Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Абрамкина Ирина Александровна

 

Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока  доведены до обучающихся.  

Поставленные задачи старалась реализовать посредством включения  всех учащихся в учебно-познавательную деятельность ( организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат,  « добывание» знаний путём практических действий, обобщение, рефлексия) была рациональна для решения задач. Правильно было выбрано место для опроса учащихся, закрепления изученных вопросов, самостоятельной работы, работы по учебнику.

Анализ структуры и организации урока. Тип урока – урок получения новых знаний. Структура урока соответствует его целям (психологический настрой учащихся, первичное введение материала при высокой мыслительной активности учащихся, с опорой на полученные ранее знания ,.мотивация запоминания, контроль  результатов первичного запоминания, регулярное систематизирующее повторение, включение опорного материала и контроль знаний.). Урок построен на основе  деятельностного  метода. Время  на каждом этапе урока  распределено рационально. Использовалась групповая форма работы, так как она наиболее соответствует задачам урока. На уроке детям было предложено, работая в парах, вывести правило.

Анализ содержания урока. Содержание урока соответствует требованиям государственных программ по русскому языку. Доступность изложения, полнота , достоверность просматривается в материале урока на всем его протяжении Актуализация опорных знаний представлена в виде работы на карточках, таким образом, проверила насколько хорошо дети усвоили материал прошлой темы , чтобы логически перейти  к  следующему  этапу  урока. Для открытия новых знаний была создана проблемная ситуация  с помощью предъявленных противоречивых фактов, которые вызвали ситуацию удивления. В ходе осознания противоречий, работы в группах с листами-помощниками смогли без помощи учителя вывести правило: «Почему в одних случаях в именах существительных после шипящих на конце пишем мягкий знак, а в других нет». Подтверждение новых знаний научным языком дети находят в учебнике в виде правила. Для закрепления нового знания были использованы задания различной степени сложности, которые способствовали интеллектуальному развитию учащихся. Генеральная линия урока -  « открытие « нового знания выдержанна на протяжении этапов урока.

Анализ методики проведения урока. Использование  работы в парах было направлено на формирование коммуникативных компетенций (умение договариваться, учитывать разные мнения, приходить к совместному решению в совместной деятельности). На уроке были использованы различные виды контроля: самоконтроль, ученик-учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде). Применение различных видов работы, чередование устной и письменной речи, - все это позволило снять утомляемость у учащихся, избежать перегрузки.

Анализ работы и поведения учащихся на уроке. Учащиеся работали на уроке активно, с интересом, увлеченно. План урока полностью реализован.  Поставленные цели и задачи достигнуты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок русского языка.

 3 класс УМК «Школа России»

Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цель урока: познакомить с правописанием мягкого знака в именах существительных  после шипящих на конце слова, расширить представления о роли мягкого знака в словах.

Задачи:

1.     Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

            - совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Метапредметные:

         а) познавательные УУД:

-развитие внимания, критического мышления , зрительной памяти учащихся.

        б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

           в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Универсальные учебные действия

I.

Организационный  момент

Проверяет готовность учащихся к уроку . Создает эмоциональный настрой на урок.

Ребята, подарите друг  другу улыбку и пожелайте друг другу удачи в работе.

-Запишите в тетрадях  число , подчеркните орфограммы.

Проверяют  готовность к уроку. Настраиваются на работу.

РУУД. Саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии.

ЛУУД. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности и желание приобретать новые знания.

2.

Обобщение знаний о мягком знаке

1. На карточках записаны слова: семья, банька,  вьюга, счастье, ладонь, уголь.

- Что объединяет эти слова?

-  Какое задание можно выполнить с этими словами? ( на какие?)

- Какую роль выполняет Ь?

     ( составление кластера)

(Делим слова на группы)

2. Работа с пословицей.( слайд 2)

« Умную речь приятно слушать».

- Как вы понимаете ее смысл?

- В какую группу мы запишем слово

« речь»  ( напечатать )

Почему?

  (Наблюдение над словом).

-На какой звук оканчивается слово? (Шипящий.мягкий, непарный).

- Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком.(Да)

-Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет).

-Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

- Какова же проблема перед нами встала? (сл.3)

 

 (Добавление в кластер ?)

Это имена существительные ед.ч,

Неодуш,, во всех словах есть Ь.

Разделить на группы.

Разделяет и смягчает.

Если человек говорит грамотно, то его интересно слушать.

ПУУД. Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Построение логической цепи рассуждений.

III.

Мотивационное целевое полагание:

1)Определение темы урока

2)Целеполагание

- О чем будем говорить на уроке?

 ( напечатать стрелку в схему)

- Значит тема нашего урока…(сл.4)

- Какие же цели мы поставим на урок?

Узнаем…(когда ь пишется после шипящих)

Научимся.. писать( слайд 5)

Узнаем еще одну работу Ь.

Формулируют  тему урока

«Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных».

Формулируют цели  урока

 

РУУД. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

КУУД. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

ПУУД. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

IV.

Работа по теме урока( в паре)

1)Работа над формулировкой правила

2)Выведения алгоритма

- А сейчас я предлагаю . Перед вами карточки с алгоритмом действий.

Карточка:

1.Прочитай слова: мяч, дочь, лещ, ночь, вещь, уж, карандаш, молодежь.

2.Определи, какие это части речи._____________

3.Какие звуки слышатся на конце слов.

4.Определи род имён существительных.

5.Запиши слова в два столбика.

6.Понаблюдай, где пишется мягкий знак, а где не пишется.

7.Сформулируй правило о написании ь после шипящих на конце имён существительных. (сл.6)

- Сравните свой вывод с правилом в учебнике ( С. 31)

Работа в парах.

- Составьте алгоритм «Как определить правильность написания с шипящим звуком на конце? 

карточки напечатать)

-Давайте проверим..Составление алгоритма.

Контролирует выполнение работы.

- Так запомни – род мужской

Гонит мягкий знак метлой.

Женский род наоборот,

Ь- знак в друзья берёт!

Открывают учебник с. 31  , читают и запоминают правило, проговаривая его друг другу вслух.

Составляют алгоритм из частей.

РУУД. Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

ПУУД. Поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятие, выведение следствий

 КУУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условия коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

ЛУУД. Осознание своих трудностей и стремление к их преодолению

РУУД.  Саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий  от эталона.

V.

Физкультминутка

Я буду называть имена сущ. мужского и женского рода с шипящим звуком на конце.Если назову существительное ж.р.-делаете хлопок руками над головой, если м.р.-приседаете.

Репортаж, тишь, калач, скрипач, молодёжь, богач, выигрыш, этаж, ералаш, чушь, чертёж, сушь, душ, хвощ, роскошь, фарш, смерч, дочь.

Выполняют упражнения :

VI

3)закрепление изученного материала

  • Работа по учебнику
  1. фронтально

  1. .

Напомнить цель

У. с 32,

- Прочитайте слова Мудрой совы.

упр. 53 –

- Выписываем только имена сущ. используя алгоритм

(с комментированием)

Самостоятельная работа. ( слайд 7).

Проверка по эталону)

Взаимопроверка. Оценивание.( сл 8)

 (! –правильно, + - 1 ошибка)

- Запиши слова ландыши, вещи, малыши, мыши, камыши, куличи, ночи, изменяя их по образцу : ключи – ключ. ( одно слово разобрать)

- Какие правила необходимо было вспомнить для правильной записи большинства слов?

Тест: ( по времени)Проверка. ( сл. 9-10)

1. На конце имён существительных ж. р. после шипящих

а) всегда пишется мягкий знак;

б) не пишется мягкий знак.

2. На конце имён существительных м. р. после шипящих

а) не пишется мягкий знак;

б) пишется мягкий знак.

3. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных указывает

а) на род имени существительного;

б) на число имени существительного.

-Научиться применять правило на письме

 

ЛУУД. Осознание себя как индивидуальности; положительное отношение к учению;

РУУД.  Саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий  от эталона.

Χ.

Рефлексия

Акцентирует внимание детей на конечный результат учебной деятельности на уроке.

- О какой же  новой работе Ь мы узнали на уроке? Добавить в схему. ( сущ. Женского рода после шипящих)

Устно дополняют предложения:

-Я узнал…( слайд 11)

-Я научился…

РУУД. Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

ЛУУД. Способность к самооценке своих действий

XI

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию (сл.8).

У. с. 31,32 правила, упр.55

Анализируют задание.

ЛУУД. Желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся.

XII

Выставление отметок

Выставление и комментирование  отметок.

Приложение.

речь

семья

банька

 вьюга

 счастье

 ладонь

 уголь.

        

    Зел.        Ь

  зел           Ь        кр

СУЩ.  Ж.Р.(ж, ш, ч, щ)

АЛГОРИТМ.

1.Определи часть речи.

2.Если это существительное с шипящим на конце…

3.Определи род.

Ж.Р.                     М.Р.

Ь                                 Ь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих

План-конспект урока по теме «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих», 1 урок в теме/...

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме"Парные звонкие и глухие согласные в конце слова"

Технологическая карта урока важна в работе учителя. Составление технологических карт - длительный процесс, но увлекательный....

« Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».

« Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»....

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих

Методическая разработка по предмету "Русский язык" в 3 классе по теме:"Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих"...

Технологическая карта урока по русскому языку 1 класс. «Школа России» Тема: Письмо прописной буквы Т.

Цели:  Знакомство с написанием буквы Т,  слов с  буквой Т Задачи: ·   учить писать букву Т, развивать графические навыки;·  развивать словарный запас учащих...

Технологические карты к урокам русского языка 3 класс "Школа России"

Представленные технологические карты уроков по предмету " Русский язык" для обучающихся 3  класса, разработанны в соответствии с требованиями ФГОС. В картах отражены цели и задачи ...

Презентация к уроку русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний»Тема: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)

Эта презентация поможет систематизировать подачу нового материала по теме: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)...