Методические рекомендации к уроку Русского языка в 4 классе "Самостоятельные и служебные части речи" Технологическая карта.
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Сычёва Татьяна Владимировна

Методические рекомендации к уроку Русского языка в 4 классе "Самостоятельные и служебные части речи" Технологическая карта.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебный предмет : русский язык Класс: 4 УМК: «Школа России» Автор: Канакина В.П. Тема урока: « САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ». Учитель Сычёва Т.В. Технологическая карта урока

Слайд 2

Тип урока Освоение новых знаний Педагогиче­ские задачи Создать условия для ознакомления с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи>; совершенствовать умения называть и определять морфологические признаки частей речи; способствовать развитию умения находить самостоятельные и служебные части р ечи в тексте. Планируемые предметные результаты Познакомятся с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»; научатся находить самостоятельные и служебные части речи в тексте; называть и определять морфологические признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного , имени числительного, глагола, предлога, союза); подбирать по данным вопросам имена прилагательные, имена существительные, имена числительные, глаголы; р ассказывать о частях р ечи по таблице и схеме Метапредмет­ные УУД Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнитель­ная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; Регулятивные : самостоятельно формулировать задание :определять цель, формулировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать результат своих действий Коммуникативные : уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений Личностные результаты Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; понимать

Слайд 3

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося Формируемые способы деятельности учащегося 1 2 3 4 1. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: включение в учебную деятельность н а личностно значимом уровне. Проверяет готовность к уроку, Приветствует учащихся. - Проверим готовность к уроку. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Ваши улыбки - пожелание удачной работы на уроке Урок сегодня необычный, Но для тебя вполне привычный, Придётся думать головой, Вопрос услышать непростой. Найти ответ, стремиться помнить Всё, что узнаешь и запомнишь. Сообщают о готовности к уроку . Определяют уровень самоготовности Принимать и сохранять организационные задачи 2.Проверка домашнего задания Минутка чистописания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. № 109. Проводит минутку чистописания. - Запишите буквосочетания. - Какие звуки обозначают буквы «С», «е»? -Спишите предложение , вставляя пропущенные буквы. Отвечают на вопросы учителя. Проверяют выполненную работу . Определяют кол-во букв и звуков в слове. Выполняют чистописание, сравнивают с эталоном ее ес сн кр ет Весна красна цветами , осень - nлодами , а зима - снегами .

Слайд 4

3. Определение темы урока. Постановка целей и задач урока. Проектирование учебной деятельности. Цель этапа : готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. -Прочитайте тему урока. - Определите цели урока, используя опорные слова: Мы познакомимся с... Мы узнаем ... Мы вспомним ... Мы будем уметь ... -Вспомните, что вы знаете по этой теме. Что хотите еще узнать, чему хотите научиться Обсуждают тему урока Стр 67 Формулируют цель урока. Определяют задачи урока РУБРИКА : Вспомните Проектировать учебную деятельность Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. 4.Актуализация необходимых ЗУН Пробное учебное действие Наблюдение над языковым материалом. Организует работу по теме урока Названия каких частей речи прозвучали в этом стихотворении ? О каких частях речи вы не услышали ? Чтение стихотворения Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали мы - местоименье, Бьёт числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем Рассказывает дидактическую сказку. Составляют кластер Части речи Самостоятельные Служебные Сущ. Прил. Глаг. Числ . Мест-е Предл . Союз Част Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Аргументировать свою позицию. Что знаем Что хотим узнать Какие части речи относятся к самостоятельным и служебным Почему они получили такое название; В чём существенное отличие служебных частей речи от самостоятельных; какова функция служебных частей речи

Слайд 5

5 .Реализация построенного проекта Первично е закрепление с комментированием во внешней речи Цель этапа: построение и фиксация нового знания Организует работу с учебником стр . 67№111 Осмысление роли Самостоятельных и служебных частей речи в предложении Какой частью речи являются выделенные слова ? Подчеркнуть Служебные части речи. Какую роль они выполняют в предложении Делятся информацией о служебных частях речи ДЕЖУРНЫЕ БИБЛИОГРАФЫ Вывод : НЕ являются членами предложения служат Для Связи слов и предложении; Вносят оттенки отношений Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. 6.Включение в систему знаний и повторение Словарная работа закрепление знаний. Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Стр. 67№112 Организует работу над словом с непроверяемой безударной гласной Организует наблюдение над ролью служебных частей речи в предложении Задает вопросы. Комментирует и корректирует от­веты. Прочитайте загадку. Какие слова пропущены? (Союзы и предлоги.) - Какую роль выполняют предлоги в русском языке? - Какую роль выполняют союзы? - Спишите, вставляя подходящие по смыслу предлоги и союзы. Запишите отгадку к загадке Записывают словарное слово в тетради Дополнительная информация Числительное «двенадцать» - исконно русское слово. В памятниках письменности оно встречается с четырнадцатого века. Слово «двенадцать» возникло из сочетания числительного и существительного с предлогом: «две на десяте », то есть «два свыше десяти». В этом сочетании установилось одно ударение на предлоге «на», «слова слились в одно слово. Во втором корне произошли фонетические изменения, которые привели к образованию суффикса «- надцать ». Так же образовались остальные числительные с этим суффиксом. Дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Анали­зировать, нахо­дить общее и различия, де­лать выводы

Слайд 6

6.Актуализация необходимых ЗУН Наблюдения над грамматическими признаками частей речи Метод: АНАЛИЗ и ОБОБЩЕНИЕ Организует наблюдения над грамматическими признаками частей речи есть ли у самостоятельных и служебных частей речи лексическое значение? Могут ли изменяться самостоятельные и служебные части речи грамматически? , Подбирать примеры изученных частей речи Работа в группах : Анализ и обобщение Стр.68,69 Наблюдают над грамматическими признаками самостоятельных частей речи. Мини –проекты: паспорта частей речи Библиографы уточнение значения слова ПАСПОРТ-официальный документ, удостоверяющий личность владельца Составляют паспорта частей речи, в основе-схема разбора частей 1.Часть речи 2.Лексическое значение 3. Вопросы 4.Начальная форма 5.Постоянные признаки 6.Непостоянные признаки 7.Функция в предложении Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения грамматических признаков , анализ таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. 7.Включение в систему знаний и повторение Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Организует заполнение таблицы « Грамматические признаки частей речи» Признаки Им.сущ Им.прил Местоимен . Глагол Им.числ - Собств. Нариц . - - - - Одушевл Неодуш . - - - - число По числам По числам Имеет число По числам - время - - - ПО ВРЕМЕНАМ - лицо - - Имеет лицо Прош. Наст. Будущее - род ИМЕЕТ РОД По родам (в ед. ч.) В ед.числе Имеет род По родам Прош. Вр . (в ед. ч.) По лицам - падеж ПО ПАДЕЖАМ ПО ПАДЕЖАМ ПО ПАДЕЖАМ - - ПО ПАДЕЖАМ

Слайд 7

8. Реализация построенного проекта с комментированием во внешней речи Цель этапа: построение и фиксация нового знания. Метод: АНАЛИЗ и ОБОБЩЕНИЕ Организует сравнение самостоятельных и служебных частей речи, составление таблицы «Самостоятельные и служебные части речи» Самостоятельная работа С УЧЕБНИКОМ стр.70№117 с самопроверкой по эталону ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ - Какую служебную часть речи иногда путают с приставкой ? - Название какого домашнего животного состоит из 2-х предлогов ? - Какой напиток состоит из 3-х предлогов ? - Перед какими союзами всегда ставится запятая ? -Какие 5 предлогов помогают выгуливать собак ? В каком предложении значение предлога ЗА – не такое , как в остальных: Малыш спрятал игрушку ЗА СПИНУ. Мячик укатился ЗА ДИВАН. Солнце зашло ЗА ТУЧУ. Папа починил машину ЗА НЕДЕЛЮ. Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Слушать собе­седника. Стро­ить понятные для собеседника высказывания. Аргументиро­вать свою точку зрения. Осуще­ствлять анализ с целью нахож­дения соответ­ствия заданно­му эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить моно­ логические вы­сказывания. Части речи Грам. признаки Роль в предлож . Самостоят . есть Члены предложения Служебные Нет НЕ являются членами предложения Служат для связи слов и предлож . Вносят оттенки отношений

Слайд 8

9.Включение в систему знаний и повторение Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Про г оваривает и объясняет домашнее задание , ф ормулирует задачи выполнения упражнения, - Выполнить задание стр.71 №116 Составление СИНКВЕЙНА СЛОВА ВАЖНЫЕ, ИЗМЕНЧИВЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ,ОБЛАДАЮТ, ЯВЛЯЮТСЯ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛОВЕЧКИ СКРОМНЫЕ, ПОСТОЯННЫЕ СЛУЖАТ,СВЯЗЫВАЮТ, ВНОСЯТ СЛОВА-ПОМОШНИКИ Служебные Внимательно слушают , задают уточняющие вопросы Осознавать , принимать, сохранять учебные задачи 10. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке Организует обмен мнениями Что нового узнали на уроке? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Всё ли у вас получилось? Если вы довольны своей работой, поднимите солнышко. Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! Отвечают на вопросы . Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. Узнали, в чем существенное отличие служебных частей речи от самостоятельных: они не имеют обобщенного грамматического значения, морфологических признаков, самостоятельной синтаксической роли. Научились находить в тексте служебные части речи и определять их функции Получают изображение солнышка и дорисовывают улыбку: радостную или грустную. Осуществлять самоконтроль учебной дея - тельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к уроку русского языка в 4 классе "Морфологический разбор глагола" Проектная деятельность

Методические рекомендации к уроку русского языка в 4 классе "Морфологический разбор глагола" Проектная деятельность...

Технологическая карта урока русского языка на тему:" Предлог как часть речи".

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Предлог как часть речи  Цели деятельности учителя: формирование представления о предлогах как части речи и их значении в тексте; формирование коммуни...

Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"

Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....

Методическая разработка урока русского языка "Закрепление пройденного по теме: "Части речи"

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе), учить определять части речиЗадачи: - Формирование УУД1. Личностные УУД...