Конспект урока "Согласный звук Ш. Буква Ш"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Шапкина Татьяна Анатольевна

Конспект урока по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_sh._urok.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Согласный звук [ш],буква ш.

Тип урока :изучение нового материала.

Цели: 1.Образовательные: познакомить с новым звуком и буквой; с его особенностью.

Формировать умение выделять звук в речи.

2.Развивающие: развивать фонематический слух, память, внимание; обогащать словарный запас, расширять кругозор детей. Развивать способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний.

3.Воспитывающие: Воспитывать нравственные качества: доброту, дружелюбие ,культуру поведения при работе в парах.

Ход урока.

1.Самоопределение к учебной деятельности .

Цель:  1).Мотивировать учащихся к учебной деятельности  посредством создания эмоциональной обстановки.

2).Определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на 1 этапе. Подготовка артикуляционного аппарата к  чтению ,фонематическая зарядка.

2.Актуализация опорных знаний  и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Формирование темы.

К нам в гости  пришли  друзья – звуковички. (Почему буквы – человечки взялись за руки.Дайте характеристику звукам.)

Назовите эти буквы.

Почему  звуковички  держатся за руки?

Что их объединяет?  (Эти  буквы  обозначают глухие согласные звуки, поэтому у них на головах шляпы (цилиндры)

Эти буквы обозначают 2 звука (твёрдый и мягкий, башмачки синего и зелёного цвета)

С собой  звуковички  привели новичка.

Что заметили? (он без имени и восклицательный знак рядом)

Узнать его имя нам поможет стихотворение:

Шорох, шептанье ,шумок под окном,

Кто это  - гном, шлёпанье лёгкое ш – ш – ш

Там за шторами возле окна

Шустрым мышонком шуршит тишина.

Какой звук часто повторяется  в стихотворении?i[]

Как вы думаете ,с  чем мы сегодня на уроке познакомимся? (с новым звуком)

Сформулируйте по опорным словам учебные задачи и цели урока, которые будем решать .

1).Познакомимся …(с новым звуком и буквой)

2).Учиться…(читать слова с новой буквой)

3).Почему у  звуковичка  восклицательный знак?

III.Открытие новых знаний.

Вспомните по схеме, что знаете о звуке? (гласный или согласный; если согласный, то звонкий или глухой, твёрдый ил и мягкий) Это нам поможет охарактеризовать новый звук.

Новый звук [ш] очень любит тишину. Произнесём   слово тишина.

На листочках найдите схему слова. Определите количество слогов. Определите ударный слог.(ударение падает на 3 слог. Дети продолжают заполнять схему слова)

В каком  слоге звук [ш]? Произнесём слово ,выделяя  2 слог.(Закройте уши руками,произнесите новый звук ,Какой он?

Как мы это покажем?  (Какую  шляпку  оденем? А какой ещё?)

Подберите слова, в которых новый звук был бы мягким? Я вам открою секрет, в русском языке таких слов нет.

Так какой звук [ш]? (твёрдый всегда) Обуйте звуковичка.

Подведём итог нашего исследования.

IV.Знакомство с новой буквой   Игра «Вообразилия»

Что напоминает буква ш. Дети читают стихи.

V.Первичное закрепление.

Шут, шутка, шутил, шутник – что можете сказать про эти слова? Однокоренные) Выделите корень. Кто такой шут? (тот, кто шутит ,веселит народ, шуты жили при дворце для развлечения гостей)

А кто такой шутник?(человек, который любит шутить)

Шта – ниш – ки ,кар – маш – ки , ро – маш – ки,рас – сы – па – ны – что, значит, рассыпаны?

Найдите лишнее слово.

Работа над текстом. Данные слова являются ключевыми  для рассказа, который будем читать.

Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображён?  Можем, мы сказать ,как зовут клоуна? (да. Паша)Это узнали из названия .Как он выглядит? О ком мы прочитаем в рассказе? Каким по настроению будет этот рассказ? (весёлым, шутливым ,ведь рассказ о клоуне) Предположите, что мы прочитаем в рассказе о клоуне Паше? Кто же Паша? Кто такой клоун?(артист цирка, который  веселит народ, поднимает настроение)

Какой Паша? Какую шапку носит Паша?(ушанку)

Можно ли сварить суп – окрошку из ромашек?(нет, т.к. Паша шутит)

Для чего Паше шишки?(он ими жонглирует)Почему на картинке нет шишек?(они в кармашках)

По кармашкам у Паши рассыпаны шишки. Как это рассыпаны?

Почему Паша так необычно одет?(он клоун, должен веселить народ ,поэтому одет смешно и грим смешной .В цирке принято раскрашивать лицо, накладывать грим ,чтобы передать характер. Паша весёлый, остроумный.0

vI.Рефлексия.

Паша весь урок был с нами, только  прятался .Хочется ему узнать, как вы справились с учебными задачами, которые ставили в начале урока.

Какое у вас настроение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока."Звук ц, буквы Цц" 1 класс. Обучение грамоте.

Конспект урока в аспекте формирования универсальных учебных действий....

Конспект урока "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 1 классе по УМК "Школа 2100"....

Конспект урока.Звук [ц], буква Ц.ц

Цель: знакомство учащихся с новым звуком и буквой...

конспект урока «Звук [Щ‘] Буквы Щ щ».

В данном конспекте урока раскрываются учебные задачи по обучению грамоте младиих школьников...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Звук [о], буква О

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Звук [о], буква О...

Конспект занятия "Звук и буква З"

Конспект занятия для  детей  старшей группы с ОНР при  дизартрии....