Технологическая карта урока русского языка «Повторение. Корень как общая часть родственных слов.». УМК «Школа России», 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тачилкина Екатерина Николаевна

Тип урока: общеметодологической направленности.

Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понятии «корень».

 

Задачи урока:

Дидактические:

 1. Обобщить и систематизировать знания о понятии   «корень».

 2. Учить определять корень в слове.

Развивающие:

 1. Развивать умение понимать свои ошибки.

 2. Развивать умения выступать перед аудиторией.

Воспитательные:

 1. Пробудить чувство ответственности у обучающихся.

 2. Создать атмосферу коллективного поиска,   эмоциональной приподнятости.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

 1. Знают понятие «корень».

 2. Умеют находить корень в слове.

Личностные:

 1. Уважительное отношение к иному мнению.

 2. Осознание важности русского языка как средство   общения и средство самовыражения.

 

УМК: «Начальная школа 21 века», учебник Русский язык: 2 кл. 1 ч. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 28.10.2022

Школа: ОЦ «Ньютон»

Класс: 2-8

Урок: 4

Время: 15:45 – 16:25  Кабинет: 106

Студент: Тачилкина Екатерина Николаевна

Группа: 44

Учитель: Шамурина Виктория Васильевна

Методист: Галиуллина Нижия Камиловна

Тема урока: «Повторение. Корень как общая часть родственных слов.»

Тип урока: общеметодологической направленности.

Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понятии «корень».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Обобщить и систематизировать знания о понятии «корень».

2. Учить определять корень в слове.

Предметные:

1. Знают понятие «корень».

2. Умеют находить корень в слове.

Развивающие:

1. Развивать умение понимать свои ошибки.

2. Развивать умения выступать перед аудиторией.

Личностные:

  1. Уважительное отношение к иному мнению.
  2. Осознание важности русского языка как средство общения и средство самовыражения.

Воспитательные:

1. Пробудить чувство ответственности у обучающихся.

2. Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости.

УМК: «Начальная школа 21 века», учебник Русский язык: 2 кл. 1 ч.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  

(1 – 2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Беседа

Лист самооценивания

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-  Здравствуйте ребята, меня зовут Екатерина Николаевна и сегодня я у вас проведу урок русского языка.

2. Создаёт эмоциональный настрой на работу на уроке.

  • Эпиграф. «Русский язык так велик и могуч, что любой закон на этом языке можно истолковать по - своему»

  - Прочитайте эпиграф. Как вы его понимаете?

- Правильно, каждый день вы совершенствуете и узнаёте что-то новое и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. И сегодня на уроке вы окунёмся в это море знаний.

- На уроке вас ждёт много интересного.

- Улыбнитесь друг другу и у вас всё получится!

3. Организовывает внимание и даёт пояснение по работе с оценочным листом.

- У вас на парте лежат «Листы самооценивания», после каждого выполненного задания мы будем оценивать вашу работу.

1. Приветствуют учителя и показывают готовность к уроку.

2. Высказывают мнение о понимании эпиграфа.

- Любую мысль можно рассказать по – разному, но используя при этом, один язык.

3. Знакомятся с оценочным листом.

УУПД: формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

УУКД: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

УУРД: делать выбор и брать ответственность за решение и т.д.

Слайд 1

Слайд 2

 Актуализация знаний и мотивация

(4 – 5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Беседа

2. Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог.

  • Минутка чистописания.

- Ребята, откройте рабочую тетрадь, запишите число и классная работа. Вспоминаем, как должен сидеть ученик за партой и держать ручку.

- Итак, записываем: «Двадцать восьмое октября; классная работа». Напоминаю, в слове классная работа, удвоенная буква «с».

- Хорошо, а теперь, ребята, посмотрите внимательно на ряд слов на слайде, и определите, какая буква потерялась? (...аленки, сло…о, бук…а, Моск…а, д…а.)

- Какую букву мы будем с вами писать?

- Посмотрите на слайд, прочитайте цепочку из буквы, слога и слова на слайде.

- Какую вы заметили закономерность?

- Какое соединение у букв в слоге?

- Какое соединение букв «в» и «е» в слове?

- Запишите закономерность к себе в тетрадь.

1. Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал.

  • Выполняют минутку чистописания.

- Буква «в».

- Букву «в».

- В, во, велосипед.

- Начала идёт буква «в», потом слог с буквой «в», затем слово с буквой «в».

- Верхнее

- Среднее

УУПД: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

УУКД: выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды и т.д.

УУРД: осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Слайд 3

Слайд 4

Постановка учебной задачи
(4 - 5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Беседа

 

Фрагменты темы

1. Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися темы и цели урока;

  • Читаю стихотворение.

- Корень — это слова основа,

Без основы нету слова,

Нету слова - строчки нет,

Строчки нет - к чему поэт?

- Скажите, о чём стихотворение.

2.  Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке.

  • Формулирование темы и цели урока.

- Поставьте в правильном порядке слова. И сформулируйте тему нашего урока.

- Вставьте пропущенные слова и скажите цель нашего урока.

  • Формулирование плана урока.

- Чтобы достигнуть поставленной цели, давайте составим план урока.

- Наш план будет звучать так:

1. Повторим, что такое корень.

2. Будем учиться находить корень в словах.

3. Выполним самостоятельную работу

4. Подведём итоги.

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, учувствуют в обсуждении;

2.  Планируют собственную деятельность на уроке.

- О корне слова.

- Корень как общая часть родственных слов.

-  Повторить, что такое корень и определять его в словах.

УУПД: выявлять причинно – следственные связи и т.д.

УУКД: в ходе диалога или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения и т.д.

УУРД: составлять план действий;

Слайд 5,6

Слайд 7,8

Слайд 9

Обобщение и систематизация знаний и умений

(15 – 20 мин)

Применение усвоенного знания в новых условиях, на практике

Фронтальная

Беседа

Метод. материал

Индивидуальная

1. Работа с учебником.

- Напомните мне, что такое корень?

- Откройте учебник на стр. 91, выполним 1 упр. Кто хочет прочитать?

- Давайте разберём образец.  Посмотрим на первое слово в первом столбце. Кто прочитает его?

- Что выделили в этом слове?

- На какой вопрос отвечает это слово?

- Какая особенность этого слова?

- Прочитаем слово из второго столбца.

- На какой вопрос отвечает?

- Какой корень у этого слова?

- Выпишем слово из третьего столбца.

- На какой вопрос отвечает?

-  Какой корень у этого слова?

- Что объединяет все эти три слова?

- Значит эти слова называют как?

  •  Организовывает парную работу.

- Теперь попробуем составить в парах такую цепочку слов.

- Для начала вспомним как работать в паре.

- Вы будете работать в своих тетрадях. На следующей строчке напишите номер упражнения. Ваша задача, в паре составить цепочки слов, а так же выделить в словах корень.

- Начинайте выполнять задание.

- Кто расскажет, что у вас получилось?

- Оцените свою работу в ваших листах самооценивания.

- Итак, ребята. Вы заметили, нам встретилось слово «звонИт». Как произнесём это слово? Какой слог ударный?

- Посмотрите на слайд и повторяйте за мной слова: «ЗвонИт, звонЯт, позвонИт»

- Ребята, запомните эти слова, ударение в них менять нельзя. Ударный слог только второй.

- Ребята, посмотрите на второе упражнение. Прочитайте задание.

  • Организовывает работу в группах

- А сейчас вы будете работать в группах. Мы делимся на 3 группы.

- Я напомню вам правила работы в группе.

  1. В группе должен быть один ответственный.
  2. Работать должен каждый на общий результат.
  3. Один говорит другие слушают.
  4. Своё несогласие высказывать вежливо.
  5. Если не понял, переспроси.

- Сначала вы читаете слово, потом задаёте вопрос к слову и заем определяете корень.

- В каждой цепочке слов вы определяете лишнее слово. Потом объясняете почему именно его выбрали.

- Можете начинать выполнять задание.

- Давайте проверим. Какие слова лишние и почему?

- Ребята, вы выделили корень в словах из каждой группы, что вы заметили?

- Что это значит?

- Молодцы, ребята!

- Оцените свою работу в ваших листах самооценивания.

- Теперь давайте прочитаем правило под упражнением.

- Что содержит в себе корень?

- Верно. Прочитайте цепочку слов, данную в правиле. Что вы можете сказать об этих словах? Они являются однокоренными? Почему?

 

1. Работа с учебником.

- Главная, общая часть родственных слов, в коротой заключено их основное значение.

- Запиши в тетради по образцу ряды слов. Обозначь корень.

- Свет.

- Корень

- На вопрос «Что?».

- Всё слово является корнем.

- Светлый

- На вопрос «Какой?»

- Свет

- Светит

- На вопрос «Что делаешь?»

- Свет

- Корень свет.

- Однокоренными

  • Работа в паре.

- Работают оба, разговаривают тихо.

Оценивают свою работу

- Произносим слово «ЗвонИт». Ударный второй слог.

Повторяют за учителем

- Какое слово лишнее в каждой группе? Почему? Все ли слова родственные?

  • Работа в группе.

Выполняют задание в группе

- Левша, водитель, делить. У этих слов другой корень, это не родственные слова, у них другое значение.

- Содержит общее значение родственных (однокоренных) слов.

- Они являются однокоренными. Потому что имеют один корень.

Оценивают свою работу

- Корень содержит общее значение родственных (однокоренных) слов.

- Содержит общее значение родственных слов

- Рука – рукав – рукавица.

Город – городок – городской. Они являются однокоренными. Потому что имеют один корень, и схожее лексическое значение.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Динамическая пауза.

«Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки…

На уроке – не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!»

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4 – 5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

Беседа

1. Контролирует выполнение работы;

2. Обсуждение способов решения;

3. Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Теперь переворачиваем на страницу 92, и прочитайте правило, данное сверху.

- Как называется общая часть родственных слов?

- Прочитайте слово в первом столбике.

- Посмотрите слова в первом столбике. Что общего в них?

- Какой корень у этих слов?

- Теперь посмотрите на слова во втором столбике. Что у них общего? Какой у них корень?

- Теперь самостоятельно выполните это задание у себя в тетради.

- Что требуется сделать?

- Даю вам пару минут на выполнение этого задания.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Оцените свою работу в ваших листах самооценивания.

- Чтобы найти в слове корень, надо подобрать к нему однокоренные слова (родственные) слова. Общая часть родственных слов – корень.

- Корень

- Цветок

- Они являются однокоренными.

- Цвет.

- Это однокоренные слова, корень «крас»

- Что объединяет слова в каждой группе? Можно ли назвать их родственными? Докажи своё мнение.

- Слова не имеют общего корня, поэтому не являются однокоренными или родственными. Слова просто имеют похожее лексическое значение. У слов нет общей части (одного корня) есть только общее значение.

Оценивают свою работу

УУКД: выражать свою точку зрения в устных текстах;

УУРД: осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

Рефлексия деятельности

(2 - 3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Словесный метод: беседа

1. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Какой была тема сегодняшнего урока?

- Какие цели мы ставили? Достигли ли мы их?

- Мы все пункты плана выполнили?

- Что мы изучали сегодня?

- Кто может сейчас рассказать, что такое корень и привести примеры?

- Какие трудности возникли у вас на уроке?

- Что понравилось на уроке?

- Поднимите руку те, кто считает, что на уроке у него все получилось?

- Молодцы, ребята.

- У кого что-то не получилось?

Почему?

- Я уверена, в следующий раз у вас все получится!

- Спасибо вам за работу, до свидания!

1.Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2. Оцениваю свою работу на уроке.

- Корень как общая часть родственных слов.

- Повторить, что такое корень и определять его в словах. Да, достигли.

- Да

- Корень

-  Главная, общая часть родственных слов, в коротой заключено их основное значение. Слово водитель, корень «вод».

Отвечают на вопросы учителя
Анализируют свою работу на уроке

УУПД: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

УУКД: уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

УУРД: выявлять и анализировать причины эмоций;

Слайд 13

Слайд 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение знаний о родственных словах"

Технологическая урока русского языка 2 класс, по теме "Обобщение знаний о родственных словах". Технологическая карта выполнена в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по русскому языку. Тема "Корень как общая часть родственных слов"

ФИО учителя: Даридаева Гэрэлма ГалсановнаКласс: 2 «А»Предмет: Русский языкТема: Корень как общая часть родственных слов.Цель: Создание условий  для  формирования понятия корень и...

Технологическая карта урока русского языка: «Запятая в предложениях с однородными членами. Закрепление.» ( УМК " Школа России", 4 класс)

Тема урока русского языка: «Запятая в предложениях с однородными членами. Закрепление.»Тип урока: «урок общеметодологической направленности»Цель урока: закрепление у...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений» ( УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении личных местоимений по падежам; умения определять падеж личных местоимений.Задачи урокаДидактические:1)...

Технологическая карта урока русского языка «Главные и второстепенные члены предложения.Основа предложения». (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятий о грамматических признаках предложения, о главных и второстепенных членах предложения, формирование грамотного выражения...

Технологическая карта урока русского языка "Падежные окончания имен существительных в дательном падеже" (УМК "Школа России", 4 класс 1 часть)

Цель урока: формирование представления у обучающихся о падежных окончаниях имен существительных в дательном падежеЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить с правилом написания око...

Технологическая карта урока русский язык «Изучение нового. Местоимения как часть речи» ( к УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся о местоимение как части речи Задачи урока: Дидактические: 1. Узнать, что обозначает местоимение как часть речи, на какие вопросы отвечает; 2. У...