Методическая копилка учителя
методическая разработка по русскому языку на тему

в помощь учителю

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                        МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ.

Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. (В случае необходимости выясняют значение слова.)

Картинный диктант: 1) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;

2) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения;

3) учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения.

Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям либо карточки картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:

  1. записать в первый столбик слова- названия животных, во второй- слова- названия растений;
  2. записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е, во второй- слова, в написании которых необходимо запомнить гласную о, в третий - слова, в написании которых необходимо запомнить гласную а (комбайн, берег,  магазин, впереди, космонавт и другие);
  3. выписать только слова из «словаря»: Урожай, урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор! Пробежишься  огородом - съешь морковку мимоходом. (Е. Трутнева)

     Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.

    Диктант по памяти: 1) записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор); 2) записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е.

Диктант с комментированием. Учитель называет слово из «Словаря» или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.

Творческий диктант. Заменить развёрнутое определение, одним словом. К примеру:1) четвертый день недели (четверг); 2) приём пищи в середине дня (обед); 3) плод яблони (яблоко);4) помещение для торговли чем-нибудь (магазин). Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написания слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек.



Предварительный просмотр:

Система упражнений для отработки словарных слов для 1-4 классов.

 Повторение пройденного в 1-2 классах.

Упражнение 1(классное). Спишите. Поставьте в словах знак ударения и подчеркните безударные гласные:

            алфавит                     километр                         шофёр

арбуз                         комбайнёр                       революция

портрет                     инженер                           библиотека

фамилия                   магазин                             щавель

             Упражнение 2 (классное). Спишите (с доски) слова в алфавитном порядке. Подчеркните в словах непроверяемые безударные гласные.

Бутерброд, аквариум, океан, материал, диван, каникулы, дежурный, коридор, мандарин, пластинка, магазин, километр, документ, портфель.

Упражнение 3 (домашнее). Составьте предложения со словами: портфель, магазин, километр, шофер, комбайнер, Запишите их.

Упражнение 4 (классное). Выберите правильный ответ.

 

Слова

Ответы

1

2

3

4

п…ртрет

агр…ном

г…ризонт

О

О

А

О

О

О

О

А

О

О

О

        А        А

         

            Упражнение 5(классное). Спишите, вставляя одну или две согласных.

         к (кк)                               р (рр)                               л (лл)

       а…орд                              ко..идор                           га...ерея

       ре…орд                             те...итория                        арти..ерия

       а…уратно                        ди...ектор                         кава..ерия

              Упражнение 6(домашнее). Спишите. Подчеркните в словах непроверяемые безударные гласные. Объясните (устно) значения данных слов. Составьте с ними словосочетания.

Абажур, аквариум, пенал, аккуратный, магазин.

Образец. ПЕНАЛ. (Ящичек для хранения ручек и карандашей.) Разноцветный пенал.

             Упражнение 7(классное). Выберите правильный ответ.

Ответы

1

2

3

4

с…рьезный

м…дель

меб…ль

Е

А

Е

Е

О

Е

Е

О

И

Е

О

И

            Упражнение8(домашнее). Пользуясь «Орфографическим словарем», допишите таблицу.

кк

лл

сс

аккуратный

коллективный

комиссия

           Упражнение 9(домашнее). Составьте связный рассказ на тему

 « Наша школа» со словами: теннис вестибюль, коридор, портрет, герой, ветеран, кабинет, директор, дежурный, радио, баскетбол, волейбол,.

В качестве примера одна из работ ученика.

                   

                     НАША ШКОЛА.

Наша школа очень красивая. Около школы большая спортивная площадка. Здесь ребята играют в волейбол, баскетбол, теннис, занимаются гимнастикой.

Сначала входишь в вестибюль, затем идёшь по коридору. Здесь на стенах висят портреты героев, ветеранов войны.

          Упражнение 10 (классное). Составьте словосочетания со словами:

Батон-бетон, территория-коридор, артиллерия-кавалерия.

Упражнение11(классное). Спишите, вставляя одну или две согласных.

          С (сс)                     к (кК)                                л (лл)

   кла...ный                  а..орд                               тро..ейбус

  керо...син                 ре..орд                              контро..льный

  шо...е                        а..уратный                       ме..одия

          Упражнение 12 (классное). Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните их. Устно объясните значения данных слов, выбрав нужное описание из правого столбика.

           Д…журный         Группа людей, объединенных общей работой.

В…кзал             Тот, кто следит за порядком.

Г…рбарий         Здания большой станции на путях сообщения.

К…лектив         Собрание засушенных растений.

Образец. Диван  (мягкая мебель для сидения и лежания).

Все новые трудные слова, требующие объяснения, целесообразно записывать в словарики, где в словах дети указывают знак ударения и подчеркивают трудные орфограммы; значение каждого слова кратко объясняется. Все это учитель предварительно записывает на доске. Приведем пример такой записи.

Алфавит-азбука, где буквы расположены в принятом порядке.

Ветеран - старый солдат, опытный воин, заслуженный работник. На последующих уроках знание этих слов (их значение и правописание) проверяется. С наиболее употребляемыми из них учащиеся составляют словосочетания или предложения.

Упражнение 13 (классное). Спишите (с доски) слова в два столбика: в первый столбик слова с проверяемыми безударными гласными, во второй- слова с непроверяемыми безударными гласными.

Библиотека, горизонт, запевать, портрет, заявление, поляна, телефон, шофер, глядеть, цветет, трамвай.

Упражнение 14 (домашнее). Составьте предложение со словами: агроном, вокзал, субботник.

Упражнение 15 (классное). Выберите правильный ответ.

Ответы

1

2

3

4

м…дведь

б…леть

р…кета

И

И

А

Е

И

О

Е

Е

А

Е

И

А

Упражнение 16 (классное). Спишите, вставляя одну или две согласных.

      Л (лл)        м (мм)        с (сс)

ко…ектив        ко…андир        кла…ный

ка…ендарь        ко…иссия        ро…а

ко…екция        килогра…        шо…е

Упражнение 17 (домашнее). Перескажите письменно текст упр. 58, употребляя слова: молодежь, Серая Шейка, советовать, провожать.

Упражнение 18(домашнее). Пользуясь «орфографическим словариком», допишите таблицу.

а-а

е-е

о-о

алфавит

телефон

молоток

 Упражнение 19.(классное). Запишите (под диктовку) слова. Подчеркните в них непроверяемые безударные гласные.

Автомобиль, вагон, газета, инженер, календарь, трамвай.

Упражнение 20 (классное). Выберите правильный ответ.

слова

Ответы

1

2

3

4

б..рёза

к..ртофель

инт…ресный

и

а

е

е

о

и

и

о

е

е

а

е

              Слова с непроверяемыми написаниями - это в основном знаменательные части речи. Поэтому для работы над такими написаниями должны быть использованы уроки, на которых изучаются части речи и их правописание.

В 3-4 классах, как известно, изучаются в основном имя существительное, имя прилагательное и глагол. Работу над ними следует использовать и для усвоения слов - соответствующих частей речи с непроверяемыми написаниями.

Имя существительное.

Упражнение 1 (классное). Спишите. Поставьте в словах знак ударения. Подчеркните непроверяемые орфограммы. Устно объясните значения данных слов.

Абажур, библиотека, космонавт, суббота, тетрадь, четверг.

Образец: абажур (колпак, который надевается на лампу для защиты глаз от света.)

Упражнение 2(классное). Объясните (устно) значение данных слов.

Биография, вестибюль, универмаг.

Упражнение 3(домашнее). Составьте (письменно) предложения или словосочетания с данными словами.

Адрес, космонавт, фамилия, шоссе.

Упражнение 4(классное). Замените данные выражения отдельными словами- именами существительными. Подчеркните в словах непроверяемые безударные гласные.

(Приведённые ниже выражения записываются на доске или даются на плакате.)

Группа музыкантов, совместно исполняющих произведение на различных инструментах, -….; небольшой огороженный садик перед домом -….; вид какой-нибудь местности, рисунок, картина, изображающая     природу, -…; точная выдержка из какого-нибудь текста -….; хищная птица с коротким крючковатым клювом и длинными когтями-….

Слова для справок: цитата, ястреб, пейзаж, оркестр, палисадник.

Упражнение 5 (классное). Спишите, вставляя пропущенные буквы.

 Д..ректор, д..рога, к..лхоз, пон..дельник, с..лют, ф..милия.

Упражнение 6. Выберите правильный ответ.

слова

ответы

1

2

3

4

кв... ртира

п... мидор

р... бочий

о

о

а

а

а

а

а

о

а

а

о

о

             Упражнение 7 (классное). Спишите, подбирая родственные слова- имена существительные.

Дежурить-дежурство, командировать-…., побеждать-…., путешествовать-…, работать-….

           

  Упражнение 8. (Упражнение выполняется по карточкам дома.)

                                                       Карточка 1.

Выберите правильный ответ.

слова

ответы

1

2

3

4

м... шина

р... бота

т... варищ

О

А

а

А

А

а

А

А

а

А

О

о

Карточка 2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Б…бл…отека, к…ртина, к…мбайн, д…ректор, ф…милия.

 

Карточка 3.

Составьте (письменно) небольшой рассказ на тему «В библиотеке», употребив слова: аннотация, библиотека, витрина, газета, картина, каталог, портфель, стеллаж, фамилия, формуляр.

       

         Имя прилагательное.

Упражнение 1 (классное). Спишите (с доски), вставляя пропущенные буквы.

Д…журный, к…нтрольный, ст…рательный, т…ропливый.

Упражнение 2(классное). Спишите, образуя прилагательные.

Кабинет- кабинетный, вокзал-…, дисциплина-…, сентябрь-… .

Составьте с прилагательными предложения.

Упражнение 3(домашнее). Составьте (письменно) с данными прилагательными предложения или словосочетания.

Библиотечный, коллективный, берёзовый, классный, шестнадцатый.

Упражнение 4(классное). Спишите, вставляя пропущенные буквы и дописывая окончания.

Ар…матн… кофе, автор…тетн… жюри, барх…тн… кашне, г…гантск… карусель.

Упражнение 5(домашнее). Выпишите из «Орфографического словаря» по пять слов с непроверяемыми безударными гласными и удвоенными согласными. Объясните (устно) значения выписанных слов. Образец:

Слова с  непроверяемыми

безударными гласными

Слова с  удвоенными

согласными

Афиша  (Объявление о спектакле,

концерте, лекции.)

… .  ….

Перрон.  (Пассажирская

платформа на вокзале.)

… . …

          Упражнение 6 (домашнее). Составьте (письменно) словосочетания с прилагательными аккуратный, одиннадцатый.

Упражнение 7 (классное). Выберите правильный ответ.

ответы

1

2

3

4

ш…фёр

г…рой

п…льто

а

и

а

а

о

а

о

е

а

а

е

а

            Упражнение 8(домашнее, для индивидуальной работы; упражнение выполняется по карточкам).

                                        Карточка 1.

Спишите слова в алфавитном порядке.

Коллективный, шестнадцатый, автомобильный, кабинетный, сиреневый, жёлтый.

                                       Карточка 2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Б...бли…течный, к…л…ндарный, к…ртофельный.

                                        Карточка 3.

Образуйте (письменно) от данных слов прилагательные. Подчеркните в словах непроверяемые безударные гласные и удвоенные согласные.

  Суббота-субботний, вокзал-…, картофель-…, коллектив-….

                                       Карточка 4.

Составьте (письменно) предложения с прилагательными. Подчеркните непроверяемые гласные.

Автомобильный, пассажирский.

                                      Карточка 5.

Выберите правильный ответ.

слова

ответы

1

2

3

4

т...традный

д…журный

к…ллективный

е

и

а

е

е

о

и

е

о

е

и

о

                   

     

Глагол.

Упражнение 1(классное). Запишите слова в алфавитном порядке.

Дежурить, контролировать, колотить, стремиться, стараться.

Упражнение 2(классное). Запишите под диктовку слова.

Завтракать, интересоваться, сеять, путешествовать, желать, ужинать, рисовать.

Упражнение 3 (домашнее). Составьте (письменно) предложения с глаголами: молотить, рисовать, сверкать, сеять, дежурить,

Упражнение 4(домашнее). Составьте рассказ на тему «В библиотеке» со словами: витрина, библиотека, плакат, автор, портрет и другие. Подчеркните в данных словах непроверяемые написания.

Например:

В библиотеке.

Мы входим в библиотеку. Здесь очень много книг. Они лежат на полках. На стенах висят портреты писателей и поэтов, плакаты. Красиво оформлены книжные витрины.

Мы с интересом и вниманием рассматриваем книги и журналы.

Упражнение 5 (классное). Спишите, вставляя одну или две согласных.

М (мм)        л (лл)        с (сс)

ко…иссия        ка…ендарь        ка…ир

ко…сомол        ко…ектив        пере…казать

ко…андир        са…ют        ба…ейн

Упражнение 6 (классное). Выберите правильный ответ.

Слова

Ответы

1

2

3

4

агр…ном

гор…зонт

автом…биль

о

и

а

а

е

о

о

и

о

о

и

а

Упражнение 7 (домашнее). Выпишите из «Орфографического словарика» по 5 глаголов с буквами кК, лл, сс и с непроверяемыми безударными гласными а, и, о.

 Упражнение 8.(классное). Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Б…седовать, г…реть, ж…леть, упр…жняться.

Упражнение 9 (классное). Выберите правильный ответ.

Слова

Ответы

1

2

3

4

завтр…кать

к…лотить

р…совать

а

а

е

о

а

и

а

о

е

а

о

и

Упражнение 10 (домашнее). Опишите свою квартиру. Используя для этого слова: балкон, ванна, квартира, диван, телевизор, коридор.

Подчеркните непроверяемые гласные.

Например:Наша квартира.

Наша квартира находиться на втором этаже. Открываешь дверь, входишь в широкий коридор. Из него одна дверь ведет в ванну, другая - в кухню, третья - в комнату. Здесь стоит стол, у правой стены - диван. На окнах красивые занавески. На стенах фотографии, портреты, картины. В углу стоит телевизор, еще одна дверь ведет на балкон. Хорошо в нашей квартире!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работаем по ФГОС (в методическую копилку учителю)

Информационная компетентность младших школьников.Выступление на августовской районной конференции....

Методическая копилка учителя ОРКСЭ

Конспекты уроков, нормативные документы...

Методическая копилка учителей начальной малокомплектной школы

Разработки уроков по внеклассной деятельности...

Методическая копилка учителей начальной малокомплектной школы

Каждый человек с самого раннего возраста стремится быть умным, любознательным, сообразительным, всесторонне развитым. Мы все хотим быть интересными собеседниками и много знать. А получится это может л...

Методическая копилка учителя 1-4

Задания на каникула 1 класс...