Школьная олимпиада по русскому языку. 4 класс.
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему

Кобылицкая Ольга Алексеевна

Для  младшего  школьника основным  видом деятельности является  учёба. Участие  в  олимпиадах и интеллектуальных  конкурсах способствует  развитию  личности, выявлению его индивидуальных достижений  .                                                                               Подготовка  к  олимпиадам способствует:

развитию  интереса к изучению  тайн  русского  языка,воспитанию умения  видеть в  самом  обычном  явлении  русского  языка  удивительное  и  необычное,

углубление уже  имеющихся  знаний  о  лексике,

способствовует  развитию  творчества и  обогащению словарного  запаса  у  обучающихся .                       

 

Олимпиада  проходит  в два  этапа (  тура). 1 тур -  написание  диктанта,  проверка  работы, подведение  итогов.

2 тур  состоит  из  9 заданий  по  русскому  языку. 

прилагается  Лист   результатов   проверки  работ  учащихся, индивидуальный  лист  участника, Приложение  для  анализа  проведённого  мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           МБОУ   СОШ  №  35   г. Ульяновск                                            

 

                 

       Школьная    олимпиада  по  русскому  языку

                     

                          для  учащихся  4 класса  

                       УМК    « Школа   России»  

                        УМК   « Школа  2100».

                                                       Подготовила:

                                                       Кобылицкая  О.А.

                                                      учитель  начальных классов

                                                      МБОУ  СОШ  № 35  г Ульяновск

                                                  г.  Ульяновск

                                                   2014 г

             

       Школьная    олимпиада  по  русскому  языку.  4 класс. 1  тур.                                                                                                                                                                                  

 

Содержание  заданий.                                                                                                                                         Диктант.

                               Медведь.

     Медведь  живёт  на севере  нашей  страны и в средней  полосе. Живёт  он  в  Сибири, на  далёкой  Чукотке, на  Кавказе и  на   горном  Алтае.  Многим  он  знаком  с детства  по  картинкам  в  книге, по  открыткам, фильмам.

 О  буром  медведе написаны  сказки и рассказы.  О нём  поют  песни. Его  рисуют на  гербах наших  городов. А какой цирк без  этого  замечательного животного. Бурый  медведь сильный  и  ловкий.  

Для  русского  народа он    всегда был  и  остаётся любимым  зверем.  

Оценка:

 Если  диктант  написан  безошибочно, он  оценивается  20  баллами

За  каждую  ошибку вычитается  1 балл.

За  каждое  исправление   неграфического  характера вычитается 1 балл.

 

            Школьная    олимпиада  по  русскому  языку. 4 класс.        2 тур.

1. К  данным  устойчивым  сочетаниям подберите близкий  по  значению  глагол в том же  лице и числе:

Вставляет  палки  в  колёса -  

Обведёшь  вокруг  пальца  -    

Пропускает  мимо  ушей –

Зарубить  на  носу    -    

Оценка :  2 балла  за  каждый  правильный  ответ.

2.Укажите, какими  частями  речи являются  подчёркнутые  слова:  

Кто  без  кисти и  белил  крыши  города  белил?  

Оценка:   1 балл  за  каждый      правильный  ответ.

3.    Поставьте  ударение    в словах :

      Серпантин, партер, пуловер, кружево,  занавес,  договор,  туфля

Оценка :   1 балл  за  каждый  правильный  ответ.

4.   Выпишите  группы  родственных  слов, выделите  корень.

Бас,    бассейн,   басня,    басить,   басенный,  баснословный,  басовитый,

басок,    побасенки,   басовый.

Оценка:   3 балла. Если  есть  ошибка – 0,5 балла.

5. Подберите  имена  существительные, у которых начальная  форма  совпадает по написанию с неопределённой  формой  глагола.

Оценка: за  каждый  правильный  ответ  3 балла.

6.  В  каком  слове  количество звуков  и  букв   совпадает:.

Мать,   беречь,  вернёшься,   ясли,    боюсь.

Оценка:  2 балла  за  правильный  ответ.

7.Найдите  значение  слова. Соедините  стрелками  правильные  сочетания.

Буря                                        ветер  необычайной силы

Ураган                                    ураган  огромной  разрушительной силы

Тайфун                                   буря  на  море, в океане

Шторм                                   ненастье с сильным  разрушительным  ветром  

Оценка:   1 балл  за  каждый  правильный  ответ.

8. Подберите       антонимы  к  следующим  словам:

Щедрый –

Восход –

Оценка:   1 балл  за  каждый  правильный  ответ.

9.Подберите  синонимы:

Метель –

Охранять –

Оценка:   1 балл  за  каждый  правильный  ответ

Лист  оценивания.

Ответы       2 тура.

1. Вставляет  палки  в  колёса -  мешает.

Обведёшь  вокруг  пальца  -  обманешь.  

Пропускает  мимо  ушей –  не слушает.

Зарубить  на  носу    -  запомнить.

   

Оценка:  2 балла  за  каждый  правильный  ответ.

                               

                                     Сущ.        Глаг.

2. Кто  без  кисти и  белил  крыши  города  белил?  

Оценка:   1 балл  за  каждый      правильный  ответ

                    /            /           /             /           /                       /       /

3. Серпантин, партер, пуловер, кружево, занавес,  договор, туфля.

Оценка :   1 балл  за  каждый  правильный  ответ.

4. Бас,  басить, басовитый, басок, басовый.

Басня, басенный, баснословный, побасенки

Оценка:   3 балла. Если  есть  ошибка – 0,5 балла.

5.  каменная  печь  -    печь  пироги,

   Сечь ( битва)    -   сечь  траву,

   Подать ( налог) -  подать  руку.

 

Оценка: за  каждый  правильный  ответ  3 балла.

6.  В  слове   боюсь -  5 зв., 5 б.

Оценка:  2 балла  за  правильный  ответ.

7. Буря -  ненастье с сильным  разрушительным  ветром.  

  Ураган -    ветер  необычайной силы.

  Тайфун  - ураган  огромной  разрушительной силы .                                                              Шторм - буря  на  море, в океане.                                

Оценка:   1 балл  за  каждый  правильный  ответ.

8.     Щедрый –   скупой

        Восход –  закат.

Оценка:   1 балл  за  каждый  правильный  ответ.

9. Синонимы:

Метель –   вьюга.

Охранять –  сторожить.

Оценка:   1 балл  за  каждый  правильный  ответ

       Индивидуальный  лист  участника олимпиады.

Фамилия, имя__________________               класс_____

 

     1. К  данным  устойчивым  сочетаниям подберите близкий  по  значению  глагол в том же  лице и числе:

Вставляет  палки  в  колёса -________________________  

Обведёшь  вокруг  пальца  -  ________________________

 

Пропускает  мимо  ушей –___________________________

Зарубить  на  носу    -           ___________________________

Оценка :  2 балла  за  каждый  правильный  ответ.

2.Укажите, какими  частями  речи являются  подчёркнутые  слова:  

Кто  без  кисти и  белил  крыши  города  белил?  

Оценка:   1 балл  за  каждый      правильный  ответ.

3.    Поставьте  ударение    в словах :

     

 Серпантин,   партер,   пуловер,    кружево,   занавес,  договор,  туфля

Оценка:   1 балл  за  каждый  правильный  ответ.

4.   Выпишите  группы  родственных  слов, выделите  корень.

Бас,    бассейн,   басня,    басить,   басенный,  баснословный,  басовитый,

басок,    побасенки,   басовый.

_____________________________________________________  

_____________________________________________________    

_____________________________________________________

Оценка:   3 балла. Если  есть  ошибка – 0,5 балла.

5. Подберите  имена  существительные, у которых начальная  форма  совпадает по написанию с неопределённой  формой  глагола.

_______________________________________    

________________________________________

  ______________________________________  

Оценка: за  каждый  правильный  ответ  3 балла.

6.  В  каком  слове  количество звуков  и  букв   совпадает:.

Мать,   беречь,  вернёшься,   ясли,    боюсь.

________________________________

Оценка:  2 балла  за  правильный  ответ.

7.Найдите  значение  слова. Соедините  стрелками  правильные  сочетания.

Буря                                        ветер  необычайной силы

Ураган                                    ураган  огромной  разрушительной силы

Тайфун                                   буря  на  море, в океане

Шторм                                   ненастье с сильным  разрушительным  ветром  

Оценка:   1 балл  за  каждый  правильный  ответ.

8. Подберите       антонимы  к  следующим  словам:

Щедрый – _______________________

Восход –  ___________________________

Оценка:   1 балл  за  каждый  правильный  ответ.

9.Подберите  синонимы:

Метель – ____________________________________

Охранять –  ___________________________________

Оценка:   1 балл  за  каждый  правильный  ответ

                                                                                                        Приложение.

Протокол  проверки  результатов  работ  учащихся.

Дата_____________    

                                                                                                                     Протокол №________      _____классов  

                                                                                          предмет_____русский язык

Ф.И.О.

Выполнение заданий

Баллы

Примечание

1

2

3

4

5

 6

 7

 8

 9

 

 

 

 

  

             

 Победители школьной  олимпиады                                                                               в  параллели______классов

Предмет                   ____________

 

Место

Фамилия, имя

Класс

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Литература.  

1.АрсирийА.Т.Занимательные  материалы по русскому  языку. – М.:Просвещение,1995.

 2.АлександроваЗ.Е. Словарь  синонимов русского  языка. –                       М.: Русский  язык, 1986.

3.Граник. Г.Г. Секреты  орфографии. – М.: Просвещение, 1991.

4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.Т.1 – 4.-М.: Русский язык, 1981.

5.Жуков В. П. Школьный  фразеологический  словарь  русского  языка. – М.: Просвещение, 1980.

6.Иванова. В.А.,Потиха З.А., Розенталь.Д.Э. Занимательно  о  русском  языке.- Л.: Просвещение, 1990.

7.Круглов Ю.Г. Русские  народные  загадки, пословицы,  поговорки. – М.: Просвещение, 1990.

8.ЛапатухинМ.С. Скорлуповская .Е.В., Снетова.Г.П. Школьный толковый словарь  русского языка. – М.: Просвещение, 1981

9.Львов М.Р. Школьный  словарь  антонимов  русского  языка. – М., 1987.

10.Ожегов. С.И., Шведова.Н.Ю. Толковый  словарь русского  языка. - М.,2000.

11. Т.В. Ходова .Подготовка к олимпиадам по русскому  языку. Начальная школа.2 -4 классы .М., Айрис –пресс. 2007.                                                                                                                                                     12. Шкатова. Л. А. Подумай  и  ответь. – М.: Просвещение, 1989.

 13. Ушакова. О. Д. Этимологический словарик  школьника. –                      СПб.: Издательский  дом « Литература», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по русскомуязыку 3 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование УМК "Школа 2100" расчитано на 4 часа в неделю...

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

КТП по русскомуязыку УМК ПНШ 3 класс

КТП по русскомуязыку УМК ПНШ 3 класс...

Рабочая программа по русскомуязыку 2 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи...

рабочая программа по русскомуязыку

Рабочая программа по русскому языку 2 класс "школа россии" 170 часов...