Методическая разработка урока русского языка "Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Чекмезова Мария Леонидовна

Урок обобщения и систематизации знаний для 3 класса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учитель: Чекмезова Мария Леонидовна

Класс: 3 «В»

Тема: Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: научиться применять знания об изученных частях речи.

Задачи:

Образовательные:

-повторить полученные знания о частях речи;

-повторить признаки частей речи;

-развивать навык различения частей речи.

Развивающие:

-развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному языку;

Планируемые результаты:

Предметные: 

  1. узнавать изученные части речи среди других слов;
  2. использовать алгоритм действий по определению частей речи;
  3. грамотно писать словарные слова;
  4. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные: 

  1. уметь проводить самооценку;

Регулятивные: 

  1. уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  2. проговаривать последовательность действий;
  3. оценивать правильность выполнения действия на уровне;
  4. планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  5. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: 

  1. уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  2. слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные: 

  1. уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
  2. находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, технология разноуровневого обучения.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер.

Ход урока

Этап урока

Время

Содержание педагогического взаимодействия

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Мотивационный этап.

1 мин

Проверка готовности к уроку. Настрой на урок.

Проверяют готовность к уроку. Эмоционально настраиваются на урок.

У каждого ученика сигнальная карточка. Зелёный цвет-необходима помощь. Белый цвет-всё в порядке.

II. Актуализация знаний.

6 мин

Гимнастика для пальцев рук.

Слайд.

Запишите:

Двадцать первое января.

Классная работа.

Слайд. Посмотрите внимательно на слайд. Какие сочетания букв вы видите? Прочитайте. Какой знак их разделяет?

сущ. прил. гл. числ. мест.

Пропишите сочетания.

(контроль и коррекция посадки при письме)

Подумайте, что они вам напоминают. Где мы их используем?

Запоминайте свои догадки, они пригодятся на уроке! (подсказка №1)

Словарно-орфографическая работа:

Слайд.

Догадайтесь, какие слова записаны в первой строчке? Подумайте, знакомы ли они вам? И когда мы их используем. (подсказка №2)

.н, .на, .ни, .но

Запишите первую строчку, вставляя пропущенные буквы.

Обратите внимание на вторую строку.

.дин, вт.рой

Прочитайте. Какие буквы пропущены в словах? (гласные, безударные)

Мы можем подобрать проверочные слова для проверки? (нет, так как это словарные слова) Подумайте, знакомы ли они вам? И когда мы их используем. (подсказка №3)

Вставьте пропущенные буквы, запишите слова. Поставьте ударение, подчеркните буквы, которые необходимо запомнить. Взаимопроверка.

Слайд. Поменяйтесь тетрадями и сверьте работу с эталоном. При необходимости исправьте ошибки. Верните тетради друг другу.

Работа с листами самооценки. 

№1

Нет ошибок -  2 баллов;

1 ошибка – 1 балл;

Более 1 ошибки - 0 баллов

Итак, какие задания мы выполнили? Потренировались в письме, повторили словарные слова.

Выполняют упражнения.

Работают в тетрадях.

Отвечают на вопросы.

Работают в тетрадях.

Меняются тетрадями.

Самооценивание.

 

III. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

6 мин

Пришло время использовать подсказки! Вспомним, что обозначают сокращения сущ. прил. гл. мест.?  (части речи) Какие? (перечисление).

А что же за слова: он, она, они, оно? (местоимения)

А для чего мы используем такие слова как: один, второй? (для перечисления, счёта) Это какая-то определенная часть речи? Какая?

Молодцы! Вы правильно поняли мои подсказки. Какая же тема урока?

Тема урока: Части речи. Повторение и уточнение знаний. (открыть тему на доске)

Сформулируем цель урока, учитывая тему.

Чему сегодня мы научимся? Как вы думаете? (применять знания об изученных частях речи)

Для достижения цели урока, составим план задач:

1.Вспомним изученные … (части речи)

2.Повторим признаки … (частей речи)

3.Поупражняемся в распознавании … (частей речи)

(открыть задачи на доске)

Слайд.

В русском языке 10 частей речи. Найдите в списке уже известные вам. Назовите.

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Предлог

Союз

Частица

Междометие

Скажите, что мы сейчас сделали? Мы вспомнили изученные части речи. А это значит, что мы справились с первой задачей урока! Молодцы.

Отвечают на вопросы.

С помощью учителя называют тему урока, формируют цель урока.

С помощью учителя составляют план задач урока.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

IV. Работа по теме урока.

5 мин

А сейчас вспомним, какие признаки имеют части речи? Что же обозначают части речи и на какие вопросы отвечают?

Слайд.

Таблица частей речи. (совместное заполнение)

Молодцы!

Совместная деятельность по составлению таблицы.

V.

1 мин

Физминутка

Имя существительное-хлопок,

Имя прилагательное-прыжок вверх,

Глагол-изображаем это действие,

Имя числительное-приседаем!

Стол, жёлтый, плыву, первый!

Яблоко, сладкое, иду, один!

Выполняют упражнения.

VI. Работа по теме урока. Продолжение.

8 мин

А теперь зафиксируем наши знания, выполнив задание. Перед вами карточки с заданиями. Выберите уровень сложности для себя самостоятельно.

Низкий уровень сложности

! При выполнении задания используй информацию из учебника на стр.3.

Соотнеси части речи с вопросами

Имя существительное

какой? какая? какое? какие? (обозначает признак предмета)

Имя прилагательное

кто? что? (обозначает предмет)

Глагол

кто? что? (указывает на предмет, не называя его: я, ты, мы, он, она)

Имя числительное

что делать? что сделать? (обозначает действие предмета)

Местоимение

сколько? который? (количество, порядок при счёте)

Средний уровень сложности

! При выполнении задания НЕ используй информацию из учебника.

Соотнеси части речи с вопросами

Имя существительное

какой? какая? какое? какие? (обозначает признак предмета)

Имя прилагательное

кто? что? (обозначает предмет)

Глагол

кто? что? (указывает на предмет, не называя его: я, ты, мы, он, она)

Имя числительное

что делать? что сделать? (обозначает действие предмета)

Местоимение

сколько? который? (количество, порядок при счёте)

Высокий уровень сложности

Запиши вопросы, относящиеся к частям речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

Местоимение

Слайд. Проверь себя! Сравните свою работу с эталоном. При необходимости исправьте ошибки.

Работа с листами самооценки.

Оцените свою работу. Если не допустили ошибок-2 балла; 1-2 ошибки-1 балл, более 2 ошибок-0 баллов.

Итак, какая задача перед нами стояла на этом этапе урока? (повторить признаки частей речи)

Выполнили мы ее? Справились?

Работа на карточках.

Выбирают уровень сложности, выполняют задания.

Самопроверка.

Самооценивание.

Отвечают на вопросы, формулируют выводы.

VII.

1 мин

Гимнастика для глаз

Выполняют гимнастику.

 

VIII. Закрепление материала.

8 мин

Работа с учебником стр.4 упр.2.

Прочитайте стихотворение. Обратите внимание на выделенные слова. Необходимо определить какими частями речи они являются. Для этого вспомним алгоритм.

Раздать карточки с алгоритмом.

1. Поставить к слову вопрос.

2.Определить, что обозначает это слово. Например: книга-отвечает на вопрос что? И обозначает предмет, из этого следует, что это имя существительное.

Выполните задание к упражнению в группах.

1 группа: только имена существительные

2 группа: только имена прилагательные

3 группа: только глаголы

Обсудите, запишите на листочках. Один из вас прочитает найденные слова.

Молодцы!

Слайд. А теперь поработаем самостоятельно в тетрадях. Запишите слова, определите части речи, используя алгоритм. Не забудьте подписать часть речи над каждым словом!

(неуспевающие-1 строка; остальные ученики-3 строки)

Солнце, бежать, красное, третье, она.

Смотрю, облако, ты, семь, деревянный.

Первый, мы, ласковая, мама, красил.

Слайд. Проверь себя! Сверьте работу с эталоном. При необходимости исправьте ошибки.

Работа с листами самооценки.

Оцените свою работу. Если не допустили ошибок-2 балла; 1-2 ошибки-1 балл, более 2 ошибок-0 баллов.

Итак, какая задача перед нами стояла на этом этапе урока? (поупражняться в распознавании частей речи)

Выполнили мы ее? Справились?

Работают по учебнику.

Делятся на группы. Выполняют задание. Отвечают.

Самостоятельно выполняют задание.

Самопроверка.

Самооценивание.

Отвечают на вопросы, формулируют выводы.

VIII. Рефлексивно-оценочный этап. Подведение итогов.

3 мин

Подсчитаем баллы на листах самооценки.  Посмотрите на лист самооценки, что получилось сегодня на уроке, а над чем надо поработать.

Назовите тему урока.

Какая цель урока была поставлена? Научиться применять знания об изученных частях речи. Достигли мы её?

Выполнили план задач урока, который намечали?

Анализ работы учеников учителем. Оценивание.

Подсчитывают баллы.

Отвечают. Слушают. Анализируют вместе с учителем.

IX. Домашнее задание.

1 мин

Стр. 5 упр. 4

Неуспевающие 1 группа слов, остальные и 1 и 2 группы слов.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи"

Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани...

Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".

Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....

Методическая разработка технологической карты урока по русскому языку на тему «Глагол как часть речи»

Представлена технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса....

Методическая разработка урока русского языка "Служебные части речи. Частицы"

Цели урока: обобщить признаки служебных частей речи; углубить знания о частицах; развивать умения различать самостоятельные и служебные части речи....

Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка. 4 класс." Имя существительное , как часть речи".

Методическая разработка. Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс.  "Имя существительное, как часть речи"....

методическая разработка урока русского языка для 4 класса Глагол как часть речи

Урок русского языка позволяет систематизировать и обобщить знания о глаголе как части речи и его морфологических признаках.Минутка чистописания воспитывает каллиграфические навыки и даёт характеристик...