Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Лексическое и общее значение слов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Овчинникова Ольга Валерьевна

Урок русского языка в 3 классе с использованием учебника Л.Я. Желтовской. Тема: "Лексическое и общее значение слова". Цель: систематизация знаний о группах слов с общим значением: предметности, признака предмета, действия предмета – частях речи. В файлах представлены технологическая карта, конспект урока и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_uroka_russkogo_yazyka.doc95.5 КБ
Файл attestatsiya.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока

Учитель

Овчинникова О.В

Класс

3-б

Предмет

Русский язык

Тема

Лексическое и общее значение слова.

Тип урока

Систематизация и обобщение знаний

Цель

Систематизация знаний о группах слов с общим значением: предметности, признака предмета, действия предмета – частях речи.

Задачи

Образовательные: упражнять в определении частей речи в словосочетаниях и предложениях, в употреблении в тексте нужных по смыслы частей речи (речевая тема «Урожай») их грамотной записи и произношении.

Развивающие: развивать умения ставить и разрешать проблему; адекватного использования речевых средств  для решения различных коммуникативных задачи;  тренировать способность к  выявлению причины  затруднения  в  учебной деятельности, к самооценке, к рефлексивному анализу своей деятельности.

Воспитательные: воспитывать интерес к учению, к процессу познания; создание атмосферы сотрудничества учителя и учащихся.

УУД

Находить разные основания для группировки слов.

Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа.

Находить, сравнивать и анализировать части речи.

Умение работать со схемами и таблицами.

Подведение под понятие

Основное содержание темы, термины и понятия

Лексическое и общее значение слова, части речи, синонимы, антонимы, имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Технологии

основные – ТДМ и групповые; элементы – информационно-коммуникационные, проблемные и игровые

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир

Тема «Урожай».

Информационный материал

учебник русского языка для 3 класса Л.Я. Желтовской и О.Б. Калининой

Демонстрационный материал

Мультимедийный проектор и экран; презентация к уроку и презентация для чистописания, плакат «Части речи».

Интерактивный материал

корзинки и карточки с изображением фруктов, овощей, ягод и злаков; чистые листочки для записи ответа на проблемный вопрос; таблицы для работы в группах; лесенки успеха на каждого ученика

Фронтальная.

Другие формы работы:

индивидуальная;

групповая.

Дидактическая

структура

урока

Деятельность

учеников

Деятельность

Учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент (1 мин.)

Проверяют, всё ли готово к началу урока

Контроль, создание благоприятной психологической атмосферы в классе

Пожать друг другу руку и пожелать успехов.

Личностные (формирование позитивного отношения к себе и окружающим)

Регулятивные (контроль)

Повторение

(5 мин)

Отвечают на вопросы

Проводит опрос

Чтение группы слов, определение общего между словами

Вспомнить название слов со схожим и противоположным значением (синонимы и антонимы)

 Познавательные (осознанное построение высказывания)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли в связи с условиями и задачами коммуникации)

Введение в тему

(10 мин)

Выполняют задание

С помощью учителя проговаривают результаты выполненного заданию

Называют тему урока

Контролирует выполнение задания

Подводит под понятие «общее значение слов»

Сбор карточек соответствующего группе цвета.

Обобщение и объединение в группы слов.

Составление схемы.

Называние предметов и объединение их в группы (фрукты, овощи, ягоды, злаки) по общему признаку.

Личностные (интерес к учебной деятельности), коммуникативные (учебное сотрудничество с учителем и сверстниками), познавательные подведение под понятие, классификация объектов по выделенным признакам

Словарная работа и чистописание

(5 мин)

Звуко-буквенный анализ слова, определение орфограммы

Записывают в тетрадь  буквы и слова, применяя правила каллиграфии

Проводит опрос, демонстрирует каллиграфическое написание букв «Ж, ж»

Контролирует выполнение задания, следит за правильной посадкой детей, положением рук и тетради.

Слово УРОЖАЙ на доске.

Анимированная презентация написания букв «Ж, ж» по элементам.

Запись букв в воздухе, запись в тетрадь.

Уметь делать звуко-буквенный анализ слова, определять тип орфограммы.

Уметь писать букву, применяя каллиграфические умения.

Анализировать звуко-буквенный состав слова.

Контролировать положение тела во время письма.

Сравнивать с образцом.

Формулирование проблемы, постановка цели урока

(7 мин)

Выполняют задание

Называют цель урока с помощью учителя.

Следит за выполнением задания.

Подводит детей и помогает им назвать цель урока.

Учебник с. 26 упр. 70

Уметь определять часть речи

 Познавательные (осознанное построение высказывания, рефлексия), работа со схемой, формулирование проблемы, целеполагание, коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии и условиями и задачами коммуникации)

Физминутка

(1 мин)

Выполняют движения

Работа по решению проблемы

(8 мин)

Работа в группах – заполнение таблиц.

Проверяют по образцу.

Следит за выполнением задания.

Таблицы для заполнения.

Образец на доске.

Знать характеристики частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Уметь подбирать примеры слов, соответствующих частей речи и соответствующих тематике урока «урожай»

Познавательные: умение работать с таблицей, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: умение работать в группе, определение способов взаимодействия

Итог урока

(4 мин)

Анализируют выполнение работы.

Делают вывод о достижении цели урока.

Самооценка

Помогает сделать вывод,

Опрос результатов самооценки.

Эталон на доске.

Сделать вывод о достижении цели, используя таблицу.

 Познавательные: умение обобщать и делать выводы,   рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности,  осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: строить взаимодействие с учителем.

Домашнее задание

(1 мин)

Записывают в дневник

Следит за записью домашнего задания

С. 27 упр. 75

Ход урока.

Этап урока

Учитель

Ученик

Организационный момент.

Доброе утро! Сегодня у нас на уроке гости. Давайте с ними поздороваемся. Теперь проверьте все ли у вас готово, чтобы начать урок. Пожелайте друг другу удачи, пожав руку соседу по парте. Садитесь.

Настраивается на работу.

Повторение  

Кто пришел к нам на урок?

Зачем к нам на уроки приходит Смайлик?

Сегодня он пришел не один. Кто его друг?

Знайка много знает, потому что он умеет учиться. А вы помните, как надо учиться?

С чего мы начинаем наш  урок?

Умный Знайка приготовил вам задание.

Задание 1.

 Зеленый, изумрудный, малахитовый, фисташковый, хаки.

Что общего у всех этих слов?

Как мы называем слова со схожим значением?

А с противоположным значением?

Что мы сейчас повторили?

Молодцы!

В эти выходные Знайка ездил в деревню к бабушке. Она попросила о помощи. Давайте все вместе поможем старушке.

Задание 2

По классу висят разноцветные карточки со словами. Класс поделен на 4 группы. Необходимо за 1 минуту. Каждой группе собрать карточки своего цвета.

Определите, что общего у тех предметов, которые вы собрали?

Яблоко, груша, апельсин, киви имеют общее значение, а слово фрукты эти значения что…

Так же как слово овощи, злаки, и ягоды обобщает значения других слов.

А какое слово обобщает значение слов: фрукты, ягоды и овощи? Это все что?

Как вы думаете, какое слово будет обобщать значение слов злаки и плоды?

Молодцы! Вот такая у нас получилась схема!

Попробуйте мне назвать тему сегодняшнего урока, используя схему.

Тема: Лексическое и общее значение слов

Смайлик

Он помогает нам учиться.

Знайка.

Вначале надо понять, чего мы не знаем, а затем самим найти новый способ

С повторения

1 группа читает по цепочке

Значение (зеленый)

Синонимы

Антонимы

Схожее и противоположное значение слов. Синонимы слова - зеленый

1 группа – ягоды

2 группа – овощи

3 группа – злаки

4 группа – фрукты

Обобщает

Плоды

Урожай

Общее значение слов

Словарная работа

УРОЖАЙ – поставьте ударение;

какой слог ударный?

Сколько всего слогов?

Сколько букв?

Сколько звуков?

Сколько гласных?

Сколько согласных?

Есть ли мягкие согласные звуки?

Назовите орфограмму.

Молодцы!

Второй

Три

Шесть

Шесть

Три

Три

Да. [й]

Непроверяемая безударная гласная в корне

Чистописание

Но прежде, чем писать, нужно подготовить руку к письму.

Какую букву в слове урожай мы будем писать?

Почему ее?

Запишите букву «Ж» чередуя Прописную и строчную четыре раза.

Теперь запишем слово УРОЖАЙ.

С. 26 упр. 70 художник попытался изобразить значение слова урожай. Посмотрите, что у него получилось. Используя схему закончите предложения, вставив пропущенные слова. Запишите эти предложения к себе в тетрадь красиво и неторопливо. Подчеркните в каждом предложении слова, которые обобщаю значения других слов предложения. Назовите эти слова.

Что общего у этих трех слов?

Какой?

Как узнали?

Можно ли сказать, что имя существительное и другие части речи - общее значение этих слов?

Напишите ответ на листочках и покажите, что у вас получилось?

Почему ответ получился разный?

Почему вы не  знаете?

Какова будет наша цель?

Вы молодцы! И теперь стоит немного отдохнуть.

«Мы капусту рубим, рубим…»

А теперь мы будем решать эту задачу и составлять эталон.

Работа в группах

У вас на столах лежат не заполненный таблицы, которые предстоит заполнить.

Проверка по образцу.

Ж

Сложная

Урожай, злаки, плоды.

Одной части речи

Имя существительное

Обозначает предмет и отвечает на вопрос что?

Мы не знаем является ли имя существительное и другие части речи общим значением для этих слов.

У нас нет эталона для решения этой задачи.

Узнать является ли имя существительное и другие части речи общим значением для этих слов.

Рефлексия

Какую цель вы перед собой ставили?

Достигли ли вы цели?

Докажите.

Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью лесенки успеха.

Проверка самооценки.

Д/з с. 27 упр.75.

Узнать является ли имя существительное и другие части речи общим значением для этих слов.

Да.

Мы составили таблицу-эталон, в которой видно, части речи это общее значение слов: значение предметности (предмета), признака предмета, действия предмета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель: Овчинникова Ольга Валерьевна Урок русского языка в 3 классе

Слайд 3

Понять, что я не знаю и самому найти способ узнать.

Слайд 4

Зелёный, изумрудный, малахитовый, фисташковый, хаки. Зеленый

Слайд 6

злаки фрукты овощи ягоды п л о д ы урожай

Слайд 7

Лексическое и общее значение слов Тема урока:

Слайд 8

Ур о жай

Слайд 9

злаки фрукты овощи ягоды п л о д ы урожай

Слайд 10

Урожай, злаки, плоды Имя существительное Часть речи - Обозначает - Предмет Отвечает на вопросы - Что?

Слайд 11

Части речи – это общее значение всех слов? ?

Слайд 12

Наша цель: Узнать является ли имя существительное и другие части речи общим значением для всех слов

Слайд 13

Часть речи Значение (обозначает) Отвечает на вопросы Пример Имя существительное Имя прилагательное Глагол

Слайд 14

Часть речи Значение (обозначает) Отвечает на вопросы Пример Имя существительное предмет Кто? Что? Яблоко Имя прилагательное признак предмета Какой? Какая? Какое? зеленое Глагол действие предмета Что делает? зреет

Слайд 15

Знаю 1 4 3 2

Слайд 16

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт: http://pedsovet.su/ Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт: http://pedsovet.su/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса. Презентация

В технологической карте урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для  3 класса  представлен методический материал для проведения урока русского языка в форме компьютерной ...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Числительное (общее понятие)" для 3 класса. Презентация

Технологическая карта урока русского языка на тему "Числительное (общее понятие)" для 3 класса. Презентация...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.Цели деятельности учителя: формирование умений определять нео...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение. Корень как общая часть родственных слов.». УМК «Школа России», 2 класс.

Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понятии «корень». Задачи урока:Дидактические: 1. Обобщить и систематизировать знания о п...

Технологическая карта урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России", 2 кл.)

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: развитие умения обосновывать правильное написание местоимений в предложенииЗадачи урокаДидактические:Устранить пробелы в знаниях.Выработать знания и умения.Развив...