Элективные курсы внеурочной деятельности русского языка "Увлекательная грамматика"
элективный курс по русскому языку (1 класс) на тему

Петрова Валентина Николаевна

Занятия по русскому языку с 1 по 4 классы с углубленным изучением данного предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneurochke_2014._attestatsiya.odt28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение:

« Средняя общеобразовательная школа № 5

г. Михайловки» Волгоградской области.

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РУССКОГО ЯЗЫКА

« Увлекательная грамматика»

Петровой Валентины

Николаевны

Рассмотрено на МО учителей

начальных классов

Протокол № 1 от ….................

зав. МО Ивина Н. Н.

Согласовано:

зав. директора по УВР

Калусенко Е.М............................

г. Михайловка 2011 год


1.Пояснительная записка.

Обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, – такая главная цель любого предметного курса, развивающего образовательную систему Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова, которая, бесспорно является ярким воплощением деятельностного подхода.

Задача обучения чтению и способы их решения тесно переплетаются с задачами развития речи учащихся, воспитания их речевой культуры.

Но какую бы важную роль ни играло учебное общение в жизни младшего школьника, оно не исчерпывает того круга коммуникативных задач, с которыми он сталкивается и к решению которых его необходимо готовить.

Первое – это открытие ребёнком языкового знака – важнейшего объекта лингвистической науки. Прежде всего наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. В этой программе все темы внеурочной деятельности школьника связаны между собой и подчинены одной цели. Весь материал подаётся в доступной и игровой форме, рассчитанный на познавательный интерес учащегося. Закрепление осуществляется в результате практических занятий индивидуально, в группах, в работе с дополнительной литературой.

2. Цель данной данных курсов: сформировать исследовательские умения младших школьников ( поисковые, информационные, организационные, оценочные).

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

Образовательные:

  • систематизировать и закреплять имеющиеся знания, появление в сознании детей новых понятий.;
  • формировать у учащихся приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, исследование новых способов действий;
  • формировать потребность в приобретении новых знаний и способов их получения путём самообразования;
  • знакомить учащихся с простейшими приёмами научных исследований;
  • учить учащихся работать с дополнительной литературой.

Развивающие:

  • развивать у учащихся способность самостоятельно приобретать, анализировать, сравнивать , обобщать, делать выводы, исследовать;
  • способствовать развитию межличностных отношений и умение вести научную дискуссию, эвристическую беседу;
  • развивать память, логическое мышление, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремлённость);
  • расширять практический опыт детей.

Воспитательные:

  • воспитывать сознательное отношение к учёбе,
  • любовь и уважение к родному языку.

Элективные курсы рассчитаны на 4 года занятий по внеурочной деятельности с учащимися ( по курсу русского языка).

Элективные курсы могут служить базой для освоения тем по русскому языку, связанных всех разделов обучения.

  1. Особенности элективных курсов «Увлекательная грамматика»

1.класс « Разнообразные словесные игры»

2 класс « Кроссворды. Секреты орфографии».

3 класс « Алгоритмы. Справочники»

4 класс « Занимательная лингвистика».

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • осознанность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Кружковая работа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, здесь дети познают много нового и интересного.

  • 4. Формы проведения занятий:
  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, считалок, кроссвордов, ребусов, сказок, викторин, конкурсов, исследовательских работ, статей, сочинений;
  • работа со словарями, справочниками,
  • анализ и просмотр текстов,
  • самостоятельная работа, индивидуальная и групповая.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.
  1. Основные методы и технологии.

– технология разноуровневого обучения;

– развивающее обучение;

– технология обучения в сотрудничестве;

– коммуникативная технология

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

  1. Описание места курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 35 минут в1 классе, по 45 минут в 2 – 4 классах. Курс обучения курсов рассчитан на учащихся 1 – 4 классов.

7. Планируемые результаты.

К концу 1 года обучения должны стать итоги предметных результатов:

  • понимать, что такое орфограмма;
  • умение работать со словом, предложением; текстом;
  • контролировать и оценивать правильность своих действий,
  • читать несложный текст целыми словами,
  • строить ответ и аргументировать своё согласие

Личностные результаты:

  • осознание необходимости изучения родного языка;
  • осознание себя учеником,
  • осознание и принятие таких человеческих ценностей, как уважительное отношение к одноклассникам и учителям, дружелюбие;

К концу 2 года обучения должны стать результаты:

Личностные:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения,
  • умение оценивать своё собственное речевое поведения поведение одноклассника с точки зрения культуры речи;
  • владение умением вести дискуссию, уметь договариваться, слышать и слушать друг друга;

Метапредметные:

  • умение формулировать запрос на недостающую информацию;
  • умение формулировать тему и основную мысль.

Предметные:

  • умение ставить орфографические задачи по ходу письма;
  • умение различать предложения по цели высказывания;
  • работать с текстом.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности самостоятельно и с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
  • учиться работать по алгоритму.

Познавательные УУД:

  • -находить ответы в тексте;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения;
  • оценка и самооценка своих действий учащимися;
  • учиться работать в паре, группе.

Итогом работы по программе является сформированность  у учащихся умений:

 – проводить самостоятельно исследования по работе со словами, предложением, мини текстом в рамках изучения программы;

 – показать на любом тексте работу со словом;

 – способность к критическому мышлению и умение формировать и отстаивать собственное мнение;

 – способность различать способ и результат своих действий.

Объективно и самокритично оценивать свои достижения.

3-4 классы.

Личностные результаты:

  • способность понимать другого человека;
  • осознание этических норм и владение культурой общения в разных ситуациях;
  • понимание своей причастности к русскому народу, уважительное отношение к его культуре, уважение родного языка,
  • способность к критическому мышлению, умение формировать и отстаивать своё мнение по поводу того или иного предмета.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • умение пользоваться  языком как средством общения, познания, приобщения к культуре народа — носителя русского языка,
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, умение вести дискуссию – общеклассную, групповую, парную;
  • способность различать способ и результат своих действий;
  • в диалоге с учителем выбирать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.

Познавательные УУД

  • осуществлять анализ и синтез;
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

 

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Содержание программы. Тематическое планирование.

1-ый класс

Тематическое планирование (     17  )

№      Тема занятия                                           Количество часов.

1       Разнообразные словесные игры.                                      

      Разучивание считалок (выделение слов)                          

2      Прослушивание стихотворений                                        

3      Разнообразные словесные игры                                        

4      Игры со звукоподражанием                                              

5   Загадки, считалки, стихи со звукозаписью.                    

6    «Превращение слов», «Подскажи словечко»                  

7     Лепка из пластилина, теста.                                              

      Изготовление из проволоки букв, их элементов.            

8 Словесные игры на угадывание пропущенных букв в записи слов.                                                                        

9 Рисование домиков для букв.                                          

10 Послоговое скандирование и разучивание стихов, считалок, речёвок, сопровождаемых ритмичными движениями, жестами.                                                      

11       Игры на запоминание и подбор имён людей,названий городов, рек.                                                                        

12       Игры на запоминание кличек животных.                      

13       Игры в семафорную азбуку.                                            

      Игры в семафорную азбуку.                                            

14       Игры на запоминание порядка букв в алфавите.          

15       Прослушивание диалогов из различных сказок.          

       Прослушивание произведений литературы.                  

       Разыгрывание диалогов из сказок.                                  

16      Составление партитуры для чтения.                              

       Партитуры для чтения стихотворений.                          

17       Партитуры для чтения небольших отрывков из прозаических произведений.                                              

                         

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса.

Обучающиеся должны знать:

  • уметь различать гласные и согласные буквы, типы согласных звуков;
  • уметь правильно называть буквы русского алфавита;
  • понимать, что такое орфограмма;
  • правила переноса;
  • самостоятельные и служебные слова;
  • работу с текстом.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов;
  • различать на слух твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки в словах;
  • делить слова на слоги;
  • применять правило переноса;
  • построить графическую модель слова;
  • определить количество слов в высказывании;
  • выделить в процессе записи слов изученные орфограммы;
  • записывать под диктовку небольшой текст;
  • читать вслух несложный текст целыми словами;
  • строить полный ответ на вопрос учителя;
  • применять правило употребления больших букв в именах.

2 класс « Кроссворды. Секреты орфографии».

Тематическое планирование ( 17 часа )

                        Тема занятия                                              Количество

                                                                                                        часов

1        Игры, построенные на подборе рифм.                                      

       Разыгрывание диалогов из сказок.                                            

2        Как возникла наша письменность?                                            

  3     Меня зовут фонема.                                                                    

        Для всех фонем есть буквы?                                                      

4        «Ошибкоопасные» места.                                                            

5        Использование письма с пропуском.                                          

       Тайны фонемы.                                                                            

6       Опасные согласные.                                                                    

7     Оформление творческих работ с пропуском.                            

8      «Фонемы повелевают буквами».                                                

      Использование орфографического словаря при

      оформлении текстовых работ.                                                    

9      Ваши старые знакомые                                                                

      Использование орфографического словаря при оформлении газет.                                                                                               1

10     Правила о непроизносимых согласных.                                    

                                                                                                                        11    Составление собственных словариков.                                      

12    Использование алгоритма постановки и решения                    

     орфографических задач при оформлении текстовых

     работ.

13     Волшебное средство – «самоинструкция»                                

14     Использование алгоритма постановки и решения

     орфографических задач при оформлении газет.                        

15     Строительная форма морфем                                                      

16 Где же хранятся слова?                                                              

      Подготовка лингвистической викторины.                                

     Проведение лингвистической викторины: «Что мы знаем о слове?».                                                                                          

17     Подготовка праздника «Парад словарей».                                

     Проведение праздника «Парад словарей».                                

      Использование алгоритма постановки и решения орфографической задачи.                                                            

     

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 2 класса

Обучающиеся должны знать:

  • Правила переноса слов с изученными орфограммами.
  • Признаки гласных и согласных, их отличие.
  • Состав слова.
  • Признаки родственных слов.
  • Способы проверок.

Обучающиеся должны уметь:

  • Понимать, что такое родственные слова;
  • различать признаки сильной и слабой позиции гласных и согласных;
  • применять общий способ проверки орфограмм слабой позиции;
  • выделять в слове значимые части;
  • работать со словарём;
  • подбирать 3-4 однокоренных слова к заданному;
  • записывать текст под диктовку;
  • списывать несложный текст по содержанию;
  • излагать содержание несложного текста;
  • подбирать к тексту заголовок;
  • составлять текст повествовательного характера;
  • составлять письменный ответ на вопросы;
  • пересказать текст.

3 класс «Алгоритмы. Справочники».

№                          Тема занятия                                     17часов      

                                                                                                      

1   Использование алгоритма постановки и решения орфографических задач текстовых работ.                                      

2   Правильное использование предложно-падежных конструкций.

   Использование алгоритма постановки и решения орфографических задач в окончаниях слов, называющих предметы.                                                                                          

3   Использование алгоритма постановки и решения орфографических задач в окончаниях слов, называющих признаки.                                                                                            

4   Использование алгоритма при оформлении любых текстовых работ.                                                                                                  

      Использование алгоритма при оформлении классного журнала, газет.                                                                                                    

5Использование алгоритма постановки и решения орфографических задач в окончаниях слов, называющих действия.                                                                                            

6 Использование алгоритма при оформлении любых текстовых работ.                                                                                                  

Использование алгоритма при оформлении отзывов, докладов, статей.                                                                                             7-8Составление справочников по литературе.                                    

Составление справочников по окружающему миру на основе анализа принципа построения орфографического справочника.

9-10Использование алгоритма постановки и решения орфографических задач при оформлении любых текстовых работ.                                                                                                  

11-13Работа с различными словарями и справочниками с целью уточнения каких-либо сведений.                                                      

14-15Работа с различными словарями и справочниками с целью уточнения информации по интересующим ученикам темам.      

16 Работа со словарями с целью расширения собственного кругозора.                                                                                          

17Редактирование текстов различного рода при оформлении любых видов творческих работ, отзывов, статей, общеклассных справочников, издании классного журнала.                                  

                                                                                             Итого: 17часов.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 3-го класса.

Обучающиеся должны знать:

  • основной закон русского письма;
  • окончание как значимую часть слова;
  • применение общего орфографического правила к падежным
  • окончаниям;
  • не фонемные написания в падежных окончаниях;
  • правописание личных окончаний;
  • систему орфограмм и способы их проверки;
  • работу с орфографической тетрадью.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать типы орфограмм;
  • применять способ проверки орфограмм слабой позиции в падежных окончаниях существительных;
  • склонять существительные разного типа;
  • записывать текст под диктовку;
  • определять тип спряжения глагола и проверять орфограммы в его окончаниях;
  • списывать по содержанию несложный текст;
  • выразительно читать художественный текст9 не менее 80 слов в минуту);
  • составлять простой план повествовательного и описательного текста;
  • письменно излагать содержание повествовательного текста по коллективно составленному плану;
  • составлять развёрнутый письменный ответ на вопросы по изученному материалу.

4 класс «Занимательная лингвистика».

Тематическое планирование     ( 17часов )

№                         Тема занятия                                       Количество

                                                                                            часов

1   Особенности написания и употребления в речи

         слов с корнем -лож — лаг, кас – кос                            

2  Использование алгоритма постановки и решения

         орфографических задач при оформлении любых

         текстовых работ.                                                            

3-4    Использование алгоритма постановки и решения

         орфографических задач при оформлении отзывов,

         общеклассных справочников, издании классного

         журнала, газеты.                                                            

5     Работа со словарями и справочниками.                    

6-7 Работа со справочниками и словарями для

          получения необходимой информации и для              

          расширения кругозора.

8-9 Использование знаний о грамматических

          формах слов как средствах связи между словами

          в предложении.                                                            

10 Работа с текстом.                                                        

11 Оформление выступлений, докладов, эссе.              

 Работа по оформлению исследовательских работ,

           статей.                                                                          

12      О лингвистических словарях.                                    

       В царстве смыслов много дорог.                                

13 Как и почему появляются новые слова?                    

     Как возникают названия?    

14     Фразеологические обороты.                                      

 15     Использование знаний об особенностях

           построения синтаксических единиц в

           устной и письменной речи.                                        

16Составление статей для общеклассного

          лингвистического справочника: « Что мы

          знаем о слове?»                                                            

17Лингвистические викторины, КВНны, конкурсы.  

                                                                             

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 4 класса.

Учащиеся должны знать:

  • слово как часть речи;
  • грамматические формы и грамматические значения имён и глагола;
  • части речи в русском языке;
  • синтаксические единицы языка;
  • типы предложений в русском языке.

Учащиеся должны уметь:

  • различать виды синтаксических единиц;
  • изменять грамматическое значение предложения;
  • понимать, что такое предложение;
  • образовывать от данного слова другие части речи;
  • находить главные члены предложения;
  • записывать под диктовку связный текст;
  • строить развёрнутое устное и письменное сообщение;
  • составлять и записывать сочинение;
  • различать простые и сложные предложения;
  • находить ряды однородных слов;
  • объяснять правописание слов (в пределах изученных орфограмм).

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья "Обучение детей- инофонов в рамках курса внеурочной деятельности « Русский язык как иностранный»

Вовлечение детей- инофонов в особую языковую среду. Использование различных методов и приёмов обучения русскому языку....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык. За страницами учебника"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  "Русский язык. За страницами учебника" 2 класс...

Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"

Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности для привития любви к русскому языку....

рабочая прграмма по курсу внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи

Рабочая программа к курсу «Русский язык и культура речи» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...

Значимость курса внеурочной деятельности "Русский этикет" в начальной школе

В статье раскрывается значение ведения курса внеурочной деятельности "Русский этикет", указываются задачи курса, перечисляются приемы, принципы, способы реализации поставленных задач. Статья...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением" для 4 класса

Дополнительная общеразвивающая программа «Русский язык с увлечением»    для  4   класса, 34 часа  составлена на основе  авторской программы Е. В. Аг...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением" (2 класс)

Программа представляет собой интеграцию предметов «Литературного чтение», «Окружающий мир» и «Русский язык» (развитие речи) и является одним из возможных вариантов ...