Написание сочетаний жи-ши конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Попова Вера Сергеевна

Открытый урок русского языка в 1 классе  по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napisanie_sochetaniy_zhi-shi.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка

 в 1-м классе по теме:

"Слова с сочетаниями

"                       "

                           

                         Подготовила и провела: Попова В.С.

                                2011  год

 Цель урока: 

  1. Уточнение представлений учащихся о звуках Ж, Ш как твердых, развитие умения правильно писать ЖИ, ШИ.
  2. Закрепить умение выполнять звуко–буквенный анализ слов.
  3. Отработка каллиграфического навыка.
  4. Следить за посадкой детей.
  5. Развивать культуру общения, воспитывать внимание, тренировку памяти.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Прозвенел звонок весёлый,

Всех зовёт он на урок.

Ну-ка, детки, все готовы?

Начинаем точно в срок.

 На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать

 Я урок сейчас начну.

II. Работа по теме (с использованием сказочного сюжета):

Ребята! Сегодня мы отправимся на сказочный остров, где происходят чудеса, волшебство. За окнами у нас весна, а мы отправимся на сказочный остров, где присутствует другое время года, а что это за время года, мы узнаем, разгадав этот кроссворд:

Кто зимой холодной
Бродит в лесу
Злой, голодный? (волк)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет
Сушит на зиму грибы? (белка)

Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище? (кот)

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи (собака)

img1

- какие из них домашние животные, а какие дикие? Почему?

- на какой вопрос отвечают все эти слова? (кто?)

- значит  они одушевлённые или неодушевлённые?

- в каком слове все  согласные  буквы глухие? (кот)

- в каких словах все  гласные обозначают твёрдость согласных звуков? ( волк, кот, собака)

- назовите односложные слова (волк, кот)

-  найдите слова, в которых присутствует звук (о)  (волк, кот)

- в каком слове 3 слога? (собака)

- а как узнать сколько в слове слогов?

- теперь скажите, какое же слово получилось в выделенных клетках?  (лето)

- Правильно, лето!

1. Минутка чистописания.

- Выделите первый звук в слове лето.         (Звук (ль)

- дадим ему характеристику (согл, звонк, мягкий)

- какой буквой обозначается этот звук?  

На доске:

Лл    ЛЛлл   ЛЛЛллл

Определите закономерность и напишите до конца строки.

лето  (…осень  …зима…весна)

2. Звуко-буквенный анализ слова лето

Лето – 4 б., 4 зв., 2 гл., 2 согл., 2 слога.

-е- (э)

-т- (т)

-о-(а)

3. Словарный диктант.

Ну, вот мы в сказочной словарной стране! А вот и волшебный сад, который надо миновать, чтобы попасть на сказочный остров. На  яблоне – на волшебных яблочках растут гласные буквы: о, а, и, е.

Здесь зашифрованы словарные слова, нужно правильно срывать волшебные яблочки.

С…ница , в..р..бей, М..сква, м..роз, п..ртфель.

(дети подходят к доске, срывают волшебные яблочки, прикрепляют их).

Запись трех слов в тетрадях детьми. (запись по памяти). Взаимопроверка.

Молодцы!

Ну, вот и сказочный остров!  Посмотрите, что за слова растут на этом острове.

Ужи, ежи, живот, шило, машина, тишина.

-Что общего во всех словах?

Тема нашего урока:

Слова с сочетаниями: жи, ши.

Послушайте сказку:

“Жили-были согласные ж и ш – твердые по характеру. Стоял жаркий летний день. Согласные буквы ж и ш решили искупаться. Вдруг набежала большая туча, грянул гром, подул ветер, по реке побежали волны. Они накрыли ж и ш. Бедные буквы кричат, зовут на помощь, а на берегу сидела важная буква ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающихся ж и ш и спокойно укрылась под грибком. Но, к счастью, их крики услышала буква и – мягкая по характеру. Она смело кинулась на помощь, подплыла к буквам и вытащила их на берег. С тех пор, согласные буквы ж и ш дружат только с гласной буквой и.

(ставлю рядом трех девочек ж, и, ш, которые держатся за руки, и выставляю карточки с сочетаниями: жи, ши).

Физминутка (под музыку).

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1) - Посмотрите какое волшебное солнышко светит над сочетаниями жи –ши.. Каждый лучик состоит из слов, а в каждом слове  есть сочетания  жи или ши.

(на доске написаны слова)

ланды -

ры - ки

мы -

камы -

- раф

пру - на

Вместо черточек надо вставить нужный лучик: жи или ши.

(комментированная работа)

2) вставить пропущенные сочетания (самостоятельная работа).

- Ребята, а вы хотите узнать, что за животное живёт на нашем острове? Но вы сможете это сделать, если сами правильно сможете написать слова из упражнения 96.

IV. ОБОБЩЕНИЕ.

- Теперь вам стоит только отгадать загадку и вы узнаете, кто здесь живёт?

- Она у  нас  сегодня в гостях . Она тоже учится в  школе, но только в лесной. У лисы письмо от учащихся лесной школы.

(читаем письмо)

Дорогие ребята!

Очень просим выполнить задание, которое мы вам предлагаем. Перед вами картинки: правильно запишите эти слова.

Жираф, ежи, лыжи,   стрижи.

-Какое слово лишнее? Почему?

Ребята! А вы знаете, почему лыжи называются так?

Слово лыжи произошло от слова “улизнуть”. Оказывается, они слова-родственники. А в старину слово “лызгать” обозначало “скользить по льду”

Лызнуть – улизнуть – скрыться.

И, выходит, что в самом названии лыжи заключается главное свойство скольжения.

Лыжи слово древнее, появилось около 800 лет назад.

V. Итог

– Ну, вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Я думаю, что вы всегда будете правильно писать сочетания: жи, ши.

  1. Рефлексия

- я  запомнил, что жи-ши … (пиши с и)

- я узнал почему жи-ши..  (пишется с и)

- я буду всегда правильно писать…(жи-ши)

- Волшебная яблонька дарит свои волшебные яблочки тем ребятам, которые хорошо работали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе на тему «Повторяем написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.» с использованием ЭОР

Русский язык 2 классТема: Повторяем написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.Тип урока: Урок обобщения и закрепления  пройденного материала....

Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". УМК Перспективная начальная школа""...

Урок русского языка в 1 классе по системе Занкова по теме "Написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся 1 класса по программе Занкова. Направлен на развитие умения находить орфограмму и правильно писать гласную  букву в сочетаниях, развитие устной и п...

Написание сочетаний чк, чн в словах. Конспект урока 1 класс ПНШ.

Технологическая карта урока русского языкаТема урока: написание сочетаний чк, чн в словахЦель: способствовать формированию  представления о написании  слов с сочетаниями чк, чнЗадачи:Создать...

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу Задания на проверку знаний по написанию сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щуЗадания на проверку знаний по написанию сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу....

Конспект урока по "Русскому языку", 2 класс, тема: Упражнение в написании слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу

Тема: «Упражнение в написании слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу».Цель: развитие навыков правописания изученных сочетаний на основе орфографической зоркости.Задачи:...