Работаем по ФГОС (в методическую копилку учителю)
методическая разработка по теме

Советникова Евгения Васильевна

Информационная компетентность младших школьников.

Выступление на августовской районной конференции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Видновский художественно-технический лицей

Доклад

УЧИТЕЛЯ   НАЧАЛЬНЫХ   КЛАССОВ

Советниковой Евгении Васильевны

« Формирование информационной компетентности младших школьников в рамках ФГОС НОО»

        

Выступление районном метод.объединении

2013


Формирование информационной компетентности младших школьников в рамках ФГОС

( из опыта работы учителя начальных классов МБОУ ВХТЛ Советниковой Е.В.)

Главные теоретические положения современного образования - это:

  1. компетентностный подход к обучению
  2. два равноправных субъекта – ученик и учитель
  3. вариативность образовательно-информационной среды

Процесс обучения в современном обществе - это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно-образовательной среде.

Информационно-образовательная среда

  • пространство осуществления личностных изменений людей (педагогов и учащихся) в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий.
  • системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса.
  • педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы материально-техническая, финансово-экономическая, нормативно-правовая, управленческая и маркетинговая
  • совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, используемая в дистанционных технологиях обучения.

Современная школа и является той информационно-образовательной средой, которая должна  вооружить ребенка умениями, ориентирующими его в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели.

Главная цель современного образования – это учить учиться и пользоваться полученными знаниями, т.е. как сформулировал Жак Делор – научиться познавать, делать, жить и жить вместе.

Задача  образования в информационном обществе – воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т.е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации.

Процессом обучения в информационном обществе становится совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно-образовательной среде. Т.е. роль учителя из ведомого превращается в направляюще-консультирующую, поддерживающую, а роль ученика из ведомого учителем – в роль партнёра в процессе обучения. Руководящая, информационная, контролирующая функция процесса традиционного обучения в условиях информационного общества преобразуется в ориентирующую, презентационную функцию - функцию педагогической поддержки.

ФГОС НОО - смена образовательной парадигмы -

Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.

Основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Формирование у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.

Одной из главных ключевых компетентностей в компетентностном подходе является информационная компетентность.

Т.к. каждому человеку в современном обществе приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации, то чтобы не теряться в нём необходимо иметь элементарные навыки работы с этой информацией.

Необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.

Научить всему этому должна школа, причём начиная с самой первой ступени, т.к. первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.

Своевременная работа по формированию у обучающегося информационной компетентности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных  УУД:  

  • извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
  •  перерабатывать  информацию для получения  необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • уметь перерабатывать информацию(анализировать, классифицировать, выделять причины и следствия).

  • Что такое «информационная компетентность» школьника?

Информационная компетентность - это умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников. Другими словами, информационная компетентность – это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).

Информационные компетенции:
• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
• овладеть навыками использования информационных устройств;
• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

С этим термином тесно взаимосвязаны "информационная грамотность" и "информационная культура".

Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе, резко возросшая информированность – несомненное преимущество современных детей. Если раньше школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения система образования должна  в полной мере использовать новые возможности.

ФГОС чётко отмечает, что «в результате всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией». Умение работать с информацией - это универсальное учебное действие необходимое при изучении разных предметов, начиная с самого первого класса.

  • Какое отражение данная  проблема получила в соответствующих документах ФГОС?

В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Сказано, что метапредметные результаты должны отражать:

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,  передачи информации в соответствии с  коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Кроме того, отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования  с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу: пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.

Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать и использовать информацию в образовательных целях.

  • Как сформировать информационной компетентности у младшего школьника?

Для формирования информационных умений необходимо, чтобы в учебно-методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебника носили информативный характер. Только при таком условии можно добиться выполнение требований Стандарта: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией».

              Формирование основ информационной компетентности нужно рассматривать как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимодополняют и взаимообогащают друг друга.

Это могут быть:

  • игры на эрудицию (например, викторины) - школьники, которые готовят материалы для таких игр, должны посмотреть большое количество источников  информации по тематике игры;
  • информационные проекты- создание своей книги или мини-энциклопедии по какой –либо теме требует сбора сведений по этой теме;
  • исследовательские проекты - сбор сведений по теме исследования является необходимым компонентом работы над такими проектами;
  • интегрированные уроки;
  • экскурсии и т.д.

Совершенно очевидно, что для формирования и развития информационных учебных действий необходимо применять разнообразный материал: игры, ребусы, анаграммы, чайнворды, кроссворды и другие нестандартные задания, вызывающий  живой интерес у младшего школьника. Но главным критерием при работе над информационной компетентностью ученика должна быть всё же доступность, рациональность и систематизированность.

В основу типологизации работы над информационной компетентностью младшего школьника положен принцип интеграции по двум основаниям: использование источников информации и характеристика информационной деятельности  младших школьников.

Содержание действий с информацией в начальной школе представлено тремя группами учебных действий (умений), характеризующих информационную деятельность младших школьников:

  1. Поиск, селекция, фиксация информации, что предполагает умение находить по заданному основанию, существенным признакам информацию представленную в явном и неявном виде, проводить селекцию найденной информации, фиксировать информацию разными способами.
  2. Преобразование, интерпретация и применение информации, что предполагает умение упорядочивать информацию по заданному основанию, сравнивать между собой объекты, понимать инструкцию к выполнению задания, представленную разными способами, устанавливать простые связи, делать элементарные выводы, основываясь на личном опыте, находить аргументы, подтверждающие выводы, сопоставлять и обобщать информацию, отвечать на поставленные вопросы.
  3. Оценка достоверности информации, что предполагает умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, подвергать сомнению достоверность информации, представленной в разных видах, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

Вот например, ряд заданий, направленных на формирование  информационной компетентности школьника (приложение 1).

  • Как измерить сформированность информационной компетентности учащихся начальных классов?

На первом этапе данной работы проводим констатирующий эксперимент, цель которого – вывить уровень сформированности информационной компетентности у младших школьников. Диагностика информационной компетентности можно осуществить с помощью методики Е.А.Хасьянова и С.Ю. Прохоровой. Учащимся класса предлагается выполнить серию диагностических заданий.

Проведенная диагностика позволит перейти к выделению уровней сформированности информационной компетентности у младших школьников. В качестве критериев для определения уровней информационной компетентности младших школьников выступает степень сформированности основных направлений информационной компетентности. Каждый критерий находит свое проявление в определённых показателях.

Результаты проведенного констатирующего эксперимента в 1 «А» классе ВХТЛ на начало учебного года показали, что большинство младших школьников имеют средний уровень информационной компетентности (45 %), группа с уровнем выше среднего составила 25 %. У 14% опрошенных выявился высокий уровень сформированности информационной компетентности, на низком же уровне находились 16 % младших школьников.

Далее в этом же классе была проведена  следующая диагностическая работа, которая выявила положительную динамику работы над информационной компетентностью учащихся данного класса.

Данные, полученные в результате контрольного среза свидетельствуют о положительной динамике развития информационной компетентности у младших школьников:

Результаты диагностической работы по определению уровня информационной компетентности  младших школьников, проведённой в 1 «А» классе МБОУ ВХТЛ ( в исследовании принимало участие 24 учащихся)

Итого:

Высокий уровень – 19 испытуемых

Средний – 5 испытуемых

Низкий –  0 испытуемых.

 Вашему вниманию предоставляется проект диагностической работы по определению уровня информационной компетентности  младших школьников, проведённый в данном классе. (приложение 2)

Показатели и критерии диагностики информационной компетентности выпускников начального общего образования, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования:

  1. Работа с источниками информации. 
  • Знание о том, какие источники информации существуют.
  • Умение использовать различные источники информации
  • Умение использовать компьютерные технологии.
  • Умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации
  1. Обработка и представление результатов
  • Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы.
  • Умение находить альтернативную и дополнительную информацию
  • Умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его.
  • Умение описать и представить результаты своей работы.
  1. Использование компьютерных технологий.
  • Умение читать текстовые документы на компьютере, работать с текстом на компьютере , работать с текстом в различных форматах.
  • Умение  вводить и оформлять текст на компьютере
  • Умение работать со средствами Интернета

Некоторые  задания для измерения сформированности информационной компетентности  выпускника начальной школы (приложение 3).

  • Вывод:

  Формирование информационной  компетентности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школы, зависит успешность социализации учащихся в будущем.

Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной компетентности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Таким образом, нам - педагогам необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эпиграф : Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим п еред ними проблемы, которые надо решить». Роджер Левин Формирование информационной компетенции младших школьников в рамках ФГОС Советникова Евгения Васильевна учитель начальных классов МБОУ ВХТЛ

Слайд 2

Главные теоретические положения образования в информационном обществе Основным в информационном обществе становится компетентностный подход к обучению. В информационно-образовательной среде в процессе обучения активно действуют два равноправных субъекта – учитель и ученик. Образование в информационно-образовательной среде вариативно.

Слайд 3

Информационно-образовательная среда пространство осуществления личностных изменений людей (педагогов и учащихся) в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий. системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса. педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы материально-техническая, финансово-экономическая, нормативно-правовая, управленческая и маркетинговая совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, используемая в дистанционных технологиях обучения.

Слайд 4

Цель школы Вооружить ребенка умениями , которые помогут ему ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели.

Слайд 5

Новые цели образования Учить учиться и пользоваться знаниями. Учиться делать дело. Учиться жить вместе. Учиться быть. (Эдгар ФОР - ЮНЕСКО) научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить (Жак Делор)

Слайд 6

Компетентностный подход к образованию в информационном обществе Цель образования – формирование компетентной личности, способной решать разнообразные проблемы, используя имеющиеся у нее знания и умения. Задача – воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т.е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации.

Слайд 7

Процесс обучения в информационном обществе - это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно-образовательной среде.

Слайд 8

Роль учителя в процессе обучения Традиционное обучение Обучение в условиях информационного общества Деятельность учителя Ведущая роль Направляет поиск ученика, консультирует, поддерживает Деятельность ученика Ведомый учителем Партнер в процессе обучения

Слайд 9

Процесс обучения Традиционное обучение Обучение в условиях информационного общества Руководящая, информационная, контролирующая функция процесса обучения Ориентирующая, презентационная, функция педагогической поддержки

Слайд 10

ФГОС НОО - смена образовательной парадигмы (цели, всей совокупности убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества) . Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»

Слайд 11

Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Слайд 12

Социальные (характеризуют умение человека полноценно жить в обществе) – брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций. Поликультурные – не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков, рас. Коммуникативные – умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками Информационные – умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников. Саморазвитие и самообразование – потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни. Группы ключевых компетентностей

Слайд 13

Своевременная работа по формированию у обучающегося информационной компетентности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных УУД: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта; преобразовывать информацию из одной формы в другую; уметь перерабатывать информацию(анализировать, классифицировать, выделять причины и следствия).

Слайд 14

Информационная компетентность - способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. http://standart.edu.ru

Слайд 16

Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений , навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать и использовать информацию в образовательных целях. Информационная культура - одна из составляющих общей культуры человека. Информационная культура предполагает возможность и готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической.

Слайд 17

ФГОС НОО: «в результате всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией». Умение работать с информацией - это универсальное учебное действие необходимое при изучении разных предметов , начиная с самого первого класса. Главный критерий при работе над информационной компетентностью ученика - доступность, рациональность и систематизированность.

Слайд 18

В « Федеральном государственном стандарте начального общего образования » названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Метапредметные результаты должны отражать: использование различных способов поиска( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Слайд 19

В основу типологизации работы над информационной компетентностью младшего школьника положен принцип интеграции по двум основаниям: использование источников информации и характеристика информационной деятельности младших школьников.

Слайд 20

Поиск, селекция, фиксация информации, что предполагает умение находить по заданному основанию, существенным признакам информацию представленную в явном и неявном виде, проводить селекцию найденной информации, фиксировать информацию разными способами. Преобразование, интерпретация и применение информации, что предполагает умение упорядочивать информацию по заданному основанию, сравнивать между собой объекты, понимать инструкцию к выполнению задания, представленную разными способами, устанавливать простые связи, делать элементарные выводы, основываясь на личном опыте, находить аргументы, подтверждающие выводы, сопоставлять и обобщать информацию, отвечать на поставленные вопросы. Оценка достоверности информации, что предполагает умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, подвергать сомнению достоверность информации, представленной в разных видах, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. группы учебных действий (умений), характеризующих информационную деятельность младших школьников:

Слайд 21

Проверяем умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи: Ты хочешь узнать значение слова «Отчизна»? У тебя есть книги на выбор: 1.Орфографический словарь. 2. Этимологический словарь. 3. Л. Успенский «Слово о словах». 4. Толковый словарь. 5. История России. 6. М. Лермонтов «Родина». В каких из них ты можешь найти нужные сведения? Заполни таблицу, расставив номера книг. Книги, в которых я скорее всего найду ответ Нужно посмотреть содержание Книги, в которых скорее всего не найду ответ

Слайд 22

Результаты проведенного констатирующего эксперимента «Уровень информационной компетентности» в 1 «А» классе ВХТЛ на начало учебного года

Слайд 23

Результаты диагностической работы ( контрольного среза) по определению уровня информационной компетентности младших школьников, проведённой в 1 «А» классе МБОУ ВХТЛ

Слайд 24

Показатели и критерии диагностики информационной компетентности выпускников начального общего образования , представленными в стандартах второго поколения начального общего образования: Работа с источниками информации. Знание о том, какие источники информации существуют. Умение использовать различные источники информации Умение использовать компьютерные технологии. Умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации Обработка и представление результатов Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы. Умение находить альтернативную и дополнительную информацию Умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его. Умение описать и представить результаты своей работы. Использование компьютерных технологий. Умение читать текстовые документы на компьютере, работать с текстом на компьютере , работать с текстом в различных форматах. Умение вводить и оформлять текст на компьютере Умение работать со средствами Интернета

Слайд 25

Вывод: Формирование информационной компетентности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школы, зависит успешность социализации учащихся в будущем. Нам - педагогам необходимо научить ребёнка учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее!

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Задания, направленные на формирование  информационной компетентности школьника (приложение 1). 

Направление "Работа с источниками информации" 

Задание "Сколько значений у предмета". Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета. Поощряются самые оригинальные, неожиданные ответы, и чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности, обычно фиксируемые при ее оценке: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др. Ребенок учится открывать в обыденном новые, неожиданные стороны.

Направление "Упорядочивание информации"

Игра "Найди общий признак". Можно предложить ребенку сгруппировать предметы, взяв одинаковые по назначению (например, несколько машин, кукол, шаров или мячей). Их можно сначала разложить по предметной соотнесенности: в одну группу – все куклы, в другую – машины, в третью – шары или мячи. Потом перегруппировать по цвету: красные машины, кукла в красном платье и с красным бантом, красный шар. В третий раз – по величине: большие машины, куклы, шары; маленькие машины, куклы, шары. Всякий раз, когда группировка выполнена, нужно сказать, по какому признаку объединялись предметы. Потом можно спросить ребенка: "А как еще можно разместить предметы, чтобы у них что-то было одинаковое?"

Направление "Использование информации для построения умозаключений"

Игра "Умозаключения по аналогии". Учитель может рассказать детям, что некоторые животные, несмотря на свои отличия, очень похожи. Например, у кенгуру задние лапы длинные, а передние короткие, почти так же устроены лапы зайца, только разница в длине между ними не так велика. Туловище рыбы имеет определенную форму, помогающую преодолевать сопротивление воды. Если мы хотим, чтобы создаваемые нами корабли и особенно подводные лодки хорошо плавали, их корпуса должны быть похожи по очертаниям на туловище рыбы.

Детей можно попросить выполнить следующие задания:

- сказать, на что похожи: узоры на ковре, облака, очертания деревьев за окном, старые автомобили, новые кроссовки;

- назвать как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.);

- назвать как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.

«Ключевые слова»

Предлагается составить словарь ключевых слов по тексту. Задание позволяет провести контроль над усвоением основных понятий, выделение главного, существенного в содержании текста. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей.

Ты прочитал рассказ Б С Житкова «Про обезьянку». Помоги одноклассникам узнать значение слова   ПАЛУБА

Задачная формулировка: Найди в таблице лишние источники, которые не помогут тебе уточнить значение слова

Орфографический словарь

Толковый словарь

Словарь синонимов

Учебник математики

Физическая карта Росси

«Продуктивные задания»

Учащимся предлагается создать и представить схему, таблицу, опорный конспект по тексту. Формулировка задания содержит только вопрос – часть задания, требующего от учащегося конкретных действий.

Ученик не только извлекает информацию, но и производит действия по её обработке. Результатом является «продукт» собственной деятельности с первичной информацией.

Проверить, сформировано ли у обучающихся умение выделять в информации недостоверные и сомнительные элементы, можно с помощью задания – найти и исправить ошибки в загадках:

1. Привязан кустик к колышку,

На кустике – шары,

Бока подставив солнышку,

Синеют от жары.

(Ответ: краснеют от жары.)

2. Зимой в огороде свежие, зеленые,

а летом  в бочке вкусные, соленые.

(Ответ: лето и зима перепутаны )

3. Я вырос на ветке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

(Ответ: вырос на грядке.)

4. Микробов он сбивает с ног,

Ну а зовут его – морковь.

(Ответ: а зовут его – чеснок.)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 3.

Задания для измерения сформированности информационной компетентности  выпускника начальной школы (журнал «ПЛЮС ДО И ПОСЛЕ» № 5,2010г)

1  задание

Цель: выявить знания учащихся об источниках информации и умение классифицировать  их по группам .

Тема: Как устроен мир. Человек.

Степень обучения: начальная школа, выпускной класс

Задание : данные источники информации распредели по предложенным  группам

Источники информации:

а) разговор с другом

б) фильмы

в) советы родителей

г) рисунки

д) книги

е) энциклопедии

ж) картины

и) музыка

к) мультфильмы

л) рекомендации учителя

м) пение птиц

н) доклады

о) статьи

п) схемы

р) фотографии

с) сигналы машин

т) шелест листвы

  у) чертежи

Группы:  текстовая информация_________________________

               графическая информация________________________

               звуковая информация___________________________

               видеоинформация______________________________

Ответ:  текстовая информация- д, е, н о,

             графическая информация- г,ж,у,п,р

             звуковая информация- а,в,и,м,т,с,л

             видеоинформация-б,к

Оценка в баллах: (каждый правильный ответ-1 балл)

18-15- высокий уровень, 14-11-выше среднего, 10-6 средний, низкий-5 и менее балов.

2 задание

Цель: проверить знание компьютерных технологий.

Тема: Семейный бюджет

Степень обучения: начальная школа, выпускной класс

Задание : для подготовки наглядного, демонстрационного сообщения по данной теме ты можешь воспользоваться умением работать на компьютере. Перед тобой название нескольких компьютерных программ. Поставь знак «+» рядом с теми программами, которые тебе понадобяться

Калькулятор, блокнот, Word Pad, Адресная книга, Paint.

Ответ: Калькулятор, блокнот, Word Pad, Адресная книга, Paint. 

Оценка в баллах:  5баллов(высокий уровень)- выполнено без ошибок, 4 балла(выше среднего)- правильно выделено 3 из 4 возможных вариантов, 3 балла(средний уровень)- правильно выделено 2 варианта из 4 возможных, 2 балла( низкий уровень) - не выделены или неправильно выделены программы.

3 задание

Цель: проверить  умение обобщать, сравнивать данные, выносить суждения по теме и аргументировать их

Тема: Природные зоны. Степь

Степень обучения: начальная школа, выпускной класс

Задание : вставьте в пустые клетки цифры по порядку от причины к следствию, чтобы объяснить, почему в степи так много зверей ведёт подземную жизнь. Устно аргументируйте свой ответ.

  1. Солнце стоит высоко
  2. Стоит жаркая погода, и осадки быстро испаряются.
  3. Подземные части растений развиты
  4. Растения пытаются найти влагу под землёй
  5. Многие звери ведут подземную жизнь
  6. В почве много червей и личинок насекомых

           Ответ    1, 2, 4,  3, 6, 5

Оценка в баллах:

6 баллов(высокий уровень)- выполнено  всё верно.

5-4 балла-(выше среднего)-  не в полном объёме умеет обобщать, сравнивать, противопоставлять данные  и выносить суждения.

3 балла(средний уровень)- частично обобщает и сравнивает данные, не вынося собственных суждений,

2 балла(низкий уровень)- не умеет обобщать, сравнивать, противопоставлять данные и выносить суждений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка учителя ОРКСЭ

Конспекты уроков, нормативные документы...

Методическая копилка учителей начальной малокомплектной школы

Разработки уроков по внеклассной деятельности...

Методическая копилка учителей начальной малокомплектной школы

Каждый человек с самого раннего возраста стремится быть умным, любознательным, сообразительным, всесторонне развитым. Мы все хотим быть интересными собеседниками и много знать. А получится это может л...

Методическая копилка учителя 1-4

Задания на каникула 1 класс...