? ( на печке)

Оцените свою работу-3

ФИЗМИНУТКА

- Как же определить, какое окончание писать?

Давайте ПОВТОРИМ.

- Как мы проверяем безударные гласные в корне слова?

-Подбираем проверочное слово, в котором безударный станет ударным.

- Так может быть и падежные окончания так же можно проверить?

Нет. Так же нельзя.

–А тогда как быть, с чего начать проверку?

Полина: Окончание существительных первого склонения

Трудно писать без ударения.

Чтоб ошибок в них не допускать,

Волшебные слова необходимо знать.

-А какие волшебные слова у сущ 1 скл вы дома учили?           -СТЕНА, ЗЕМЛЯ

Постройте алгоритм.             На доске листы перепутаны.

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного, надо:

1.Поставить сущ в начальную форму (И.п., ед.ч.) и определить склонение.

2. Определить его падеж.

3. Подобрать ОПОРНОЕ СЛОВО С УДАРНЫМ окончанием.

4. Или посмотреть в начале учебника на стр.6

-Молодцы.

7. Откройте учебники на стр.29    упр.25

Прочитайте стихотворение польского писателя Юлиана Тувима

Где очки у тет..  Вал.. ?

У неё очки пропали!

Ищет бедная старушка

На подушк..  , на кадушк ..  ,

В духовк..   , в кладовк..   ,

В старом лукошке,

В миск…   у кошк…  .

Искала в беседк… ,

Спросила у соседк…   .

А они на самом деле   

У неё на лбу сидели.  

http://pskmp.ru/photos/gde-ochki-92369-large.jpg

-Какая морфема только изменяет форму слова? Окончание

Уважаемые Библиографы, что вы знаете об этой части слова?

Владик: Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.Окончания вносят свой вклад в смысл слова. С помощью окончаний образуются различные формы слова.

- Как выделить окончание? (Чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова один-много. Изменяемая часть – это окончание. Остальная часть слова относится к основе слова)

- Читаем  первое предложение и объясняем выбор буквы.

Спишите по законам стихотворения только третье предложение, вставляя нужные буквы. Над существительными напишите склонение и падеж.

На полях написали: С.Р.-сам.работа. Не забудьте выделять окончания!

Ищет бедная старушка

На подушк..  , на кадушк ..  ,

В духовк..   , в кладовк..   ,

В старом лукошке,

В миск…   у кошк…  .

-Поднесут на проверку….(по журналу)

ПРОВЕРЯЕМ:

Ищет бедная старушка

На подушке  , на кадушке ,

В духовке, в кладовке ,

В старом лукошке,

В миске   у кошки  .

А они на самом деле   

У неё на лбу сидели.  

-Какое склонение у сущ?        Все существительные 1 склонения

-Какой падеж у большинства сущ?

Все слова стоят в  П.п, кроме слова – у кошки- Р.п.

- Как называются подчеркнутые слова?    Местоимения

-Прочитайте ещё раз это предложение, подставив вместо местоимений существительные, которые они заменяют.

Оцените свою работу  сами   -5

8. Интерактивная игра «Лягушки»…

9. ИТОГ УРОКА:

-Ребята, так как же проверить безударное окончание  существительных 1-го склонения ед.числа?

-Подставить опорное слово того же склонения, числа  и падежа.

10. Ребята, а Вы знаете, что сегодня праздничный день?

-Давайте послушаем наших Будущих магистров …ВЛАДИК и ОЛЕГ

11.Рефлексия.

-Ребята, оцените, пожалуйста, свои знания правил по нашей теме соответствующим лепестком.

Сегодня на уроке мне понравилось, как Вы все работали. Я поставлю ПЯТЕРКИ….

Остальные будут стараться на следующих уроках

-Ребята, если вам понравился наш урок ВЫБЕРИТЕ СВОЕМУ ЦВЕТОЧКУ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ВАШЕМУ НАСТРОЕНИЮ СМАЙЛИК.

Покажите нам свои солнышки, каких лучиков у вас получилось больше. Молодцы!! 

12. Запишите Д.З. на завтра: стр.30 упр.26

Вам надо списать словосочетания, вставляя нужные буквы. Опорное слово писать рядом в скобках.

Эти прекрасные цветы Вы можете подарить нашим гостям…Урок окончен.

-Кому на солнышко мы можем прикрепить пятёрку? После обсуждения прикрепляем.  А четвёрку?.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Закрепление правописания безударных окончаний существительных I склонения".

  Презентация к уроку русского языка по  теме "Закрепление правописания безударных окончаний существительных 1 склонения". Используется региональный компонент....

Открытый урок русского языка «Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения»

Тема: Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения.Цель: проводить обучение детей на гуманно-личностной основе, формируя их гражданские чувства, прививая любовь к р...

Урок русского языка в 3 кл. (ПНШ) "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения".

Урок разработан в форме технологической карты с развитием УУД, с использованием приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили....

3 класс, русский язык "Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных"

Урок русского языка в з-ем класса по программе "школа 2100". На уроке осуществляется межпредметная связь с уроками литературного чтения, изобразительного искусства....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц"

Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц"...