Методическая разработка урока развития речи сочинение по серии картинок: « Как спасали рыбаков"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Мишина Любовь Ивановна

     Развитие речи – важнейшая задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности. Включение в систему развития связной речи работы над изложением и сочинением позволяет более полно строить обучение языку как средству общения, помогает формированию стилистически дифференцированной речи учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Тема: Сочинение по серии картинок: «Спасение рыбаков»

Цели урока:

     1. Формирование умения устанавливать последовательность действий при подготовке к сочинению.

     2. Формирование умения рассматривать картинки и раскрывать содержание картинок в письменном тексте.

     3. Формирование умения выделять части в тексте.

Оборудование: презентация.

                                     Ход урока

1.Постановка учебной задачи.

     -Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке?

( Писали изложение)

     - Что вам подсказывало правильно, поэтапно написать изложение?

( План работы)

     - Посмотрите на доску. Вы видите картинки. Как вы думаете, какое задание  будете сегодня выполнять?

( Составлять по картинкам рассказ)

2. Составление плана работы.

     - Определим порядок  работы. Для чего нужен нам план работы?

( План работы отражает нашу работу)

     - Прочитайте памятку.

     

                                       Памятка №1

    1. Определю части.

    2. Выделю в них главное и озаглавлю.

    2. Рассмотрю картинки. Выделю  события, которые буду описывать.

     3. Обращаю внимание на структуру и оформление предложений. Найду слова с изученными орфограммами, подумаю, как объяснить их написание.

    5. Продумаю содержание вводной, основной, заключительной частей текста.

        6. Подумаю, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.

          7. Напишу сочинение, проверю.

 ( Памятка, т.е. порядок  работы, составлен неверно)

     - Ребята, работаете в группах по четыре человека, будем восстанавливать деформированный план работы.

     При восстановлении деформированного плана работы учащиеся обосновывают необходимость и последовательность каждой операции.

     - Почему первым пунктом плана работы мы должны рассмотреть картинку, выделить события?

( Чтобы знать, о чём или оком будет речь)

     - А почему следующим пунктом будет подбор слов, предложений?

( Знать, что писать и как писать)

     - Почему следующим пунктом определяем части текста, продумываем содержание вводной, основной и заключительной частей текста?

( Чтобы знать с  чего начинать писать, чтобы рассказ получился последовательным, чтобы текст был законченным)

     - А почему следующее действие: выделяю в частях главное и озаглавливаю, т.е. (план сочинения).

( Чтобы всё рассказать по порядку, ничего не пропустить)

     - Почему следующим пунктом будет: обращаю внимание на структуру и оформление предложений. Найду слова с изученными орфограммами, подумаю, как объяснить их написание.

( Чтобы предложения были правильно оформлены, чтобы грамотно написать текс)

     - Зачем после написания сочинения мы должны обязательно проверить работу?

( Мы увидим, получился ли у нас текст, проверим написанного текста)

     - Читаем памятку №2, сравниваем с памяткой №1.

(Памятка №2 -  это последовательность нашей работы)

                                             Памятка №2

     1. Рассмотрю картинки. Выделю события, которые буду описывать.

     2. Подумаю, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.

     3. Определю части.  

    4. Продумаю содержание вводной, основной, заключительной частей текста.

     5. Выделю в них главное и озаглавлю (план сочинения).

     6. Обращаю внимание на структуру и оформление предложений. Найду слова с изученными орфограммами, подумаю, как объяснить их написание.

     7. Напишу сочинение, проверю.

     

3. Рассматривание картинок. Определение темы и основной мысли текста.

     - Рассмотрите картинки. О чём будет рассказ?

( О том, как спасли рыбаков на льдине)

     - Верно. А что главное хотел сказать автор?

( Людей не оставили в беде)

     - Что мы определили?

( Тему и основную мысль)

     - Давайте подберём заголовок. Что в нём должно быть отражено?

( Тема)

     - Как можно озаглавить рассказ?

( Спасение рыбаков. Рыбалка на льдине. Опасная рыбалка. Помощь пришла.)

    -Какие заголовки отражают тему?

( Спасение рыбаков)

4. Составление плана.

     - Что поможет нам представить весь текст полностью и вспомнить все главные моменты при его описании?

( План сочинения)

     - Подумайте, что могло произойти до того момента, который изображён на картинке?

(Дед с внуком собираются на рыбалку)

     - В какой части можно рассказать об этом?

(  Во вводной)

     - Составьте предложения для вводной части. Можно пользоваться опорными словами. Дайте мальчику имя.

( Дед и внук Максим давно мечтали о рыбалке. Наступил долгожданный день, и они стали собираться на рыбалку. Погода была прекрасная. Максим был очень счастлив, что сбылась его мечта)

     - Как озаглавим эту часть?

( Долгожданная рыбалка. Сборы на рыбалку.)

Учитель записывает заголовок на доске.

     - Скажите, что подсказывают нам картинки, какую роль они могут выполнять?

( Правильно. Роль плана могут выполнять картинки – серии картинок)

     - Как  называется следующая часть?

( Основная часть)     

     - О чём будем рассказывать в основной части?

( О событиях, которые изображены на рисунках)

     - Рассмотрите первую картинку. Скажите, что на ней происходит?

( Максим с дедом ловят рыбу)

     - Как озаглавим эту часть?

( Первый улов)

 Учитель записывает заголовок на доске.

     - Рассмотрите второй рисунок. Как дальше развивались события?

( Льдина треснула, и рыбаков унесло в море)

     - Скажите, что почувствовали рыбаки?

( Рыбаки очень испугались испугались)

     - Как это показал художник?

( У них испуганное выражение лиц, открыты рты, словно они кричат, дед выронил со страха удочку)

     - Теперь озаглавим эту часть, чтобы выделить главное.

( Льдина треснула. Страшное несчастье. Рыбаков унесло в море.)

Учитель записывает заголовок на доске.

     - Что случилось дальше?

( Диму с дедом спас вертолёт)

     - Может ли эта часть быть заключительной? Озаглавьте эту часть.

( Чудесное спасение)

Учитель записывает заголовок на доске.

     - Для чего нам нужен план?

 ( Чтобы вспомнить главные моменты сочинения; чтобы события излагать по порядку)

     - Посмотрите на доску, что у нас получилось?

                                       План

1. Сборы на рыбалку.

2. Первый улов.

3. Рыбаков унесло в море.

4. Чудесное спасение.

     - Сколько у нас получилось частей по плану?

( Четыре)

     - Как отделить одну часть от другой?

( Писать с красной строки)

5. Орфографическая подготовка.

     - Подготовьтесь написать сочинение грамотно:

  • найдите слова с проверяемыми безударными гласными. Подберите проверочные слова;  
  • прочитайте слова и  запомните, как они пишутся;

 6. Запись текста.    

     -Напиши заглавие.

     - А теперь молча готовимся к записи. Ещё раз рассматриваем картинки и приступаем к работе.

    - Проверьте грамотность  написанного.

7. Итог урока.

    - Чему учились на уроке?

( Восстанавливать деформированный план работы; составлять план сочинения по сюжетным картинкам.)

    - Расскажите, как пользовались памяткой ( планом работы) ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.

Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...

Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

Методическая разработка  урока развития речи с применением информационных технологий.  3 класс. Из портфолио учителя  ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...

Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

Методическая разработка из портфолио учителя ГБОУ школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга Лёвиной Наталии Николаевны...

Методическая разработка урока развития речи во 2 классе (изложение)

Урок обучающего  изложения  по коллективно составленным вопросам к тексту . УМК "Школа России"...

Методическая разработка - урок развития речи в 3 классе по теме "Готовим подарки"

Методическая разработка - урок развития речи в  3 классе коррекционной школы VII вида сочинение по теме "Готовим подарки маме"Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, презентация Power ...

Конспект урока развития речи "Рассказ по серии картинок «Кормушка»" в 4 классе

Конспект урока развития речи в 4 классе (АООП НОО, вариант 2.2)...