Методическая разработка урока русского языка "Закрепление пройденного по теме: "Части речи"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Ильдюкова Татьяна Юрьевна

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе), учить определять части речи

Задачи: - Формирование УУД

1. Личностные УУД

• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

• осознание ответственности ученика за общее благополучие класса;

- воспитание любви к родному языку.

2. Регулятивные УУД

Ученик развивает навыки:

• принимать и сохранять заданную учебную цель;

• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

• адекватно понимать оценку взрослого;

• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3. Познавательные УУД

Ученик учится:

• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;

• обобщать полученные знания;

• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4. Коммуникативные УУД

Ученик учится:

• слушать собеседника,

• задавать вопросы,

• контролировать действия партнёра,

• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Планируемые результаты

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные: способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке и взаимооценке, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать и выстраивать доказательство своих взглядов, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (убеждать, доказывать, оценивать правильность выполнения действий, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные: повторить, обобщить, систематизировать знания о частях речи; закрепить умение определять части речи в связном тексте. Развивать умение подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Формировать представления об основных грамматических признаках существительных, прилагательных, глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ildyukova_metodicheskaya_razrabotka.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Ильдюкова Татьяна Юрьевна,

                                                                                   учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная

                                                                                             школа с. Кокшайск», с. Кокшайск

Методическая разработка

 урока русского языка.

Закрепление изученного по теме:

«Части речи»

Тема: Закрепление изученного по теме: «Части речи».

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе), учить определять части речи

Задачи: - Формирование УУД

1. Личностные УУД

• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

• осознание ответственности ученика за общее благополучие класса;

- воспитание любви к родному языку.

2. Регулятивные УУД

Ученик развивает навыки:

• принимать и сохранять заданную учебную цель;

• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

• адекватно понимать оценку взрослого;

• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3. Познавательные УУД

Ученик учится:

• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;

• обобщать полученные знания;

• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4. Коммуникативные УУД

Ученик учится:

• слушать собеседника,

• задавать вопросы,

• контролировать действия партнёра,

• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Планируемые результаты

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные: способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке и взаимооценке, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать и выстраивать доказательство своих взглядов, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (убеждать, доказывать, оценивать правильность выполнения действий, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные: повторить, обобщить, систематизировать знания о частях речи; закрепить умение определять части речи в связном тексте. Развивать умение подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Формировать представления об основных грамматических признаках существительных, прилагательных, глаголов.

Формы работы:

• фронтальная

• самостоятельная

• групповая

Методы работы:

• наглядный

• диалог

Оборудование:

1. Маршрутные листы

2. Компьютер, проектор.

3. Ноутбуки

4. Раздаточные листы для учащихся.

5. Таблица «Части речи»

6. Карточки со словами

7. Карточки с животными

8. Лист самооценки

Описание урока

Перед началом урока учитель читает инструктаж, регламентирует время работы групп и раздает каждой группе маршрутный лист.

Учащиеся распределяются между тремя группами по видам учебной деятельности. Каждая группа работает в своей части класса на своей станции:

  1. Работа с учителем (фронтальная работа),
  2. Онлайн-обучение (знакомство с теоретическим материалом с последующими ответами на вопросы в форме тестов; тренажеры по предмету с автоматической проверкой),
  3. Групповая работа (коллективная деятельность в группе, в ходе которой решается какая-то общая практическая задача).

В течение урока группы перемещаются между разными станциями так, чтобы побывать на каждой станции.

Также предполагается четвертая станция «Зона отдыха», на которую ученики могут попасть по одному, в случае быстрой утомляемости (дети с ОВЗ). На этой станции предлагается индивидуальная работа. Регламент – 2-3 минуты.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Добрый день! Прозвенел звонок на урок! Пусть этот день несёт вам только хорошее. Пожелаем друг другу успехов!

II.  Актуализация знаний по теме «Части речи»

Постановка темы и цели урока.

- Из чего состоит наша речь? Наша речь состоит из слов.

- Какие слова мы изучали на прошлых уроках? Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

- На какие вопросы отвечают существительные? Что обозначают?

- На какие вопросы отвечают прилагательные? Что обозначают?

- На какие вопросы отвечает глагол, что обозначает?

- Как мы их можем назвать все эти слова? Части речи.

- Что мы будем делать сегодня на уроке? Закреплять наши знания по теме «Части речи»

- Ребята, для чего нужны знания о частях речи? Чтобы украсить и обогатить нашу речь.

- Посмотрите на доску. Кого вы видите? Животных.

- Где их всех вместе можно увидеть? В зоопарке.

- Сегодня мы с вами отправимся в зоопарк и понаблюдаем за жизнью животных.

- Прошу вас пройти к своим рабочим местам.

III. Работа по теме урока

1 Станция «Работа в группе. Совместная деятельность»

Повышенный уровень

Внутри группы учащиеся разбиваются на пары. Каждой паре предлагается «искусственный текст» (приложение 1). Учащиеся подписывают части речи над словами. После работы обсуждают и сравнивают результаты каждой пары. Делают вывод: искусственные слова работают в тексте, опираясь на грамматику русского языка. Встраиваются в высказывания, учитывая работу частей речи и членов предложения. 

Итогом работы группы является составление таблицы «Части речи» (приложение 2), с занесением примеров слов из текста.

Базовый уровень

Внутри группы учащиеся разбиваются на пары. Каждой паре предлагается текст (приложение 3). Учащиеся вставляют подходящие по смыслу существительные, прилагательные, глаголы. После работы обсуждают и сравнивают результаты каждой пары. Делают вывод.

Итогом работы группы является составление таблицы «Части речи» (приложение 2), с занесением примеров слов из текста.

Учащиеся с ОВЗ

Ребятам предлагается текст (приложение 3) с пропущенными словами, написанный на магнитной доске и карточки со словами (приложение 4). В ходе работы учащиеся обсуждают возможность использования каждого слова в тексте, прикрепляют на доску подходящие слова. Делают вывод.

Итогом работы группы является составление таблицы «Части речи» (приложение 2), с занесением примеров слов из текста.

Время работы на станции – 8 мин.

Обсуждение результатов – 2 мин.

2 Станция «Онлайн - работа»

Каждый ученик на этой станции самостоятельно выполняет работу за отдельным ноутбуком. После выполнения задания программа считает количество верных и неверных ответов и показывает правильный ответ. Затем следует самооценка.

Повышенный уровень

В программе «Learning Apps» учащиеся решают кроссворд по теме «Части речи»:  https://learningapps.org/watch?v=phhct9q9n23

Базовый уровень

В программе «Learning Apps учащиеся проходят викторину, в ходе которой распределяют слова по частям речи:    https://learningapps.org/watch?v=pmzw5sfsn23

Учащиеся с ОВЗ

Учащимся предлагается посмотреть видео в программе «Learning Apps» https://learningapps.org/display?v=p2qubgfx519

 Затем на бланке (приложение 5) записать как можно больше действий, совершаемых героями. При необходимости видео можно посмотреть повторно.

Время работы на станции – 8 мин.

Обсуждение результатов – 2 мин.

3 Станция «Работа с учителем»

Повышенный уровень

Учащиеся отгадывают загадки о животных. Затем учитель предлагает придумать несколько загадок на готовые отгадки - карточки (приложение 6) по схеме (сущ.+ прил.+ гл.)

Взаимооценка – учащиеся высказывают свое мнение о том, чья загадка сложнее, интереснее и т.д.

Базовый уровень

Учащиеся отгадывают загадки о животных. Затем учитель предлагает собрать пазлы – загадки (приложение 7) из слов и передать соседу по парте для отгадывания.

Взаимооценка - насколько правильно составлена загадка, возможно ли было отгадать ее.

Учащиеся с ОВЗ

Учитель читает загадки о животных, учащиеся, отгадывая, находят карточки с изображением этих животных, описывают и «расселяют» их по «домикам» в зависимости от образа жизни.

Время работы на станции – 8 мин.

Обсуждение результатов – 2 мин.

IV. Рефлексия

- Урок подходит к концу.

- Оцените свою работу на уроке (лист самооценки приложение 8)

Эмоциональная сфера:

- Покажите настроение, с которым вы уходите с урока с помощью лучика или тучки: прикрепите их к солнышку.

- Спасибо за урок!

Приложение1

Сяпала Калуша с калушатами по напушке. И увазила бутявку, и волит:

- Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушатa бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит калушатам:

- Не трямкайте бутявок, бутявки любые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Приложение 2

Медведь

В горах Хибинах на Севере можно повстречать медведя. Весной медведь злой, потому что голодный. Всю зиму он спал в берлоге. А зима на Севере длинная. Медведь проголодался. Оттого зол.

Вот пришёл он к озеру. Поймает рыбку, съест. Воды напьётся. Озёра в горах чистые. Вода свежая и прозрачная.

К середине лета медведь наестся, растолстеет. Добродушнее станет. Но всё равно не стоит с ним встречаться. Медведь – дикий зверь, он опасный.

К осени медведь ест всё подряд: рыбу, ягоды, грибы. Жир под шкурой копит к зимней спячке. Жир в берлоге зимой его и кормит, и греет.

Приложение 3

Ёжик

Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь.


Приложение 4

нашли

в городе

сидел

молоком

заметили

в лесу

бежал

хлебом

увидели

в поле

лежал

лягушками

кормили

животных

спал

ёжик

отнесли

ёжиков

выздороветь

зайчик

выпустили

смотрят

уйти на волю

лисенок

ухаживают

убежать

побежали

нашли


Приложение 5

Запиши в таблицу действия героев

Действия

Герои

Копатыч

Крош

Ёжик

Лосяш


Приложение 6, 7

Загадки о животных


Задремлю я – и пою

Песенку тебе свою.

Но когда я на охоте –

Не ленивый я в работе. Кот

Позапасливее всех я:

У меня, друзья, щека

Вроде сумки для орехов

Или, скажем, вещмешка.

Хомяк

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. Ёжик

У него огромный рот,

Он зовется …

Бегемот

Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

Медведь

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? Белка

Роет, роет,

Ход подземный строит,

Роет, строит ловко

Спальню и кладовку.

В одежде богатой,

Да сам слеповатый.

Живёт без оконца,

Не видывал солнца Крот

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он… Жираф

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти-рожки.. Рысь

У него большие уши,

Он хозяину послушен.

И хотя он не велик,

Но везёт, как грузовик. Осёл

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она. Мышка

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвостик колечком. Собака

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. Заяц

Вместо хвостика – крючок.

Вместо носа – пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. Поросенок

Не усат, а бородат,

И сердит на всех ребят,

Но не дедушка он всё же.

Угадайте, дети, кто же? Козёл

Сама пестрая,

ест зеленое,

дает белое Корова

Не прядёт, не ткёт,

А людей одевает.

Шубу дважды в год снимает.

Кто под шубою гуляет? Овечка

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. Олень

Когда он в клетке,

то приятен.

На шкуре много чёрных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку. Леопард

Ёжик вырос в десять раз,

Получился… Дикобраз

Есть в реке работники

Не столяры, не плотники,

А выстроят плотину –

Хоть пиши картину. Бобры

Надели коняшки

Морские рубашки. Зебра

В зоопарке, Верь, не верь,

Проживает Чудо-зверь.

У него рука – во лбу,

Так похожа на трубу! Слон

На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Волк

По реке плывёт бревно –

Ох и злющее оно! Крокодил

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала

Лиса

Всю жизнь ношу я два горба, Имею два желудка! Но каждый горб – не горб, амбар! Еды в них на семь суток! Верблюд

В сумке тёплой и большой

Мама носит их с собой.

Два чудесных малыша

В сумке едут не спеша. Кенгуру

Лед кругом, а эти птицы

Не боятся простудиться. Пингвины

Он толстокож и неуклюж,

Ему река — не глубже луж.

Всю жизнь несёт свой мощный рог — За что ж наказан… Носорог

Толст, морщинист, два клыка

Он похож на старика.

Он на льду лежит — и что ж?

Не мёрзнет толстокожий… Морж

Мишка белый — к полюсу. Мишка бурый — по лесу. Этот — сел на эвкалипт, Листья ест и много спит. Коала

лист самооценки приложение 8

Оценочный лист ученика класса • + могу\ знаю + - сомневаюсь - не могу\ не знаю

 №п\п     Критерии                                             Сам                                  Учитель

 1 Знаю тему урока

 2 Знаю цель урока

3 Знаю план достижения цели

 4 Могу работать по плану

5 Могу хорошо читать текст

6 Умею отвечать на вопросы по тексту

7 Сам могу составить вопрос к тексту

 8 Умею работать в группе

 9 Могу доказать свои высказывания

10 Могу оценить свою работу на уроке

11 Могу оценить работу своих товарищей

 12 Могу сказать, что урок прошел с пользой 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи"

Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани...

Методическая разработка урока русского языка во 2 класссе "Развитие речи, как средство решения орфографических задач"

Урок построен как единая линия работы по развитию речи на примере произведений Г. Скребицкого. Направлен на развитие внимания, мышления, интереса к творчеству писателя, воспитывает любовь к природе....

Урок русского языка 4 класс Тема: "Части речи. Закрепление пройденного материала".

Эта презентация поможет учителям, родителям и детям закрепить свои знания по теме: "Части речи"....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".

Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Наречие как часть речи"

Методическая разработка урока русского языка.  Тема: "Наречие как часть речи"...