АЛГОРИТМЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
статья по русскому языку (3 класс) по теме

Николаева Светлана Вячеславовна

Данная работа описывает новый подход к изучению тем, связанных с правописанием окончаний имён сущетвительных, который базируется не на запоминаниии таблиц окончаний, а на единообразном написании морфем. При этом необходимо знание грамматических форм, понятий "слабая" и "сильная" позиции гласных. Данная методика используется мною с 1990 года и имеет хорошую статистику результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritmy_proverki_bezudarnyh_glasnyh.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Автор: Николаева Светлана Вячеславовна,

учитель начальных классов

МБОУ лицея «Технический».

Как известно, что одной из «болевых точек» начального курса является проблема формирования умения безошибочно писать безударные падежные окончания имен существительных. Решение этой задачи в начальных классах отнимает много времени и сил, при этом нередко желаемого результата добиться так и не удается.

В учебниках по русскому языку реализован следующий подход: окончания существительных изучаются по склонениям, внутри которых происходят сопоставления. Так, сравниваются именительный и винительный, дательный и предложный падежи, отдельно рассматриваются родительный и творительный, а также множественное число имен существительных 1-ого склонения. Аналогично рассматривается 2-е склонение. 3-е рассматривается 2-мя блоками: единственное и множественное число. Т.е., склонение не даётся как единая система.

Порционный характер подачи учебного материала, узкая направленность упражнений в написании окончаний отдельных падежей не способствуют тому, чтобы в сознании четвероклассников сложилась целостная картина о системе окончаний существительных всех трех склонений.

Для написания окончания конкретного существительного школьник должен безошибочно:

1) определить склонение;

2) определить падеж;                            

3) вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

Таким образом, в основе действий, предписываемых этим алгоритмом, лежит только память.  При этом ребенок должен запомнить 24 окончания имен существительных (не считая вариантов твердого или мягкого типа основы, исключений и разносклоняемых слов). Задача не из легких!

Есть возможность другого способа решения проблемы?

Фонемная теория письма дает положительный ответ на этот вопрос, подсказывая отличное от предыдущих методическое решение.

Сущность его состоит в том, чтобы научить школьников пользоваться уже знакомым способом действий – безударный гласный проверяю ударным – для решения орфографических задач не только в корне, но и в окончании.

Такой способ действия не нов для отечественной методики. Он рекомендуется и в учебниках Т.Г. Рамзаевой, упоминается и в ряде других современных учебников, но только в качестве второго, дополнительного. А ведь именно он упрощает задачу для ученика, повышает качество усвоения орфограммы и, в конечном счёте,  результивность качества контрольных работ.

Сильные ученики сразу без ошибок справляются с заданием (на отработку навыка уходит неделя-две).

Средние отрабатывают навык в течение 1-2 месяцев.

Слабые, сначала осваивают навык с помощью таблиц-помощников и схем-алгоритмов.

К концу 4-го класса все без исключения подбирают проверочные слова и практически безошибочно пишут диктанты (ошибки на данное правило единичные у 1-2 учеников в классе).

Умение проверять безударное окончание относится к разряду грамматико-орфографических, что обусловлено его комплексной природой.

Это значит, что и постановка, и решение орфографической задачи в окончании существительного – действия, состоящие из цепочки операций. Чтобы убедиться в этом, составим цепочку, конечным звеном которой будет нахождение орфограммы в окончании существительного.

Итак, пишущий должен:

  • уметь находить имена существительные, выделять окончания, определять, ударное окончание или безударное, показывать «сигнал опасности».
  • обладать прочно сформированными грамматическими умениями: устанавливать связь слов в предложении, чтобы определить падеж; ставить существительное в начальную форму для определения типа склонения.
  •  уметь подобрать проверочное слово того же склонения с ударным окончанием и подставить его в словосочетание на место проверяемого слова.
  • написать в окончании проверяемого слова ту же букву, что и в окончании проверочного.

Чтобы последовательно осуществить указанные операции, необходимо владеть умениями из разных областей языкознания – фонетики, орфографии, морфемики, морфологии, синтаксиса.

Объём требуемых знаний большой, но он закладывается постепенно.

1-й класс – это период, формирования фонетических знаний и умений – выделять звуки, давать им характеристику и обозначать буквами.

2-й класс – это период тренировки в обнаружении орфограмм в разных частях слова, в том числе и в окончании.

3-й класс – это период, когда ученики учатся ставить орфографические задачи и решать их с опорой на принципы русской орфографии (в корнях, приставках и суффиксах – по программе, в окончаниях прилагательных и существительных – в рамках опережающего обучения).

4-й класс – это период, совершенствования орфографических навыков и систематизации знаний из разных областей языкознания.

Таким образом, при изучении орфограммы сохраняется цельность системы русского языка и при проверке написания используется не столько память, сколько конкретные знания и логические умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по русскому языку для 4 класса "Безударная гласная в окончании имён существительных"

Тест по шаблону Д. Иванова. В тесте 10 заданий с вариантами ответов. После выполнения теста при закрытии документа изменения не сохранять....

Урок по русскому языку в 3 классе на тему;"Безударные гласные в окончаниях имён существительных 1 склонения" Начальная школа XXI века

На этом уроке  учащиеся сами открывают законы, по которым живёт русский язык. Работают в парах, группах, самостоятельно. Карточки составлены с учётом дифференцированного подхода к третьеклассника...

Алгоритм проверки безударных гласных в корне. Презентация к уроку.

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занкова.  Выведение на уроке вместе с обучающимися алгоритма проверки безударных глассных в корне слова....

конспект урока русского языка в 4 классе по теме" Правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных единственного числа"

Урок разработан по технологии смешанного обучения (модель "смена рабочих зон"). УМК "Школа России", автор учебника В.П.Канакина....