« Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Кристина Александровна

« Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_myagkogo_znaka_posle_shipyashchikh.doc906.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект образовательного мероприятия

Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Мотолыгина Кристина Александровна

Должность

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МАОУ «Медико- биологический лицей»

Республика/край

Саратовская область

Город/поселение

Саратов

Предмет

Русский язык

Класс,  профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек

3 класс

Продолжительность урока/мероприятия

45 мин

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

« Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Учебник русского языка под ред. Н. В. Нечаевой, 3 класс, 4 четверть

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Урок изучение нового материала. Тесно связан со следующим уроком, на котором будет дальнейшая отработка навыка написания ь знака после шипящих согласных у имён существительных.

Цели урока/ занятия/ мероприятия

Создание условий для формирования предметных и метапредметных действий.

 Личностные результаты

 - осознавать смысл изучения правописания приставок и успешного их использования в словах,

- понимать значимость правильного написания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

 - оценивать ход и результат выполнения задания;  сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;  

- корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.

Познавательные:

 - общеучебные:  ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;

- логические:  устанавливать причинно-следственные связи;

  - строить логические цепи рассуждений;

  - постановка и решение проблем:  самостоятельно искать способ решения проблемы.

 Коммуникативные:

  - уметь работать в парах;

-  внимательно слушать друг друга;

  - уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

  воспроизведение своими словами правила, алгоритма; выполнение действий по образцу;

  знать, как пишутся имена существительных с шипящими на конце;

  находить в тексте слова с ь после шипящих на конце имён существительных женского рода обогащение речи детей.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

Образовательные:

- формировать умение различать слова мужского и женского рода;  

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся терпимость, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;

- воспитывать самостоятельность, творческую активность. 

Развивающие:

- развитие орфографической зоркости;

 - развитие познавательных процессов: мышление, внимание, память.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

Актуализируют знания о роли ь знака (показатель мягкости, разделительный).

Приобретут знания о третьей роли ь знака. Узнают когда ь знак пишется после шипящих согласных, а когда не пишется.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

Компьютер, интерактивная доска, карточки.


Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

Этап урока

/занятия/мероприятия

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме[1]:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Начало урока.

Организационный момент.

1-2 мин

Эмоциональное вхождение в урок.

Авторский

Цель: положительно настроиться на урок; установить эмоциональный контакт между учащимися;

Задачи: воспитательная- воспитывать у учащихся чувство доброты.

Здравствуйте, ребята.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте хорошей работы на уроке. Дети, посмотрите, у вас на партах лежат смайлы, которые показывают такие чувства, как  радость, равнодушие и грусть. Возьмите один из смайла и покажите то настроение, с которым вы пришли на урок.

Регулятивные: Обеспечение учащимися организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха.

Социальная  способность относиться к окружающим с уважением и добротой;

Вхождение или погружение в тему

7 мин

Сказка

про мягкий знак

Внимательный ученик

Отсроченная отгадка

Определение темы и постановка целей урока

Заимствованный

Заимствованный

Заимствованный

Цель: создать мотивацию к определению темы и цели урока;

 Задачи: повышать интерес к предмету через средства развивающего обучения; умение формулировать тему урока;

развивать умение выделять общий признак.

Ребята, сейчас я вам прочитаю сказку, которая поможет нам определить тему урока. Кто будет внимательно слушать, тому без труда удастся выполнить все задания предлагаемые на уроке.

-Вы любите сказки? Слушайте.              

Попал как то  Ь  знак в страну шипящих звуков. Шипят все кругом. Испугался   Ь   и стал проситься  к словам. Первым  был  дом  существительных  мужского  рода.

Мой товарищ, врач, скрипач, ключ, гараж, кумач и грач!

  Хочу я с вами поиграть, хочу в конце у вас стоять!

 Ну, так вот, зашипели они на мягкий знак   и говорят:                                        

« НЕ мужское это дело смягчаться.

Мы, мужчины,  воины. И прогнали они мягкий знак .

Опечалился  он  и  подбрёл к словам  женского рода.  

 Идёт и думает :  Женщины всегда, добрые, как мама.

 Моя ночЬ,вещЬ и рожЬ, моя дочЬ, печЬ, брошЬ,

 Мои дорогие, красивые, вам нужна моя помощЬ, любимые!

И верно сжалились слова ж.р  и взяли мягкий знак к себе.                            

С тех пор во всех существительных  ж.р. на конце после шипящих  пишется мягкий знак.

- Внимательно слушали сказку? Кто является главным героем сказки? (мягкий знак)

- Что уже знаете о Ь

( Дети приводят примеры на каждую роль Ь и обоснуйте свой пример)

- Как вы думаете, почему на слайде стоит «?» (возможно, есть еще одна роль Ь)

- Как вы думаете, чему мы сегодня посвятим урок?

(Урок посвятим изучению ь знака)

- Кто сможет сформулировать тему урока ?

- Определите цель урока. (учиться правильно писать  существительные с шипящими на конце слова)

- Вспомните сказку. Что заметили особенного? (ответы детей)

(Дети выводят правило написания)

- Давайте уточним алгоритм  правописания.

- Какое действие будет первым? (определяем род у существительных)

-Какие действия будут следующие? ( если существительное ж.р, то пишем ь знак, если м.р ь знак не пишется).

Для закрепления можно обратиться к упр. 323 стр.27

Познавательные: Обобщать и классифицировать по признакам; на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:  умение слушать и понимать других;

Личностные: формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Информационная: способность читать кроссворды

- Учебно-познавательная: способность применять опорные знания по предыдущим темам;

Учебно-познавательные:  способность применять  знания о звуках; Коммуникативная: умение решать задания с выводами и комментированием;

Фаза 2 «Работа над темой»

Изучение новой темы

                                                                          10  мин                                                  

Работа в парах

Цель: актуализировать знания, полученные по изучаемой теме;   создать мотивацию к изучаемой теме;

Задачи: повысить интерес к предмету;

Цель: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Задачи: организовать коммуникативное взаимодействие, направленного на обобщение полученных знаний.

 На слайде записаны слова: грач…, ключ.., плащ…, рож…, мыш.., кирпич.., доч….

- Скажите мне какое задание необходимо сделать? (вставить пропущенную букву, ь знак)

- Для этого вам нужно поработать в парах. Вам поможет справиться с этим заданием алгоритм. Посмотрим, кто  был самым внимательным учеником.

- Пообсуждайте друг с другом, докажите свою точку зрения, поучите друг друга, когда нужно писать мягкий знак.

Спросить 2- 3 пары. И сравнить результаты. После чего ребята говорят делают вывод, когда же пишется мягкий знак.

- Так какое же правило, мы сегодня изучили? (спросить ещё 2 учеников, как они запомнили правило)

- Ребята, помните в начале урока, я вам показывала кластер. Скажите мне роли ь знака. Кто сможет сформулировать 3 роль?

При затруднении можно спросить: «У существительных какого рода пишется ь знак?» (у сущ. ж.р)

- Вспомните алгоритм написания. (вспоминают алгоритм)

- Следовательно ь знак после шипящих у имён сущ. на что показывает? (ь знак у имён существительных указывает на женский род )

Познавательные: умение определять истинное высказывание или ложное;на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные: целеполагание, саморегуляция;

Коммуникативные:  умение слушать и понимать других;

Личностные: формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

физминутка

Повторение с контролем

Заимствованный

Цель: физ. минутка поможет для того, чтобы дети отдохнули, подвигались. Но одновременно закрепить пройденный материал.

- Встаньте, ребята. Я буду называть существительные. Если им. Существительное пишется с ь знаком, то девочки поднимают руки вверх, а мальчики присаживаются. Если существительное пишется без мягкого знака, то мальчики поднимают руки вверх, а девочки присаживаются. Будьте внимательны. (плащ, помощь, рожь, кирпич, плач, мышь, силач.)

Закрепление нового материала

Поймай ошибку

Заимствованный

Цель: активизировать мыслительную деятельность; актуализировать полученные ранее знания; развивать внимание;  организовать коммуникативное взаимодействие в группе; развивать умение видеть ошибки.

Задачи: повысить интерес к предмету;

Материалы: учебник, ручка, карточка.

Цель: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Задачи: организовать коммуникативное взаимодействие, направленного на обобщение полученных знаний.

Дети, следующее задание будем выполнять в группах. Каждой группе даются карточки с текстом.

1 группа:

«В ЦИРКЕ»

В полноч  на манежь вышел циркачь и его доч. На нём был плащ. В руках он держал мяч. Скрипач играл марш. Вот морж поймал мяч. В зале стояла тишь.

2 группа

«В ЦИРКЕ»

В полночь  на манеж  вышел циркач и его дочь. На нём был плащь . В руках он держал мяч. Скрипач играл марш. Вот морж поймал мяч. В зале стояла тишь.

3 группа

«В ЦИРКЕ»

В полночь  на манеж  вышел циркач и его дочь. На нём был плащ. В руках он держал мячь. Скрипач играл марш. Вот морж поймал мяч. В зале стояла тишь.

4 группа

«В ЦИРКЕ»

В полночь  на манеж  вышел циркач и его дочь. На нём был плащ. В руках он держал мяч. Скрипач играл маршь. Вот морж поймал мяч. В зале стояла тишь.

5 группа

«В ЦИРКЕ»

В полночь  на манеж  вышел циркач и его дочь. На нём был плащ. В руках он держал мяч. Скрипач играл марш. Вот морж поймал мячь. В зале стояла тишь.

6 группа

«В ЦИРКЕ»

В полночь  на манеж  вышел циркач и его дочь. На нём был плащ. В руках он держал мяч. Скрипач играл марш. Вот морж поймал мяч. В зале стояла тиш.

Даётся время на выполнение работы.

После чего на интерактивной доске возникает текст, в котором во всех словах ошибки. Представитель каждая группы выходит и исправляет только свои ошибки.

 «В ЦИРКЕ»

В полноч  на манежь  вышел циркачь и его доч. На нём был плащь . В руках он держал мячь. Скрипач играл маршь. Вот морж поймал мячь. В зале стояла тиш.

-Почему были допущены ошибки? (потому что, кто составлял, не знает правило написания ь знака после шипящих)

- Хорошо.  Также мы должны уметь видеть ошибки.

- Скажите мне, так как, когда мы должны писать ь знак?(повторяют правило)

- Что нужно сделать изначально, чтобы узнать пишется ь знак, или нет?(определить род; повторяют алгоритм)

Познавательные: развитие  умения анализировать; На основе анализа объектов делать выводы;

Регулятивные: целеполагание, саморегуляция;

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение работать в группе;

Личностные: формирование  мотивации к обучению;

Учебно-познавательная: формировать новые знания, умения; способность передать свои знания  в ходе  создания проекта;

Коммуникативная: способность работать в группе; умение решать задания с выводами и комментированием. вести дискуссии в группе;

Рефлексия

Цель: научить оценивать свою деятельность на уроке и отношение к видам деятельности; организовать коммуникативное взаимодействие в группе;

Материалы: конверт с тремя карточками разных цветов, лист со словом МОЛОДЦЫ.

Продолжите фразу.

Что мы хотели выяснить на уроке?

Что нам удалось?

Мы ответили на поставленный вопрос?

Что будем делать завтра?

Что было самым важным на уроке?

Кто хочет кого-нибудь похвалить?

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Подведение итогов

Метод «Карта урока»

2 мин

Цель: научить оценивать свою деятельность на уроке и отношение к видам деятельности; организовать коммуникативное взаимодействие в группе;

Материалы: конверт с тремя карточками разных цветов, лист со словом МОЛОДЦЫ.

 

Ребята вам нужно собрать пазл (делятся на группы), листочки для пазла вы можете взять любого цвета, который соответствует вашему настроению.

Немного волнуюсь, так как надо еще поработать.

Спокойно, так как мне все понятно на уроке.

Мне грустно, так как мне ничего не понятно.

На доску вывешивает представитель из каждой группы свой пазл, в итоге получается слова МОЛОДЦЫ. (Таким образом, можно увидеть эмоциональный настрой детей)

Познавательные: развитие умения соотносить геометрические фигуры к их форме;

Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с заданием; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение работать в группе;

Личностные: формирование  мотивации к обучению;

Познавательные: Развитие  умения извлекать информацию из схем;

на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные: целеполагание, саморегуляция;

Коммуникативные:  умение слушать и понимать других;

Личностные: формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Информационная: способность составлять карту;

Коммуникативная: способность работать в группе;

Информационная: способность читать информацию в виде схемы;

- Учебно-познавательная: классифицировать свои знания по данному предмету;

Оценивание

Объявление оценок.

Домашнее задание

 (если  имеется)

Учить правило, стр.29. Упр.326.


Аналитическая  информация

Анализ планирования и осуществления ключевых процессов модерации: 

- интеракции участников группового процесса и их коммуникации,

- визуализации хода и результатов образовательного процесса,

- мониторинга достижения результатов (соответствия графика мероприятия, стадий групповой динамики),

- мотивации всех участников образовательного процесса,

- рефлексии педагога и обучающихся на каждом этапе урока,

- анализа и оценки деятельности обучающихся.

Для организации эффективного взаимодействия обучающихся на уроке были  сформированы малые группы, в которых прошла вся основная работа. В процессе совместной работы обучающихся  осуществлялись различные связи: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – малая группа, учитель – класс,  малая группа – класс. Красочно оформленная  презентации создали приподнятое настроение у обучающихся и учителя, праздничную атмосферу и позитивную мотивацию. Благодаря активным методам обучения мотивация, положительная энергетика урока дала заряд бодрости и обучающимся и педагогу. Позитивный настрой учителя, который поддерживал самостоятельную работу обучающихся, инициативу, разнообразные формы обучения,– оказывают сильное мотивирующее действие, позволяют детям и учителю сохранить работоспособность и хорошее настроение на весь  день.

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО и модерации  для:

 а. выполнения целей и задач урока (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока);

 

b. выполнения ФГОС (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

  - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМОиМ, а не другая технология

 

Поставленной цели урок достиг, были созданы условия для формирования предметных и метапредметных действий. Урок проводился в з  классе. а для данного возраста учащихся характерна игровая форма обучения. Поэтому применялись такие АМО как «Лови ошибку», «Карта урока», «Внимательный ученик», «Отсроченная отгадка», которые дают возможность быстро включиться в процесс познания, мотивируют на активную деятельность, сопутствуют формированию познавательных и учебных действий. Использование методов проблемного обучения, проектной деятельности,  групповой формы работы, игры, которые сопровождались компьютерной красочной презентацией, а также наглядностью и раздаточным материалом способствовали раскрытию темы и усвоению материала.

    Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей личности. Этот урок построен так, чтобы  знания были у учащихся актуальные. Ученики могли осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни. В течении всего урока у учащихся формировались коммуникативные действия в парах, группах, коллективе.

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

На уроке создавались условия  для формирования  познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий:

•        деятельностных, ( проблемный метод, метод проектов)

•        компетентностно-ориентированных (развитие творческого мышления, умения видеть, сформулировать и решить проблему, использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации)

•        информационно-коммуникативных ( компьютерная презентация, наглядность, раздаточный материал, работа в парах, работа в группах, коллективная работа);

•        здоровьесберегающих (равномерное распределение различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминуткой)

•        духовно-нравственное развитие ( АМО «Подари доброту» в начале урока позволил развить способность учащихся относиться к окружающим с уважением и добротой. 

Анализ и оценка  учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии АМО и модерации   (если апробация состоялась)

(Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты за счет использования технологии АМО и модерации).

Всем  учащимся  понятна новая тема, урок понравился – карта знаний получилась вся синего цвета. Все учащиеся, даже самые слабые, были активны и увлечены работой. Многие проявляли инициативу и самостоятельность. Доброжелательная обстановка сохранялась на протяжении всего урока.

Методическая ценность  урока/занятия/мероприятия

Урок с содержанием АМО эффективен, значительно повышает уровень учебной мотивации, ученики с большим интересом провели всю работу на уроке. Урок может послужить учителям начального обучения в качестве примера урока с применением активных методов обучения.

Дополнительная информация (обязательна для заполнения, включается в общую оценку конкурсного материала)

Указание приложений к уроку/занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Презентация,  созданная  в программе Pover Point.

Песня  о дружбе.

http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0%20%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8&where=all&filmId=d7RXrtwW8gE%2C 

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

Методические рекомендации для учителя. Русский язык. Н. В. Нечаевой, 3 класс.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме:"Мягкий знак(Ь) на конце имён существительных после шипящих"

Урок проводится с целью познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих....

Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих

План-конспект урока по теме «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих», 1 урок в теме/...

Проблемный урок в 3 классе Тема урока: « Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».

Задачи урока:  Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; Формировать умение различать слова мужского и жен...

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих

Методическая разработка по предмету "Русский язык" в 3 классе по теме:"Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих"...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....

Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока  доведены до обучающихся.  Поставленные задачи старалась реализоват...