Значимость курса внеурочной деятельности "Русский этикет" в начальной школе
методическая разработка

Балакина Анна Юрьевна

В статье раскрывается значение ведения курса внеурочной деятельности "Русский этикет", указываются задачи курса, перечисляются приемы, принципы, способы реализации поставленных задач. Статья может быть полезной для разработки программы внеурочной деятельности "Русский этикет" для учащихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство с русским этикетом в начальной школе

Наблюдения за поведением и общением школьников показывают, что одни из них не испытывают трудностей ни при общении друг с другом, ни с малознакомыми или новыми людьми, другие проявляют застенчивость, неловкость в общении, как правило, ощущая уверенность только с хорошо знакомыми людьми. В результате дети, испытывающие затруднения в общении, не могут в полной мере проявить свои способности, не находят взаимопонимания в коллективе сверстников, чаще ощущают подавленное состояние. Очень часто дети стараются копировать образцы поведения, традиционно присущих представителям других народностей. Сюда можно отнести и нетипичную манеру общения, и чуждые нашему народу манеры поведения и т. д. Например, как часто нам приходится слышать ускоренный темп речи, искаженную интонацию, видеть активную жестикуляцию и ещё многие другие заимствования у других народов. Однако те особенности поведения и взаимоотношений, которые так присущи тому или иному народу и являются его украшением, могут выглядеть абсурдно, смешно проявляясь у представителей другого народа. Наконец, они могут мешать их взаимопониманию.

Задачей учителя является обучение детей правилам взаимоотношений, без которых человек не может уверенно чувствовать себя в обществе. Решению этой задачи служат уроки русского этикета. Учителю, обучающему детей правилам этикета, необходимы три условия: любовь и уважение к людям, знание этикета, хорошо сформированное представление об особенностях поведения русского народа, знание психолого-педагогических основ обучения младших школьников, фантазия и творчество. Школьник и сам многое знает о поведении: от родителей и от педагогов дошкольных учреждений, из книг и из собственных наблюдений за людьми. Задача учителя – скорректировать прежние знания, привести их в систему, показать действие правил этикета в новых условиях школьной жизни. В основе культуры поведения лежат этикет, как совокупность общепринятых поведенческих правил; моральные нормы, выработанные обществом и переработанные личностью в нравственные качества; эстетичность поведения, т.е. красота манер и речи. Пристальное внимание уделяется нравственному аспекту, что заставляет постоянно обращать внимание младших школьников на то, что в поведении хорошо и что плохо. Не менее важно обращать внимание на технику, и на красоту поведенческих манер.  В методике формирования основ культуры поведения лежат три основных обучающих принципа:

  • знание;
  • понимание целесообразности и необходимости;
  • умение применять практически.

Основная часть работы проводится во 2 классе на уроках «Русский этикет». Данная дисциплина имеет название именно русского этикета, потому что основополагающие принципы взаимоотношений людей уникальны для каждого народа. Они формируются веками, «обтачиваются», корректируются. Они неразрывно связаны с менталитетом народа. Нормы поведения, принятые у одного народа могут частично или полностью не совпадать с нормами поведения другого народа. Поэтому необходимо знакомить школьников с теми правилами взаимоотношений между людьми, которые свойственны в первую очередь русскому народу.

Занятия, направленные на изучение этикета, учат ценить вежливость, уважать себя и других, быть доброжелательными, вести себя достойно, проявлять заботу. Ученики знакомятся с правилами поведения в Древней Руси, с обычаями русских людей. Дети сравнивают нормы поведения русского народа с нормами поведения других народов и находят между ними различия. Узнают также связь менталитета народа с его многовековыми традициями и обычаями.

Перед детьми раскрывается смысл понятия «этикет», история и место его появления. Уроки помогают узнать, как изменялись правила поведения в России. Дети узнают основы современного этикета в России. Учатся вести себя в рамках этикета.

Знакомство с этикетом осуществляется на основе материала книги А. Гончаровой, Е. Вервицкой «Еня и Еля. Азбука этикета.», а также с использованием художественных произведений, исторических энциклопедических справок, «Домостроя», «Поучений Владимира Мономаха».

На уроках дети слушают сказочные истории, произошедшие с героями Елей и Еней; обсуждают услышанное; рассматривают репродукции картин; подбирают пословицы и поговорки, цитаты, подходящие к теме урока; участвуют в оформлении выставок, стенгазет, в проведении игр, викторин.

Желательно использовать литературные, музыкальные и живописные произведения, что усиливает эмоциональную направленность уроков этикета.

Основным содержанием таких уроков становится поведение человека. Формы и методы работы с детьми могут быть разнообразны: беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещения театра, кинотеатра, музея, библиотеки. Дети учатся применять поведенческие правила в различных жизненных ситуациях. Таким образом у них вырабатывается стремление поступать правильно, нравственно и красиво. На уроках этикета желательно, чтобы каждый ученик выполнял даже самые простейшие упражнения, которые помогают технически отработать навык, а следующие за упражнениями игры способствуют преодолению детьми неуверенности в себе, дают им возможность испробовать правило в непринужденной ситуации.

Нельзя принуждать учащихся к выполнению упражнений. Для активизации лучше использовать положительные оценки их деятельности. Можно ввести призы и награды, причем не только для победителей, но и для проигравших. Упражнения или игры следует выбирать в зависимости от особенностей класса, от важности решения той или иной задачи. Необходимо рассчитывать на конкретного ученика, с его уровнем мышления, возрастными и психологическими особенностями. Выбирая то или иное практическое задание, надо обдумать, кто из учащихся и как его может выполнить. Чтобы не допускать перегрузки учащихся домашними заданиями, следует соблюдать главный принцип – добровольность и творчество: рисунки, композиции, аппликации, составление рассказов, писание стихов. и т. д.

Знание дается школьнику на уроках и постоянно закрепляется во внеурочное время: в школе, дома, на улице, везде, где он появляется, в его общении со сверстниками и взрослыми.

И, конечно, постоянное стремление к соблюдению правил этикета. Для выполнения домашних заданий, а также некоторых кратких зарисовок или записей во время урока, мы рекомендуем учащимся завести альбом или папку с плотными листами бумаги под названием «Альбом этикета» (Альбом хороших манер), который будет составляться в течение всего времени обучения. В ходе уроков этикета, на наш взгляд, желательно избегать оценочно-цифровой системы проверки усвоенного материала. Мы рекомендуем ввести в оценочную систему такие понятия как: отлично; хорошо; очень хорошо; ты – молодец; подумай еще; это не совсем так; возможно, вы, ребята правы. Оценки 5, 4, 3 могут быть только итоговыми, причем последняя из них выставляется крайне редко. Воспитание у детей культуры поведения предполагает тесную совместную работу учителя и родителей. Учитель направляет работу по формированию у школьников этикетного поведения, родители ежедневно практически организуют, контролируют, подправляют деятельность своего ребенка по самовоспитанию. Не менее важен, на наш взгляд, тон общения учителя и ученика. Здесь важно соблюдать педагогический такт. Уважение личности ребенка, понимание, дружелюбие и доверительность создают наилучшие условия для формирования этикетного поведения. Испытывая радость от встречи с учителем, школьники всегда будут ожидать этой встречи, верить в правоту и доброжелательность учительских слов.  Необходимый доброжелательный настрой создает выработанный учащимися под руководством учителя порядок поведения, который можно назвать «этикетом наших занятий». В этом порядке основными правилами будут следующие: сопереживать; проявлять дружеское участие и терпение; доброжелательно воспринимать других; не отказываться от участия в играх и упражнениях; не стесняться своего незнания и неумения (мы и собрались для того, чтобы узнать и научиться); не бояться ошибаться; не смеяться над ошибками других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс внеурочной деятельности в начальной школе "Риторика"

В материале содержатся основные задачи курса внеурочной деятельности в начальной школе "Риторика"  и планируемые результаты....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности в начальной школе «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 1-4 классы

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:²    быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать с...

Программа курса внеурочной деятельности для начальной школы"Маленький Мастер"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству будет интересна учителям начальных классов и учителям технологии....

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Организация внеурочной деятельности в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов вызывает много вопросов и главный из них – разработка рабочих программ курсов вн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Школа безопасности»

Курс «Школа безопасности» позволит детям научиться распознавать и оценивать опасности среды обитания человека, определить способы защиты от них, приобрести навыки в ликвидации последствий ...

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Функциональная грамотность»

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на...

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Тропинка в профессию»

Рабочая программа курса для начальной школы (1-4 классы) «Тропинка в профессию» адаптирована на основании комплексной программы профориентационной работы для начальной школы «Тропинк...