Безударные гласные в окончаниях существительных первого склонения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Прохорова Дарья Александровна

конспект урока по русскому языку в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx893.14 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 3 классе

ТЕМА: Безударные гласные в окончаниях существительных первого склонения.

Цель: Развитие навыка правописания падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.

Задачи:

  1. развивать орфографическую зоркость учащихся, умение распознавать склонение и падежи существительных и действовать по алгоритму написания безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения;
  2. формировать учебно-познавательную мотивацию;

Оборудование:

1. Презентация – слайды;

2. Дидактический материал к уроку:

3.Карточки с заданиями;

4.Цветные сигнальные карточки

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,

Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня…

К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,

 Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти.

-  Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на работу. Сегодня 1 марта – первый день весны. Природа нам тоже улыбается. (Слайд 2)

http://kids-candy.ucoz.ru/86652804_2e2c13c3e10946b980f2dfce0d996fe8.jpg

Начинаем наш урок русского языка.

Сегодня каждый из вас нарисует (составит) своё солнышко. После каждого этапа урока вы будете прикреплять к солнышку лучик.

   Приветствие учащихся в начале урока. Обучающиеся поочередно касаются пальцев рук своего соседа.

Желаю (большой палец)

успеха (указательным)

большого (средним)

во всем (безымянным)

и везде (мизинцами).

               Чтоб легко было писать,

Надо пальчики размять.

На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Посмотрите на своё рабочее место и потихонечку сядут те, у кого всё готово к началу урока. С чего мы обычно начинаем наш урок?

- С создания хорошего настроения, как залога успешной работы.

Учитель

Чтоб работа была успешной,

Сначала букву напишем неспешно.

Посмотрите на слайд.

Е О И М О У

( Слайд 3)

Найдите букву, отличную от других.

Дайте ей характеристику. Какой звук она обозначает?

Напишите целую строчку строчной и заглавной буквы М.

То вниз, то вверх бежит перо,

Рисуя букву М, -

Как бы спускается в метро

И вверх идёт затем.

Оцените себя сами, дополните солнышко необходимым лучиком.

II. Разминка – мозговой штурм. Словарно-орфографическая работа. Слайд 4 .

Учитель.

- Прочитайте слова, написанные на доске.

п*шеход, пч*ла, с*бака, тр*пинка, к*нура, улей, транспорт        

- Какое задание вы можете предложить по данной записи?

Ученики:

- Вставить в слова пропущенные буквы, разделить их на группы по разным признакам.

Учитель.

- На какую орфограмму пропущенные буквы в словах?

Учитель.

- Объясните написание проверяемых безударных гласных.

Учитель.

- Есть ли способ запомнить написание непроверяемой безударной гласной о в словах собака и конураслайд 5

http://cs10147.vk.me/u120684873/-14/x_23fa4d94.jpg  http://vamotkrytka.ru/_ph/131/1/887946075.jpg?1448413496

Ученики:

- Да, можно по ассоциации. Вход в конуру имеет форму круга и напоминает букву о, а собака живёт в конуре и каждый раз попадает в неё через этот вход. Так запомнить легко. Если дети не скажут, говорит учитель.

Запишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы

собака конура собака конура

Поставьте знак ударения. Подчеркните безударную гласную.

Для чего мы учим словарные слова? (Чтобы писать без ошибок, быть грамотными).

Проверьте работу соседа по парте. Оцените себя сами, дополните солнышко необходимым лучиком.

Учитель.

- На какие группы вы бы разделили эти слова и по каким признакам? Обоснуйте свой ответ.  Слайл 6.

Ученики:

  • слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы;
  • слова, состоящие из двух и из трёх слогов;

Учитель.

- Какое слово может быть лишним и почему?

Ученики:

  • Слово улей, так как оно начинается с гласной, а остальные слова с согласных букв;
  • Слово пешеход, так как оно сложное и состоит из двух корней, а остальные имеют только один корень.

Учитель.

- Прочитайте вдумчиво слова ещё раз. Может быть, вы заметите что-то интересное.

Ученики:

- Из слов можно образовать логические пары по смыслу.

Учитель.

- Давайте запишем эти пары и посмотрим, что у нас получится.

Слайд 7

Ученики:

улей – пчела

конура – собака

тропинка – пешеход

? – транспорт

- А слово транспорт у нас осталось без пары.

Учитель.

- Подобрав пару к слову транспорт, используя смысловую связь, вы узнаете наше новое словарное слово. Какое же это слово?

Ученики:

- Дорога.

Учитель.

Как вы понимаете смысл этого слова?

Учитель.

- Для чего служит дорога? Прочтите те лексическое значение на слайде..

Слайд 8.

http://mypresentation.ru/documents/65408f8bb1544aa50ad96cdd0b3500e1/img2.jpghttp://festival.1september.ru/articles/564587/img3.JPG

д      http://img1.cliparto.com/pic/xl/184253/3588886-car-wheel.jpg рhttp://img1.cliparto.com/pic/xl/184253/3588886-car-wheel.jpg га

 1.Дорога - образ действий, направление деятельности. 
 Быть на хорошей (верной, плохой) дороге. Идти своей дорогой .
2. Дорога - путешествие; пребывание в пути 
 Устал с дороги. Взять еды на дорогу. В дороге было много интересного. Всю дорогу проспал.
3. Дорога - место, по которому надо пойти и проехать.
 По дороге  дому.
4. Дорога - полоса земли предназначенная для передвижения, путь сообщения 

 Асфальтированная, шоссейная, грунтовая дорога.

Слайд 9.

Учитель.

- А знаете ли вы, до сих пор происхождение этого слова остаётся неясным.

Одни учёные считают, что слово дорога происходит от общеславянского слова дорога, которое в свою очередь является однокоренным к словам дёргать и драть. Дорогой мог быть назван и проход, расчищенный в лесу от деревьев или просека с вывороченными, выдранными деревьями. Другие учёные утверждают, что на открытых местах любая тропа или колея быстро превращалась в размытые водами лощины- «дороги».

- Запишите слово дорога целую строку с ударением и выделением опасного места.

Оцените себя сами, дополните солнышко необходимым лучиком.

Физминутка.

Видео – если весело живется

III. Определение темы и цели урока через создание проблемной ситуации. 

слайд 10

Учитель.

- Я тоже выписала на доску предложения с нашим новым словом.

Пробить себе дорогу .

http://karpov-an-al.narod.ru/frazeologiya/lob.jpg

http://s009.radikal.ru/i307/1112/5a/21c3c77cf7ea.jpg


Что здесь записано? Объясните значение.

Слайд 11.

Идти своей дорогой .

http://ebookseller.ru/articles/imgs/45453-svoboda-bez-socializma-eto-privilegiya-nespravedlivost-socializm.jpghttp://i15.beon.ru/95/31/1863195/53/61966753/0.jpeg

- Объясните  значение фразеологического оборота. Послушайте притчу.

Притча.

Каждому дорога дана от… Бога.

Одному человек показалось, что в его жизни очень много испытаний и дорога его слишком сложная. Ночью ему приснился сон, будто он пришёл к Богу и попросил для себя другую дорогу. Бог предложил выбрать любую из дорог.  Путник долго выбирал, но все дороги ему не нравились. Иные были слишком широкие и светлые, иные – узкие и тёмные как горное ущелье. Наконец он выбрал дорогу удобную, на ней были и препятствия, и тёмные места, но ему так хорошо было по ней идти. Он сказал: «А можно мне эту дорогу?» Бог ответил: «Конечно, можно, ведь она твоя».

Что можете сказать? Как нужно относиться к испытаниям в жизни?

Слайд 12.

Прочтите стихотворение:

Выбрана для меня дорога

Нет дороги той милей

Отношусь я к той дороге

И терпимей, и мудрей.

Ту дорогу берегу я,

И дорогой той горжусь,  

И скажу я без сомненья:

«На верной дороге нахожусь».

Ученики:

- Найдите ошибкоопасное место при письме.

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать без ошибок безударные окончания существительных 1 склонения.

Сначала ответим на вопросы:

1. Что такое имя существительное?

Существительное- слово, обозначающее предмет и отвечающее на вопросы кто? что?

2. Как изменяются имена существительные?

Существительные изменяются по падежам и это называется склонением.

  1. Какие существительные относятся к первому склонению?

Существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я относятся к первому склонению. В процессе склонения окончания существительных могут быть ударными или безударными. Если окончание безударное, то это ошибкоопасное место, а значит - орфограмма.

Учитель.

- Ответ на какой вопрос нам предстоит найти в течение урока?

Ученики:

- Как правильно писать безударные падежные окончания у существительных первого склонения.Что надо делать, чтобы определить, какую букву писать в слабой позиции в окончании имени существительного.

IV. Сообщение нового материала. Работа в исследовательских группах.

Учитель.

- Как же определить, какое окончание писать?

Давайте рассуждать логически. Как мы проверяем безударные гласные в корне слова?

Ученики:

-Подбираем проверочное слово, в котором безударный станет ударным.

- Значит, как можно проверить по аналогии безударные падежные окончания?

Ученики:

-Может быть тоже ударением.

Учитель.

Окончание существительных первого склонения

Трудно писать без ударения.

Чтоб ошибок в них не допускать,

Волшебные слова необходимо знать.

Слайд 13.

Снежок растаял

Земля видна,

А значит скоро

Придёт весна.

Какие вы видите существительные 1 склонения? Что можно сказать о гласных в окончаниях?

Слайд 14.

Это и есть волшебные слова – помощники.

Учитель.

- Запомните эти волшебные слова-помощники и вы сможете использовать их в работе для проверки безударных окончаний, если вдруг забыли правило или нужно сделать проверку выполненного задания.

- А теперь вернёмся к нашим предложениям и, используя алгоритм, определим безударные падежные окончания у существительного первого склонения дорога.

Слайд 15.

И.П. дорога

Р.П. дороги

Д.П. дороге

В.П. дорогу

Т.П. дорогой

П.П. дороге

Запись в тетради .

Оцените себя сами, дополните солнышко необходимым лучиком

Динамическая пауза. Упражнения на релаксацию. 

Мы читали, мы писали
И немножечко устали.
Ручки разгибаются,
Ножки выпрямляются.
Отменяются движенья,
Наступает расслабленье
..

Смотрим на дорогу и вспоминаем лучшие моменты нашей жизни, связанные с дорогой.

Слайд 16.

http://old.wallcoo.net/nature/sz197_People_Nature_01/wallpapers/1280x800/photos_of_People_and_Nature_JD002a.jpg

V. Закрепление изученного материала

Игра «Забей слово – мяч в нужные ворота». Мячи  с буквой е и и нарисовать и вырезать.

Е                                                        И

На плакате:

Иду вдоль дорог…

Думать о дорог…

Нет дорог….

Стою на дорог…

Приглашаю к доске ребят, которые испытывают затруднения в написании безударных окончаний существительных, с целью формирования позитивного отношения к учению и снижения уровня ситуативной тревожности ученика, для создания ситуации успеха) и возможности исправления своих ошибок.

  • В это время учащиеся высокого уровня работают по карточкам. Или по учебнику….

Карточка:

Поставь существительные в нужный падеж и определи у них безударные падежные окончания. Обоснуй свой выбор, сделав необходимую разметку(обозначение над существительным рода, склонения, падежа и выделение окончания).

Поселился в (чащоба), метнулась по (берёза), топтались возле(тропинка ), запах (грязь), сидела на (черёмуха), вынес в (шапка), бросил в (речка),вцепилась в горло (собака), каталась по (крапива), зубы (полёвка), живут в(деревня).  Ты молодец! У тебя всё получится!

Оцените себя сами, дополните солнышко необходимым лучиком

VI. Итог урока. Слайд 17.

Рефлексия Слайд 18.

Покажите нам свои солнышки, каких лучиков у вас получилось больше. Молодцы!!

Оценивание работы учащихся. (Вырезать заранее красивые пятёрки и четвёрки).

-Кому на солнышко мы можем прикрепить пятёрку? После обсуждения прикрепляем.  А четвёрку? Остальные будут стараться на следующих уроках.

VII. Инструктаж по выполнению домашнего задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по русскому « Безударные гласные в окончаниях существительных первого склонения» 3 класс Учитель начальных классов МОУ ОШ №3 г.Волжска Пророхова Дарья Александровна

Слайд 3

Е О И М О У

Слайд 4

Разминка –мозговой штурм пч *ла , с*бака , тр *пинка, к* нура , улей , транспорт п* шеход ,

Слайд 5

К О НУРА С О БАКА

Слайд 6

ПЕШЕХОД ПЧЕЛА СОБАКА ТРОПИНКА КОНУРА УЛЕЙ ТРАНСПОРТ

Слайд 7

улей – пчела конура – собака тропинка – пешеход ? – транспорт

Слайд 8

Д Р ГА

Слайд 9

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА 1.Дорога - образ действий, направление деятельности . Быть на хорошей (верной, плохой) дороге. Идти своей дорогой . 2. Дорога - путешествие; пребывание в пути Устал с дороги. Взять еды на дорогу. В дороге было много интересного. Всю дорогу проспал . 3. Дорога - место, по которому надо пойти и проехать. По дороге дому . 4. Дорога - полоса земли предназначенная для передвижения, путь сообщения. Асфальтированная, шоссейная, грунтовая дорога.

Слайд 10

Пробить себе дорогу

Слайд 11

Идти своей дорогой

Слайд 12

Выбрана для меня дорог а Нет дорог и той милей Отношусь я к той дорог е И терпимей, и мудрей. Ту дорог у берегу я, И дорог ой той горжусь, И скажу я без сомненья: «На верной дорог е нахожусь».

Слайд 13

Снежок растаял З емля видна, А значит скоро Придёт весна.

Слайд 14

ВЕСНА ЗЕМЛЯ Волшебные слова -помощники

Слайд 15

Проверяем волшебными словами (ВЕСНА ЗЕМЛЯ) И.П. дорог а Р.П. дорог и Д.П. дорог е В.П. дорог у Т.П. дорог ой П.П. дорог е

Слайд 17

Итог урока: Два способа проверки безударного окончания существительных 1 склонения: Подставить слово с ударным окончанием. (весна, земля) . Выучить окончания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Закрепление правописания безударных окончаний существительных I склонения".

  Презентация к уроку русского языка по  теме "Закрепление правописания безударных окончаний существительных 1 склонения". Используется региональный компонент....

Урок по русскому языку в 3 классе на тему;"Безударные гласные в окончаниях имён существительных 1 склонения" Начальная школа XXI века

На этом уроке  учащиеся сами открывают законы, по которым живёт русский язык. Работают в парах, группах, самостоятельно. Карточки составлены с учётом дифференцированного подхода к третьеклассника...

АЛГОРИТМЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Данная работа описывает новый подход к изучению тем, связанных с правописанием окончаний имён сущетвительных, который базируется не на запоминаниии таблиц окончаний, а на единообразном написании морфе...

Ударные и безударные падежные окончания имен существительных первого склонения единственного числа

Ударные и безударные падежные окончания имен существительных первого склонения единственного числа...