Технологическая карта урока русского язык 4 класс УМК « Школа XXI века » под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Аубекирова Зияфат Имангалиевна

Технологическая карта урока русского язык 4 класс УМК  « Школа   XXI века » под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Разработка урока по теме: Прошедшее время глагола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_4_klass.odt43.41 КБ

Предварительный просмотр:


Технологическая карта урока русского язык 4 класс УМК  « Школа   XXI века » под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Автор  разработки учитель начальных классов Дергачёвского района З.И. Аубекирова

Тема

Прошедшее время глагола

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель темы

Сформировать представление о правописании глаголов в прошедшем времени.Формировать умение находить суффикс - л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени,

Ввести правило  написания суффикса «л»   в  глаголах.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Планируемый результат

Знать отличительные признаки глаголов прошедшего времени; различать глаголы в разных временах, отличать от других частей речи;распознавать в тексте глаголы прошедшего времени; образовывать глаголы прошедшего времени; оценивать орфографические навыки.

Цель урока

Личностная: понимание того,что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Основные понятия

 Глагол,прошедшее время, суффикс прошедшего времени,родовое окончание,

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Музыка

Тема — Новогодние песни.

Изобразительное искусство

Тема- Пейзаж в картинах художников.

Ресурсы:                                          Информационный материал: Учебник,Русский язык 4 класс С.В. Иванов,М.И. Кузнецова,Л.В. Петленко,В.Ю. Романова                                 Пишем грамотно.Рабочая тетрадь.                Демонстрационный материал                   Опорная таблица правописания глаголов прошедшего времени.           Интерактивный материал: использование интернета,

интерактивная доска.

Формы работы:

Фронтальная

Другие формы работы:

-     индивидуальная  

-    парная

  • групповая

Планируемые  УУД.

Предметные:

Пр2-  умение применять орфографические правила;

Пр3- умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать  такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

Пр4-  способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Регулятивные:

Р6 — Самостоятельное формулирование цели урока после предварительного обсуждения;

Р12- составление плана выполнения проекта совместно с учителем;

Познавательные:

П10- сравнение и группировка фактов и явлений;

П2- Нахождение ответов на вопросы,использование информации полученной на уроке;

П19- Анализ,сравнение и обобщение;

П9- Извлечение информации из таблицы;

П14 — Решение задач по аналогии;

П25- Передача содержания в сжатом виде;

Коммуникативные:

К9- Умение и стремление выполнять различные роли в группе;

К16 — Выполнение различных ролей в группе,сотрудничество в совместном решении проблемы;

Личностные:

Л3- понимание того,что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

Л4- способность к самооценки на основе наблюдения за собственной речью.

ЭТАПЫ

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

Планируемые УУД

I этап. Самоопределение к деятельности

 Цель: Создать эмоциональный настрой.

Организует мотивацию к деятельности.

Привлекательная цель

Звучит фонограмма песни Новый год

На улице  снег, метут метели, часто кружатся снежинки, и мы уже все мечтаем о Ёлке. Каждый мечтает получить подарки. Ребята, сегодня у нас необычный урок .В течении всего занятия каждый из Вас будет выполнять различные задания. Чем лучше вы выполните задание, и чем оно будет сложнее, тем больше баллов вы сможете заработать.  Рассмотрите технологическую карту урока. Напишите в специальной строке свою фамилию и имя. Просчитайте, какое максимальное количество баллов можно набрать за урок и получить приз от Деда Мороза.

Исполняют песню о Новом годе 1 куплет.

проявить интерес к изучению тем

Чистописание                                Цель- развивать мелкую моторику пальцев и каллиграфические

навыки

Написание строчных букв ш, ц, ж.    пословицы:

Не угадаешь, где найдешь, где потеряешь.

Напомнить правила оформления работы в тетради, алгоритм порядка действий при списывании.

Контролируют  последовательность действий при записи. Оценивают  свое письмо.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Блок А.                            Работа с глаголами.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: -Актуализировать знания о частях речи.       −Актуализировать умения формулировать вопрос к каждой части речи.

- Различать глаголы в разных временах, отличать от других частей речи

Организует работу по выполнению заданий:

Упражнение «Четвертый лишний».

Морозит, завыл, наступил, покрыл, падает, замела, зима.

(стирает слово зима).

- Разделите на группы(с приставками и без; н.в. , п.в.)

  • Кто сформулирует тему урока?

Тонкие и толстые вопросы.

 Организует взаимоопрос при необходимости корректируя вопросы обучающихся.

Отвечают на вопросы

- Здесь слово зима лишнее, это существительное, а остальные слова являются глаголами.

-Глаголы, потому что обозначают действие: что делает? морозит; что сделал? Завыл.

- Глагол.

- Обучающиеся подготовили свои тонкие и толстые вопросы, задают их однокласникам

(Что такое глагол? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Каким членом предложения чаще всего бывает? и.т.д.).

Р6

П10

Пр3

П2

Блок Б.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Цели:

Формировать умение находить суффикс - л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени,

Ввести правило  написания суффикса «л»   в  глаголах.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

   I . Организация работы по теме.  Учебные задания.

  1 (а).На интерактивной доске запись:

Фонарь светил...

  • Лампа светил...
  • Солнце светил...
  • Лампочки светил...

- Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием? Чего не хватает? Допишите.

- Прочитайте только глаголы.

-Что объединяет эти глаголы ?Какой вывод можно сделать?

- Как можно назвать такие окончания глаголов?

1(б). Работа по презентеции.

  • Окончаний у глаголов. Дописывают окончания.
  • - Это глаголы прошедшего времени.

Светил,светила, светило,светили.

  • Глаголы прошедшего времени.

- Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном по родам.

- Такие окончания можно назвать родовыми.

-Повторяют морфологические признаки глагола и определяют их; вспоминают орфограммы: «Безударные личные окончания глаголов», «Правописание глаголов».

Р12

Пр3

П19

Л3

2. Проект. Оживи картину. Прочитай текст. Вставь в каждое предложение глаголы прошедшего времени (Слова записаны на интерактивной доске ).

Зима. Пушистый снег. Дороги. Реки. Счастливые дети.

  • Какие слова оживили картину? Запишите эти глаголы.
  • Какую особенность заметили у глаголов прошедшего времени?

  • -Сделайте вывод: для чего служит суффикс – л-?

Вывод по учебнику с. 160

Изменение времени глаголов в тексте.Обучающие составляют текст.

-(Наступила, падал,замело,замерзли ,радовались)

-Появилась буква «эль». Суффикс «л»

-Образует форму прошедшего времени.

  • Если в глаголе есть – л- , то глагол стоит в форме прошедшего времени.
  • Читают правило на стр.160

Р11

Л4

К9

Пр4

3. Работа по таблице.Интерактивная доска.

(Приложение 1)

Составляют слова по схеме(наступила,заиграло,зазвенели).

П9

4.ИКТ -гиперссылка. Организация самостоятельной работы по учебнику с. 160.                                                     http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cc6797bf-7db2-43bb-83bb-8c6eb5105b2f/%5BNS-RUS_4-16%5D_%5BIG_038%5D.swf

-http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a67b3-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_99_2.swf

-http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a67b4-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_100.swf

Обучающие в паре работают по гиперссылке. Составляют глаголы.

 

4. Остальные работают по учебнику упр. 3 с.160

-Определяют время глагола.

К16

П14

Пр4

IV этап. Продолжение работы по закреплению изученного материала

Цели:                                   - выполнять учебные задания, используя правило;

- выполнять учебные задания с взаимопроверкой и корректировкой;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

  1. Творческое задание

Приём  превращения объектов неживой природы в живых существ.

Упражнение Что они делали? (Ручка смотрела мульфильм, книга танцевала...).

Составляют словосочетания используя глаголы прошедшего времени.

Р12

6. Лучшая шпаргалка.

Составляют учебную шпаргалку по теме урока.

П25

Орфографическая зарядка.

Звуко-буквенный анализ слов.

Работа по карточкам.

Один ученик у доски выполняет звуко-буквенный разбор слова.

Л3

Пр2

9.Работа в рабочей тетради.

Самостоятельная работа в тетради. Взаимопроверка.

К16

Пр4

V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

     Цели:                               Научить школьников:

-соотносить полученный результат с поставленной целью;

-оценивать результат учебной деятельности.

 Спасибо за урок, завтра продолжим наши наблюдения за глаголами. Оцените свою работу: если вы набрали…

 13 – 12 баллов – «5»

11 – 10 баллов –«4»

9 – 7 баллов –«3»

 6 и менее - необходимо повторить материал ещё раз

Самоанализ и самооценка деятельности.

Дети получают призы от Деда Мороза.

Л4

Приложение 1 Составить словосочетания по схеме

приставка

корень

суффикс

окончание

напишем

поступаем

светили

весна

заморозили

играем

сверкала

заиграла

запоём

звеним

свистел

зазвенели

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Вербовская Е.В., Лебедев Ю.А., Филиппова Л.В. Психомоторное и эмоциональное развитие шестилетнего ребёнка средствами выразительных экспрессивных движений: Учебное пособие.- Н.Новгород: ННГАСУ, 2007.
  2. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Вентана – Граф, 2011.
  3. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др.  Коментарии к урокам: Методическое пособие для учителя по русскому языку: 3 класс/ Вентана – Граф, 2011.

  • В уроке использованы ресурсы Интернет-сайтов:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cc6797bf-7db2-43bb-83bb-8c6eb5105b2f/%5BNS-RUS_4-16%5D_%5BIG_038%5D.swf

Технологическая карта урока

Ученика(цы)……………………………………………

1. Упражнение «Четвертый лишний».

баллы

1.

Я правильно нашёл лишнее слово.

3

2.

Я не нашёл лишнее слово.

2

3.

При выполнении задания   мне была необходима помощь товарищей

2. Тонкие и толстые вопросы.

1.

Я составил(а)    самостоятельно вопросы и ответил правильно.

4

2.

Я составил(а)  самостоятельно, и ответил,но с ошибками.

3

3.

Я составил(а)  с помощью учителя и ответил на них.

2

4.

Я не составил(а) вопросы и не ответил на них.

        3. Учебные задания.Родовые окончания глаголов прошедшего времени.

1.

Я изменил(а) все глаголы правильно

3

2.

Я допустил(а) 1-2 ошибку

2

3.

Я допустил(а)  3 ошибки при выполнении задания

1

4. Работа по таблице. ИКТ-интерактивная доска.

1

Я правильно составил(а) слово по схеме.

3

2

Я допустил(а) 1-2 ошибки.

2

3

Я допустил(а) 3  ошибки.

1

5 .ИКТ -гиперссылка.

Самостоятельная работа по составлению глагола. Изменение времени глаголов в тексте.

1.

Я изменил(а)  текст  правильно

3

2.

Я допустил (а) 1-2 ошибки

2

3.

Я допустил(а)  3 ошибки при выполнении задания

1

6. Выделение основы слова в глаголах. Работа по учебнику.

1

Я правильно выделил(а) основу слова в глаголах.

3

2

Я допустил(а) 1-2 ошибки в выделении основы слова.

2

3

Я допустил(а) 3  ошибки в выделении основы слова.

1

7. Творческое задание. Что они делали?

1

Я самостоятельно составил(а) словосочетания.

3

2

Я допускал(а) ошибки при составлении словосочетаний.

2

3

Я не составил ни одного словосочетания.

1

8. Орфографическая зарядка.

1

Я правильно выделил(а) все орфограммы.

3

2

Я допустил(а) 1-2 ошибки.

2

3

Я допустил(а) 3 ошибки.

1

Мои  баллы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа 21 века" тема "Имя существительное"

Технологическая карта урока русского языка для 3 классае "Имя существительное" создают условия для получения обучающимся новых знаний по теме, для формирования УУД обучающихся, для формирования интере...

Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс 1 часть Тема: "Слово. Имя существительное"

Цель урока: умения определять имена существительные, их признакиДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятиями слово и имя существительное.2. Формирование умения определять имена существительные...

Технологическая карта урока русского языка УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс. Тема: «Повторяем фонетику и состав слова»

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по фонетике и морфемике, умения проводить морфемный разбор и фонетический анализ.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. обобщить знания о рабо...