Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Каримова Ольга Анатольевна

2013-2014 уч.г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание программы

  1. Пояснительная записка……………………………………
  2. Учебно-тематический план……………………………….
  3. Содержание тем……………………………………………
  4. Учебно-методическое сопровождение……………………
  5. Требование к уровню подготовки обучающихся………..
  6. Список литературы………………………………………...


Русский язык

Пояснительная записка

        Данная рабочая программа для учащихся 4 класса по русскому языку разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования, а также на основе регионального компонента государственного стандарта начального образования.

        В программе отражен базовый федеральный компонент обучения русскому языку в школе, она соответствует требованиям к результатам обучения, сформулированным  Государственным стандартом образования. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет задачи и цели обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа не отдает предпочтения какой-либо одной концепции преподавания русского языка в ущерб другим.         

Ведущим направлением по языку в 4 классе является словоизменение. Изучается изменение по падежам имен существительных, имен прилагательных, изменение по лицам глаголов, формируются навыки правописания безударных падежных и личных окончаний. Основы грамматических знаний, с опорой на которые формируются данные орфографические умения, создаются уже в 3 классе при изучении синтаксиса и таких морфологических категорий, как род, число, падеж.

Успешность обучения родному языку во многом зависим от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к родному языку и познавательных умений: поставить познавательную задачу, найти способ ее решения, провести анализ языкового материала в целях  выделения существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила, сравнивать, обобщать, точно формулировать вывод, применять правило в условиях разной степени сложности. Важно формировать у детей общие подходы к решению орфографических, грамматических, речевых задач. Ученик активен в процессе познавательной деятельности.

Одной из важных задач обучении русскому языку в 2 – 4 классах является также формирование навыков каллиграфически правильного написания слов. На начальном этапе обучения письменной речи (1 класс) формирование каллиграфических навыков выступает в качестве самостоятельной цели, поэтому на уроках письма специальные каллиграфические упражнения выполнятся в течении всего урока. Во втором полугодии 1 класса целесообразно выделить специальный урок «Чистописание». Во 2 – 4 классах обучение каллиграфии строится с учетом трудностей и недостатков каждого ученика в становлении почерка. Дифференцированный подход является ведущим методическим условием формирования каллиграфического навыка. Своевременное исправление ошибок в начертании букв, показ в тетрадях письменного образца буквы, ее соединений приобретают особую значимость для младших школьников, поскольку невнимание к ошибочному начертанию буквы вызывает у ребенка уверенность в правильном написании и серьезно тормозит развитие нужного качества письма. 7-8 минут на уроке русского языка достаточно для того, чтобы обсудить с детьми допущенные ошибки в начертании букв, показать образец каллиграфически правильного написания определенной группы букв и написать 2-3 строчки слогов и слов. А в дальнейшем на протяжении всего урока необходимо целенаправленно развивать каллиграфическую зоркость и глазомер, самоконтроль за правильным начертанием букв, аккуратность, совершенствовать ритмичность и скорость письма. Этому способствует строгая дозировка объема письменных заданий на урок, спокойная рабочая обстановка на уроке, систематическая проверка тетрадей, наличие наглядных пособий по технике письма.

        Согласно «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы» материал по русскому языку для 4 класса распределен на 102 часа.

1. Повторение (16 ч.).

2. Предложение. (12 ч.)

3. Текст. (5 ч.)

4. Имя существительное (48 ч.)

5. Имя прилагательное (33 ч.)

6. Местоимение (7ч.)

7. Глагол (40ч.)

8. Наречие (наблюдение в процессе речевого общения).

9. Имя числительное (наблюдения в процессе речевого общения).

10. Развитие связной речи  (в течение года).

11. Повторение изученного за год (9 ч.)

12. Чистописание ( на каждом уроке русского языка).

Русский язык как учебный предмет предстаёт в материалах школьного учебника «Русский язык» и в относящихся к нему учебных пособиях, в совокупности с методическим руководством составляющих учебно-методический комплект (УМК) по обучению грамоте.

Мы будем опираться на УМК традиционной системы обучения. 

1. Рамзаева Т.Г. Русский язык. В 2 ч.: учеб. для 4 кл. /Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2007.

2. Рамзаева Т.Г. Методическое пособие по русскому языку. – М., 2007.

        В рабочей программе учтены  основные дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности развивающей направленности, самостоятельности и учета индивидуальных особенностей учащихся. Программа предусматривает и реализацию принципов коммуникативности и текстоцентричности. 

        Уроки русского языка строятся так, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочетались с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для общественно активной, критически и конструктивно мыслящей личности

        В современных условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации» (Федеральный Закон РФ «Об образовании»). Закон «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. И сегодня создан инструмент, позволяющий построить образовательное пространство, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом является технология деятельностного метода, которая разработана доктором педагогических наук Л.Г. Петерсон. Эта технология реализуется при обучении грамоте и письму.        

Форма обучения – урок, интегрированный урок. Уроки строятся на основе технологии деятельностного метода и включают в себя следующую последовательность деятельностных шагов (план урока):

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
  3. Постановка учебной задачи. Учитель не дает тему урока в готовом виде, а организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей ситуации в форме эвристической беседы.
  4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Учитель организует коллективную деятельность детей в форме подводящего диалога.
  5. Первичное закрепление во внешней речи.
  6. Самостоятельная работа. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
  7. Включение в систему знаний и повторение.
  8. Рефлексия деятельности (итог урока). На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке, фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечаются цели последующей деятельности.

Программа реализует в основном такие содержательные линии НРК, как «Информационная культура», «Родной язык», частично – «Культура здоровья и охрана жизнедеятельности», «Художественная культура», «Социально – экономическая и правовая культура».

        Данная рабочая программа предусматривает разные варианты учебно-методического обеспечения учебного процесса: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари, беседы, упражнения в учебнике, упражнения с/р, урок контроля. (Все это входит в педагогические условия и средства реализации стандарта).            

        Учебно – методическое, дидактическое и контрольно – практическое обеспечение удовлетворяет требованиям стандарта.

Основное содержание тем

Повторение.

Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.

Предложение по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст – повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.

Звуки и буквы. Слог. Ударение. Звуко-буквенный анализ слов.

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в конце слова (обобщение правил правописания гласных и согласных в корне слова). Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные ь и ъ (сопоставление).

Части речи. Роль имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, предлогов  в общении. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов как частей речи: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. Правописание родовых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени). Ь после шипящих на конце существительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопросы что делаешь? что сделаешь?

Предложение.

Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). Простое и сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых (ознакомление). Предложение с однородными членами, соединенными с союзами и, а,но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в простом и сложносочиненном предложениях (наблюдения).

Наблюдения за предложениями с прямой речью. Диалог (ознакомление). Обращение (общее понятие).

Текст.

Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразительные средства текста.

Части речи.

Имя существительное.

Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

Три типа склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных, 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на –мя, -ий, -ие, -ия). Управление как вид связи слов в словосочетаниях (общее понятие).

Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Камчатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т.п.

Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении.

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Согласование как вид связи слов в словосочетании (общее понятие).

Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

Местоимение.

Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного  числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).

Глагол.

Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глаголов: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.

Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов, данных в учебнике по теме «Глаголы I и II спряжения». Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться).

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать – слышал, увидеть – увидел.

Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-антонимов. Наблюдение за употреблением при глаголах имен существительных в нужных падежах с предлогами и без предлогов: написать (что? о чем?) сочинение об экскурсии, описать (что?) экскурсию.

Наречие.

Наречие – неизменяемая часть речи. Значение и вопросы. Роль в общении. Употребление наречий в глагольных словосочетаниях: летел высоко, двигались медленно и т.п. правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами –о, -а: близко, быстро, внимательно, чудесно, интересно, налево, направо, слева, справа, издалека, издавна.

Имя числительное.

        Роль в общении. Склонение количественных числительных  в словосочетаниях (типа два карандаша, пять дней, десять страниц), их употребление в речи.

Развитие связной речи.

        Тема и основная мысль текста. Заголовок, структура текста-повествования, текста-описания и текста-рассуждения.

Подробное и сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (по коллективно или самостоятельно составленному плану). Сочинение-повествование по картине, диафильму, эпизодам кинофильма; сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Использование при создании текста изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов и т.д.

Особенности построения устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).

Чистописание.

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов их соединений (по группам) в слова, предложения, небольших текстах при несколько ускоренном темпе письма. Упражнения для развития ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи (шт тшт,  ада, ауа, щее, енен).

Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся

Слова с непроверяемыми написаниями.

Автомобиль, агроном, адрес, аккуратно, аллея, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, до свидания, желать, железо, женщина, жилище, завтра, здесь, земледелие, издалека, инженер, интересный, календарь, килограмм, километр, командир, корабль, космонавт, костер, кровать, лагерь, легко, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, около, пассажир, победа, портрет, потом, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, салют, самолет, сверкать, сверху, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, справа, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, честно, шестнадцать, шоссе, шофер, экскурсия. Электричество, электровоз, электростанция.


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

к концу 4 класса

Обучающиеся должны знать:

- изученные части речи и их признаки;

- признаки однородных членов предложения.

Обучающиеся должны уметь:

- находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;

- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и имен прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) и знаками препинания между однородными членами, соединенными союзами и, а, но и не соединенными союзами;

- производить фонетический разбор слов (типа лодка, школьный, площадь);

- производить разбор слов по составу: находить в слове окончание, выделать корень, приставку, суффикс (городской, дошкольный, позвонит);

- производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен прилагательных; начальная форма,  род, падеж, число имен прилагательных; начальная  (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо ( в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;

- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

- пользоваться в речи предложениями с однородными членами;

- определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;

- озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста;

- составлять план;

- распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение – и использовать их в речи;

- в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление;

- писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;

- писать сочинение повествовательного характера.


ЗУН учащихся 4 класса

Предмет

Виды работ

4 класс

 

 

I полугодие

Конец года

Русский язык

Словарный диктант

 12-15 слов

 12-15 слов

 

Диктант

 65-70 слов

75-80 слов

 

Изложение

 

на 15-20слов больше текста диктанта

 

Сочинение

 11-12 предложений (70-80 слов)

  11-12 предложений (70-80 слов)

 

Контрольное списывание

 45-60 слов (учебник, доска)

 45-60 слов (учебник, доска)

Чтение

Темп чтения

80-90 слов в минуту

100-110 слов в минуту

Примерное количество контрольных письменных  работ по русскому языку за год

Предмет

Виды работ

4 класс

Русский язык

Диктант

8

 

Изложение

2

 

Сочинение

2

 

Контрольное списывание

2

 

Словарный диктант

1 раз в 2 недели

Техника чтения

Оценка

"5"

"4"

"3"

Класс

1 полуг.

2 полуг.

1 полуг.

2 полуг.

1 полуг.

2 полуг.

3 класс

100

110

90

100

85

90

Учебно – методическое обеспечение

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

  1. Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники и др.)
  2. Примерная программа начального общего образования по русскому языку.

Печатные пособия.

  1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
  2. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).
  3. Словари по русскому языку (толковый, орфографический).
  4. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.

Технические средства обучения.

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. Магнитофон.

Экранно-звуковые пособия.

  1. Слайды, соответствующие тематике программы по русскому языку.
  2. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по русскому языку.

Оборудование класса.

  1. Ученические  столы двухместные с лавками.
  2. Стол учительский с тумбой.
  3. Шкафы для хранения учебников, дидактически материалов, пособий и др.

Список литературы для учителя

Нормативные документы

1. Государственный образовательный стандарт (НРК) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области.   - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 1999.

2. Закон РФ «Об образовании» // М., 2010.

3. Постановление Правительства Свердловской области от 17.01.2006 г.  № 15-ПП «О региональном (национально- региональном) компоненте государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего    и  среднего (полного) общего образования  Свердловской области».

4.  Региональный (национально-региональный) компонент государственного

    образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. - Екатеринбург, 2005

Методика

  1. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 кл.: Кн. Для учителя: Тематическое и поурочное планирование: Метод. Комметарий к учеб. Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 1 кл.» - М.: Дрофа, 2003.
  2. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Кн. Для учителя/В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо 1 класс. – М.: ВАКО,  2004.
  4. Обучение грамоте: Поурочные планы (по учебнику В.Г. Горецкого и др. «Русская азбука» для 1 класса в 3-х частях. – Волгоград: Учитель, 2004.
  5. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/М.Р. Львов, В. Г.Горецкий, О.В.Сосновская. – М.: Академия, 2002.
  6. Беседы с учителем. Методика обучения: 1 кл. четырехлетн. нач. школы/Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вента-Графф, 2002.
  7. Горецкий В.Г. Об обучении грамоте//Начальная школа. – 1999. - №9. – с.12-29
  8. Русский язык. 1 класс: Поурочные разработки к учебникам Рамзаевой Т.Г. и Поляковой А.В. – М.: ВАКО, 2004

                 

Список литературы для ученика

  1. Русская азбука: учебник для 1 кл. трехлет. и четырехлет. нач. шк./ В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько, В.Д. Берестов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001.
  2. Рабочие тетради по письму. «Пропись 1, 2, 3, 4» к «Русской азбуке»./ В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2007.
  3.  В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Н.А. Федосова. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учеб. для 1 кл. нач.шк. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 112 с.: ил.

                                   


Рабочая программа

по русскому языку

для 4 класса



Предварительный просмотр:

п\п

Учебно –тематическое планирование

Кол

час.

Требования федерального компонента

Национально – региональный компонент ГОСа

Составляющие качества образования

Педагогичес.условия и средства реализации стандарта

Програм.

и метод.

обеспече-

ние

Контрол.

параметры

оценки

 достиже-

ния ГОСа

      Предметно -   информационная

    Деятельностно-

 коммуникатив-ная  

    Ценностно –

 ориентационная

1

             2

  3

             4

                5

               6

              7

          8

         9

       10

 1

Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове.

  1

Познакомить учащихся с учебником, прививать бережное отношение к книге

Повторение понятия о предложении, типы предложений по цели высказывания, интонации.

Развитие навыков работы с учебником, извлечение необходимой информации

Ценность образования и самообразования как условий успешной самореализации

Словесные методы: объяснение, рассказ учителя. Наглядные: работа с иллюстрацией.

Самостоятельная работа в тетради.

Словарная работа.

Гимнастика для кистей рук.

Учебник,

Упр. 1,2.

Письмо под диктовку.

2

Повторение пройденного в 1-3 классах.

  15

 Восстановление в памяти и систематизация знаний по разделам, полученных в 1-3 классах.

2) Повторение основных характеристик типов предложений по цели высказывания, , интонации, текста и элементов стилей, о морфемном  составе слова, частях речи.

Знание методик анализа текста с целью извлечения нужной информации.

Знать типы предложений по цели высказывания, по интонации, обобщить знания о составе слова, частях речи.

Уметь ставить знаки препинания в конце предложений, распознавать  главные и второстепенные члены предложения., распознавать ударный слог в словах, выполнять разбор слова по составу, подбирать однокоренные слова, осознанно проверять и писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне, различать предлоги и приставки, распознавать части речи и правильно их употреблять.

Осознание ценности полученной информации в 1-3 классах.

Понимание личной ответственности за получение качественного образования.

Развивать орфографическую зоркость.

Словесные методы: объяснение, рассказ учителя. Наглядные: работа с иллюстрацией.

Самостоятельная работа в тетради.

Словарно-орфографическая работа.

Дидактические игры.

Гимнастика для кистей рук.

Учебник,

Упр.4-69, 75-82,

таблицы, словари, карточки.

Письмо под диктовку, по памяти, изложение, самостоятельная работа в тетради по учебнику.

 3

Контроль-

ный диктант №1

1

Контроль знаний по изученным темам «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне, парными согласными, непроизносимыми и удвоенными согласными».

Правила правописаний слов  с проверяемыми безударными гласными в корне, парными согласными, непроизносимыми и удвоенными согласными.

Умение писать текст под диктовку, проверяя знакомые орфограммы.

Умение посмотреть на себя со стороны, дать адекватную оценку своей деятельности.

Контрольный диктант с грамматическим заданием, самопроверка.

Письмо под диктовку.

4

Склонение имен существитель-ных.

1

Проработать ошибки, допущенные в контрольном диктанте. Склонение имен существительных.

Познакомить со склонением как изменением формы слова, повторить порядок разбора слова по составу.

Уметь определять склонение имен существительных в ед. числе.

Ценность образования и самообразования как условий успешной самореализации

Работа по учебнику, словарно-орфографическая работа, самостоятельная работа в тетради.

Учебник, упр. 70-74

Письмо под диктовку.

5

Однородные члены предложения.

5

Создавать основу сознательного употребления однородных членов речи.

Учить овладевать интонацией перечисления при чтении предложений с однородными членами,

Уметь правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами без союзов и с союзами и, а , но, строить предложения с однородными членами.

Ценность образования и самообразования как условий успешной самореализации. Развивать орфографическую зоркость. Понимание личной ответственности за получение качественного образования.

Словесные методы: объяснение, рассказ учителя. Наглядные: работа с иллюстрацией.

Самостоятельная работа в тетради.

Словарно-орфографическая работа.

Дидактические игры.

Учебник, упр. 83-101

Письмо под диктовку.

6

Контрольный диктант №2

2

Контроль знаний по изученной теме «Однородные члены предложений».

Правила употребления запятой в предложениях с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

Умение писать текст под диктовку, проверяя знакомые орфограммы.

Умение посмотреть на себя со стороны, дать адекватную оценку своей деятельности.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ ошибок, самопроверка.

Письмо под диктовку.

7

Текст.

2

Тема, основная мысль, текста, план текста.

Учить сопоставлять тему и основную мысль текста, составлять текст, исходя из темы, опираясь на основную мысль, учить составлять план текста с опорой на тему и основную мысль.

Отрабатывать умение определять основную мысль и тему.

Развивать зрительную память и орфографическую зоркость, письменную речь учащихся.

Беседа, работа по учебнику, дидактические игры.

Учебник, упр. 102-108.

Письмо под диктовку, по памяти, изложение.

8

Имя существи-

тельное.

27

1.Склонение имен существительных.

2. Падежи имен существительных.

3. Три склонения имен существительных.

4. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.

5. Множественное число имен существи-тельных.

Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить с приемами распознавания падежей. Дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе. Учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения. Познакомить учащихся со склонением имен существительных во множественном числе.

Формировать умение склонять имена существительные в единственном числе. Отрабатывать умение определять падежи имен существительных. Развивать умение распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже. Развивать умение правильно употреблять существительные во множественном числе.

Развивать зрительную память и орфографическую зоркость, письменную речь учащихся. Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры. Понимание значимости умелого использования информации, получаемой из различных источников. Формировать навык правописания окончаний существительных

Беседа, работа по учебнику, дидактические игры. Словарно-орфографическая работа.

Учебник, упр. 109-267.

Письмо под диктовку, по памяти, изложение, работа с карточками, словарный диктант, творческая работа.

9

Контрольный диктант №3

2

Контроль знаний по изученной теме «Склонение имен существительных».

Знать падежи имен существительных, уметь определять падежи имен существительных

Умение писать текст под диктовку, проверяя знакомые орфограммы.

Умение посмотреть на себя со стороны, дать адекватную оценку своей деятельности.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ ошибок, самопроверка.

Письмо под диктовку.

10

Контрольный диктант №4

2

Контроль знаний по изученной теме «Правописание окончаний имен существительных».

Учить различать падежи по окончаниям и предлогам.

Умение писать текст под диктовку, проверяя знакомые орфограммы.

Умение посмотреть на себя со стороны, дать адекватную оценку своей деятельности.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ ошибок, самопроверка.

Письмо под диктовку.

11

Контрольный диктант №5

2

Контроль знаний по изученной теме «Множественное число имен существительных».

Учить различать падежи по окончаниям во множественном числе.

Умение писать текст под диктовку, проверяя знакомые орфограммы.

Умение посмотреть на себя со стороны, дать адекватную оценку своей деятельности.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ ошибок, самопроверка.

Письмо под диктовку.

12

Имя прилагатель-ное.

26

1. Правописание родовых окончаний имен прилагательных (повторение).

2. Склонение имен прилагательных.

3. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

4. Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода.

5. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи. Познакомить учащихся с приемом распознавания падежа, рода, числа имени прилагательного. Познакомить со склонением имен прилагательных в единственном числе. Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.

Развивать умение точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи. Развивать умение определять род, число, падеж имен прилагательных. Развивать умение распознавать падежи, правильно употреблять и писать падежные окончания. Формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе.

Развивать зрительную память и орфографическую зоркость, письменную речь учащихся. Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры. Понимание значимости умелого использования информации, получаемой из различных источников.

Беседа, работа по учебнику, дидактические игры. Словарно-орфографическая работа.

Учебник, упр. 268-357

Письмо под диктовку, по памяти, изложение, работа с карточками, словарный диктант, творческая работа, изложения.

13

Контрольный диктант №6

2

Контроль знаний по изученной теме «Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».

Знать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода.

Умение писать текст под диктовку, проверяя знакомые орфограммы.

Умение посмотреть на себя со стороны, дать адекватную оценку своей деятельности.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ ошибок, самопроверка.

Письмо под диктовку.

14

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существитель-ном.

1

Контроль знаний по изученной теме «Множественное число имен существительных».

Усвоить сходства и различия между именем прилагательным и именем существительным.

Развивать умение правильно  и точно использовать в речи имена существительные и имена прилагательные.

Развивать зрительную память и орфографическую зоркость, письменную речь учащихся. Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры.

Беседа, работа по учебнику, дидактические игры. Словарно-орфографическая работа

Учебник, упр. 358-371

Письмо под диктовку, по памяти, изложение, работа с карточками, словарный диктант, творческая работа,

15

Контрольное  списывание №7

2

Контроль знаний по изученной теме «Падежное окончание имен прилагательных в единственном числе».

Знать окончания имен прилагательных в единственном числе.

Умение писать текст под диктовку, проверяя знакомые орфограммы.

Умение посмотреть на себя со стороны, дать адекватную оценку своей деятельности.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ ошибок, самопроверка.

Письмо под диктовку.

16

Контрольное  изложение №8

2

Изложение

Имена существительные и прилагательные. Правила.

Умение составлять план, выделить существенное в тексте, правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли, точно употреблять и правильно писать имена существительные и прилагательные.

Умение посмотреть на себя со стороны, дать адекватную оценку своей деятельности.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ ошибок, самопроверка.

Учебник, упр.  345

Изложение.

17

Местоимение.

5

1.Понятие о местоимении.

2. Местоимения 1, 2, 3-го лица.

3. Правописание местоимений с предлогами.

Познакомить учащихся с новой частью речи – местоимением, с особенностями местоимений, с ролью местоимений в нашей речи, с особенностями местоимений 1, 2, 3-го лица.

Формировать умение заменять имена существительные местоимением.

Формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами. Развивать зрительную память и орфографическую зоркость, письменную речь учащихся. Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры.

Беседа, работа по учебнику, дидактические игры. Словарно-орфографическая работа.

Учебник, упр. 372-397

Письмо под диктовку, по памяти, изложение, работа с карточками, словарный диктант, творческая работа, изложения.

18

Глагол.

22

1. Общее понятие (повторение).

2. Изменение глаголов по временам.

3. Неопределенная форма глагола.

4. Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).

5.  I и II спряжение глаголов.

6. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

7. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Повторять и усовершенствовать знаний учащихся о существенных признаках глагола. Уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной. Познакомить учащихся со спряжение глаголов. Учить распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах. Познакомить с особенностями окончаний глаголов. Закреплять знаний учащихся о личных окончаниях глаголов  I и II спряжения. Познакомить с глаголами-исключениями.

Развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять. Отрабатывать умение определять род и число глаголов прошедшего времени. Развивать умение соотносить безударные окончаний глаголов одного и того же спряжения в разных лицах, распознавать спряжение глаголов.

Развивать навыки точного употребления глаголов в речи, правильного написания  окончаний глаголов. Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры. Понимание значимости умелого использования информации, получаемой из различных источников.

Беседа, работа по учебнику, дидактические игры. Словарно-орфографическая работа.

Учебник, упр. 398-518

Письмо под диктовку, по памяти, изложение, работа с карточками, словарный диктант, творческая работа, изложения, сочинения.

19

Контрольный диктант №9

2

Контроль знаний по изученной теме «Изменение глаголов по временам», «Неопределенная форма глагола».

Умение различать временные формы глагола, правильно ставить вопросы что делать? что сделать?

Умение писать текст под диктовку, проверяя знакомые орфограммы.

Умение посмотреть на себя со стороны, дать адекватную оценку своей деятельности.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ ошибок, самопроверка.

Письмо под диктовку.

20

Контрольный диктант №10

2

Контроль знаний по изученной теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Умение писать безударные личные окончания глаголов.

Умение писать текст под диктовку, проверяя знакомые орфограммы.

Умение посмотреть на себя со стороны, дать адекватную оценку своей деятельности.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ ошибок, самопроверка.

Письмо под диктовку.

21

Контрольный диктант №11

2

Контроль знаний по изученной теме «Глагол».

Умение писать безударные личные окончания глаголов, безударные гласные в корнях слов.

Умение писать текст под диктовку, проверяя знакомые орфограммы.

Умение посмотреть на себя со стороны, дать адекватную оценку своей деятельности.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ ошибок, самопроверка.

Письмо под диктовку.

22

Предложение (повторение).

2

Предложения с однородными членами предложения.

Усовершенствовать знания учащихся о видах предложений по интонации, цели высказывания.

Умение распознавать однородные члены предложения, правильно строить предложения.

Отношение к себе:

способность к оценке собственных возможностей;

Отношение к учебной деятельности:

понимание значимости умелого использования информации, получаемой из различных источников;

Работа с лингвистическим текстом, работа с учебником

Учебник, упр. 519-524

Письмо под диктовку, по памяти, изложение, работа с карточками, словарный диктант, творческая работа.

23

Состав слова (повторение).

2

Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание.

Усовершенствовать знания учащихся о корне, приставке, суффиксе, окончании.

Развивать умение разбирать слова по составу, умение осознанно проверять и писать слова с безударными гласными в корне.

Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры. Понимание значимости умелого использования информации, получаемой из различных источников.

Беседа, работа по учебнику, дидактические игры. Словарно-орфографическая работа.

Учебник, упр. 525-539

Письмо под диктовку, по памяти, изложение, работа с карточками, словарный диктант, творческая работа.

24

Части речи (повторение).

4

1. Части речи (обобщение).

2. Имя существительное.

3. Имя прилагательное.

4. Глагол.

Усовершенствовать знания учащихся об имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

Развивать умение распознавать части речи и правильно употреблять.

Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры. Понимание значимости умелого использования информации, получаемой из различных источников.

Беседа, работа по учебнику, дидактические игры. Словарно-орфографическая работа.

Учебник, упр. 540-574

Письмо под диктовку, по памяти, изложение, работа с карточками, словарный диктант, творческая работа.

25

Итоговый контрольный диктант №12

2

Контроль знаний по изученным темам за 4 класс.

Проверить умение применять изученные в 4 классе орфографические правила.

Умение писать текст под диктовку, проверяя знакомые орфограммы.

Умение посмотреть на себя со стороны, дать адекватную оценку своей деятельности.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ ошибок, самопроверка.

Письмо под диктовку.

26

Сочинение.

1

Сочинение «Мой дневник».

Развивать письменную речь учащихся.

Умение осознанно использовать изученные части речи.

Отношение к себе:

способность к оценке собственных возможностей.

Умение посмотреть на себя со стороны, дать адекватную оценку своей деятельности.

Беседа, зачитывание дневника, составление плана, работа в группах, самостоятельная работа, самопроверка.

Сочинение.

27

Изложение

2

Изложение «Маленький, да удаленький».

Развивать письменную речь учащихся.

Умение осознанно использовать изученные части речи.

Умение посмотреть на себя со стороны, дать адекватную оценку своей деятельности.

Беседа, чтение текста, анализ текста, составление описания, коллективное составление плана, самостоятельная работа, самопроверка.

Изложение.

28

Повторение.

2

Части речи.

Усовершенствовать знания об особенностях имен существительных, прилагательных, глаголов и местоимений.

Развивать умение распознавать части речи и правильно употреблять их в речи.

Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры.

Упражнения, беседа, дидактические игры, словарная работа.

Самостоятель-ная работа.

29

Свободный диктант.

2

Закрепление.

Проверить умение применять изученные в 4 классе орфографические правила.

Проверить умение последовательно излагать текст, логические его закончить.

Проследить и проанализировать как идет закрепление навыка правописания безударных гласных в корне слова.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ ошибок, самопроверка.

Письмо под диктовку, тест.

30

Проверочное списывание.

1

Списывание с доски «Дружи с книгой!».

Проверить умение применять изученные в 4 классе орфографические правила, списывать с доски.

Проверить навык самоконтроля, умение списывать без ошибок.

Умение посмотреть на себя со стороны, дать адекватную оценку своей деятельности,

отношение к учебной деятельности: ценность образования как условий успешной самореализации и самоутверждения личности

Списывание, самопроверка.

Списывание с доски, тест.

31

Изложение.

1

Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух.

Закреплять понятие «подробное изложение» текста.

Совершенствовать умение учащихся раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Умение посмотреть на себя со стороны, дать адекватную оценку своей деятельности.

Чтение текста, анализ текста работа над планом, словарно-орфографическая работа, самостоятельная работа, самопроверка.

Изложение «Маленький пингвиненок».

32

КВН «Русский язык – родной наш язык».

Турнир знатоков русского языка.

2

Закрепление.

Проверить умение применять изученные в 4 классе орфографические правила.

Проверить умение применять полученные знания на практике.

Умение посмотреть на себя со стороны, дать адекватную оценку своей деятельности,

отношение к учебной деятельности: ценность образования как условий успешной самореализации и самоутверждения личности

Конкурсы, игры.

Письмо под диктовку, тест.

33

Резервные уроки.

Закрепление.

Проверить умение применять изученные в 4 классе орфографические правила.

Проверить умение применять полученные знания на практике.

Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры.

Дидактические игры.

Самостоятельная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...