Конспект урока и презентация по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Кулагина Александра Алексеевна

Конспект урока по русскому языку в 4 классе 

УМК "Планета знаний", учебник Желтовская Л. Я 

Тема: "Однородные члены предложения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс.

(УМК «Планета знаний», учебник Желтовская Л. Я.)

Тема

Однородные члены предложения. Повторение изученного

Тип урока

Повторение изученного материала

Цель темы

Систематизировать знания учащихся об однородных членах предложения

Задачи

Предметные:

Понимать что такое однородные члены предложения.

Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.

Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет.

УУД:

Личностные:
уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм  действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь отличать от других предложений предложение с однородными членами предложения; уметь составлять предложение с однородными членами; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической  жизни ребенка.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Русский язык, литературное чтение (умение осознанного чтения).

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Учебник «Русский язык» 4 класс  Желтовская Л.Я. (1 часть), презентация.

Методы

- деятельностный;

- создание проблемной ситуации;

- наглядно-иллюстрационный.

Технологии

- информационные технологии.                      

Технология проведения

Этапы, цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оборудование

Время

1. Организационный

момент

Цель: мотивация учения

- Прозвенел уже звонок – время начинать урок!

- Ребята, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Давайте поприветствуем наших гостей, которые сегодня присутствуют у нас на уроке русского языка!

- Молодцы! А теперь тихонько сели. Покажите, что вы готовы к работе.

- Открыли тетради, записали число,  «Классная работа».

Сегодня двадцатое декабря. Обратите внимание, как правильно пишется число.

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.

Дети садятся на свои места.

Учащиеся записывают число, «Классная работа» в свои тетради.

Слайд 2

3 минуты

2. Повторение пройденного материала

Цель: закрепить знания и умения.

- Посмотрите на доску. Вы видите три слова: сад, рассадить, садовый.

- Подумайте, что вы можете про них сказать?

Что общего у этих трех слов?

- Верно. Какой же корень у этих слов?

- Молодцы, правильно.

- А чем отличаются эти три слова?

*Выслушать варианты ответов учащихся. Затем сделать вывод, исходя из полученных ответов.

- Какими частями речи являются данные слова?

- Вы уже сказали, что эти слова имеют один и тот же корень «сад». А что вы можете сказать про морфемный состав этих слов?

- Давайте проверим, правильно ли вы ответили? (демонстрация слайда)

- Разминку для ума мы выполнили, а теперь разминка для пальчиков!

 

- На минутке чистописания мы с вами сегодня вспомним букву, которая есть в каждом из этих слов, она обозначает согласный, глухой, парный звук. Какая это буква?

- Правильно. Пропишите две строчки, как показано в примере на доске. Не забываем о правильной осанке при письме. Пишем аккуратно, стараемся!

- Молодцы! Сядьте ровно! Покажите свою готовность работать дальше.

- Эти слова однокоренные.

- Корень «сад».

- Сад – существительное; рассадить – глагол; садовый – прилагательное.

- У слов «сад» и «рассадить» нулевое окончание, а в слове «садовый» окончание «ый»;

в слове «рассадить» есть приставка «рас-», поэтому в этом слове удвоенная буква «с»;

в слове «рассадить» суффикс «и» и суффикс «ть» (неопределенная форма глагола), а в слове «садовый» суффикс «ов».

Учащиеся рассматривают слайд.

- Это буква «Сс».

Работа в тетрадях.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

7 минут

3. Сообщение темы и целей урока

Цель: постановка проблемного вопроса.

- На доске вы видите предложение:

В саду растут яблоки, груши, сливы.

- Запишите это предложение в свои тетради.

- Подчеркните в этом предложении подлежащее и сказуемое. Назовите их.

- Что можно сказать о подлежащем? Какой часть речи выражено?

- Какие это подлежащие?

- Каким знаком препинания в этом предложении разделены эти однородные подлежащие?

- Про какой член предложения мы с вами не сказали?

- На какой вопрос отвечает этот член предложения?

- Как вы подчеркнете этот член предложения?

- Почему?

- Совершенно верно! Посмотрите на слайд.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Подлежащее: яблоки, груши, сливы. Сказуемое: растут.

- В этом предложении три подлежащих. Выражено существительным.

- Однородные.

- Запятой.

- Второстепенный член предложения  - «в саду».

- Вопрос «где?».

- «Точка, тире» (_._._).

- Это обстоятельство (места).

Дети рассматривают слайд.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов. Тема урока: «Однородные члены предложения».

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

7 минут

4.Физкультминутка

Цель: снять утомляемость.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

2 минуты

5. Решение учебной задачи

Цель: закрепить пройденный материал.

- Посмотрите на доску. Давайте заполним таблицу: что надо знать об однородных членах предложения и что надо уметь:

- В первую очередь мы должны отметить, что нам обязательно нужно знать об однородных членах преложения.

- Верно! А какие признаки у однородных членов предложения?

- Молодцы! Правильно! А что нам нужно уметь?

- Ребята, а какие члены предложения могут быть однородными?

- Верно! Посмотрите на первое предложение: Аня, Алиса и Даша любят новогодние праздники.

- Какие члены предложения здесь являются однородными?

- Вам предложены схемы предложений, скажите пожалуйста, какая из них подходит к данному предложению? На доске заранее заготовлены схемы предложений.

- А во втором предложении какие однородные члены вы видите?

«Девочки к празднику готовят подарки, наряжают елку».

- Подберите и к этому предложению подходящую схему.

- А в третьем предложении: «На елке зажгутся красные, зеленые, синие огоньки»?

- Какая схема подходит к этому предложению?

- Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием.

- А кто мне ответит на вопрос: как связаны между собой однородные члены предложения?  

- Правильно! Вы хорошо усвоили это правило! Посмотрите на доску. Как вы думаете, какое задание вам необходимо выполнить?

- Ваша задача состоит в том, чтобы списать данные предложения, вставляя пропущенные буквы, объясняя графически орфограмму, и подходящие по смыслу союзы «и», «а», «но», расставить знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены предложения.

- Справились! А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Поменяйтесь тетрадками с соседом по парте, возьмите карандаш в руки и исправьте допущенные ошибки, если таковые будут.

- А теперь работа по учебнику:

Ваша задача из упражнения № 3, на странице 124 выписать любые три предложения с однородными членами, разобрать это предложение по членам, составить схемы к каждому из них.

Учащиеся знакомятся с информацией на слайде.

- Признаки однородных членов предложения.

- Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову.

- Находить в тексте  однородные члены предложения; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; составлять схемы предложений с однородными членами.

- Подлежащие, сказуемые и второстепенные члены предложения могут быть однородными членами.

Дети читают предложение на слайде.

- Однородные подлежащие: Аня, Алиса и Даша.

Дети рассматривают схемы предложений и выбирают нужную.

- Однородные сказуемые: готовят, наряжают.

Дети рассматривают схемы предложений и выбирают нужную.

- Однородные второстепенные члены.  Выражены прилагательным, в предложении являются определением.

Дети рассматривают схемы предложений и выбирают нужную.

- Связываются интонацией перечисления – при письме мы ставим между ними запятую, если однородные члены связаны союзом «и», то запятая не ставится; перед союзами «а», «но», «да» всегда ставится запятая.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Проверяют выполненное задание, объясняют орфограммы в словах.

Учащиеся работают по учебнику.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

18 минут

6. Рефлексия. Итог урока

Цель: зафиксировать содержание урока.

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Итак, ребята! Было ли вам трудно сегодня работать на уроке? Как вы оцениваете свои знания по данной теме? Хорошо ли вы все усвоили?

- Что вы знаете об однородных членах предложения?

- Молодцы! Вы все очень хорошо сегодня работали, успешно справились с поставленными задачами.

- Запишите ваше домашнее задание: придумать и записать три предложения с однородными членами. Тема: «Новогодние каникулы». Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Составить схемы предложений.

- Спасибо за активную работу на уроке! Молодцы!

Дети отвечают на вопросы. Делятся своими впечатлениями.

- Отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова.

- Могут быть главными и второстепенными членами предложения.

- Произносятся с интонацией перечисления.

Слайд 14

Слайд 15

3 минуты


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка УМК «Планета знаний» учебник Желтовская Л. Я. 4 класс Учитель : Крупенникова Александра Алексеевна

Слайд 2

Прозвенел уже звонок – время начинать урок!

Слайд 3

Сад Рассадить Садовый

Слайд 4

Сад Рассадить Садовый

Слайд 5

Сад Садовый Рассадить

Слайд 6

В саду растут яблоки, груши, сливы.

Слайд 7

В саду растут яблоки , груши , сливы .

Слайд 8

Тема урока: Однородные члены предложения

Слайд 9

Что надо знать? Что надо уметь?

Слайд 10

Что надо знать? Что надо уметь? Признаки однородных членов предложения

Слайд 11

Что надо знать? Что надо уметь? Признаки однородных членов предложения Находить в тексте однородные члены предложения. Правильно расставлять знаки препинания. Составлять схемы предложений с однородными членами.

Слайд 12

Какие члены предложения могут быть однородными? Аня, Алиса и Даша любят новогодние каникулы. Девочки к празднику готовят подарки, наряжают елку. На елке зажгутся красные, зеленые, синие огоньки.

Слайд 13

Списать предложения, вставить …, объяснить …, подчеркнуть … : В ч . тверг мы п . сали диктант повторяли сл . варные слова. В пятницу мы р.совали … не з.кончили р.боту. С пон.дельника до пятницы мы учимся … в су.. оту в.скресенье . тдыхаем .

Слайд 14

Проверка: В ч е тверг мы п и сали диктант и повторяли сл о варные слова. В пятницу мы р и совали , но не з а кончили р а боту. С пон е дельника до пятницы мы учимся , а в су бб оту и в о скресенье о тдыхаем.

Слайд 15

Работа по учебнику: Выполнить упражнение № 3 на странице 124.

Слайд 16

Домашнее задание: Составить три предложения с однородными членами. Тема «Новогодние каникулы». Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Составить схемы.

Слайд 17

Спасибо за работу на уроке! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.  Тема: Правописание частицы не с глаголами ....

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Т.Г.   Рамзаева Русский язык.  4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка....

Тема текста. Конспект урока с презентацией по русскому языку. 2 класс.

Урок с презентацией по  русскому языку во 2 классе по теме "Тема текста". Образовательная система "Гармония"....

Конспект урока с презентацией по русскому языку, 2 класс, «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного».

Конспект урока обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного», 2 класс.Урок соответствует ФГОС....

Конспект урока с презентацией по русскому языку 3 класс "Имена существительные 3 склонения"

конспект урока по русскому языку по теме "Имена существительные 3 склонения" 3 класс ПНШ...

Конспект урока с презентацией по русскому языку 3 класс "Имена существительные 3 склонения"

конспект урока по русскому языку по теме "Имена существительные 3 склонения" 3 класс ПНШ...