Рабочая программа по предметному кружку "Занимательная грамматика" 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Алешина Юлия Михайловна

Рабочая программа по предметному кружку "Занимательная грамматика" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_grammatika_2kl.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического профиля

Рассмотрено на заседании  

предметного методического объединения

протокол №__ от «_____»  августа  2014 г

Руководитель МО:

_______________________________________Г.Г.Рудько

                                                                                                                                                                                                                           

Утверждаю

Директор школы:

___________________________ Е.В.Туренко

протокол педагогического совета

№__ от «____»  сентябрь  2014 г.

                                                     

                                                               

                                                                                                 

Рабочая программа кружка

по  русскому языку

«Занимательная грамматика»  

2 «В» класс

Составитель рабочей программы:

Алешина Юлия Михайловна,

учитель начальных классов.

 

г. Нижневартовск, 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с

Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями примерной основной образовательной программы школы и ориентирована на работу во 2 В классе МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля».

Цели изучения предмета.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи изучения  курса:

Обучающие:

•        развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

•        приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

•        пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

•        развитие мотивации к изучению русского языка;

•        развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

•        совершенствование общего языкового развития учащихся;

•        углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

•        воспитание культуры обращения с книгой;

•         формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

•        развивать  смекалку и сообразительность;

•        приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

•        развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

•        учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

•        занимательность;

•        научность;

•        сознательность и активность;

•        наглядность;

•        доступность;

•        связь теории с практикой;

•        индивидуальный подход к учащимся.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного  факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Специфика класса.

В классе обучается 28 учащихся:

По исследованиям на начало учебного года во 2 классе, учащиеся показали следующий результат:

• высокий уровень школьной мотивации у 8 учащихся, что составляет 28 %, средний уровень мотивации- у 17 учащихся -61%, низкий уровень мотивации- 3 ученика-11%.

• Учащиеся 2в класса способны  адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием- 21человек, 75%.

• Учащиеся умеют осуществлять действие по образцу и заданному правилу-21человек, :61%- умеют контролировать свою деятельность по результату на  среднем уровне, у 11% - на  низком уровне,  у 28% учащихся- на высоком,

• Учащиеся умеют осуществлять причинно-следственные связи и отношения, взаимосвязанные с речевым компонентом интеллекта на  среднем  уровне – 17 человек, 61%, у  39%  учащихся – уровень ниже среднего.

• Учащиеся 2в класса имеют средний уровень работоспособности.

Художественно- эстетическая направленность предмета.

Эстетическое образование и воспитание связаны с формированием  способности адекватного восприятия прекрасного в окружающей действительности и умение его преобразовывать по законам красоты. Художественно-эстетическое направление предметного кружка « Занимательна грамматика» выстраивается  через знакомство учащихся с историей возникновения русской письменности и азбуки.

Эстетизация  направлена  на подчинение таких видов и форм педагогического процесса, как пропевание, рисование и штриховка, музыкально – ритмические движения, таков творческий процесс постижения нового.  

Сроки реализации программы 2014-2015 учебный год.

        ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения. На занятиях факультативного  курса “Занимательная грамматика” как раз и происходит активное  включение элементов занимательности, которые  являются обязательными для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

          ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Во втором классе на изучение данного учебного курса в  учебном плане  внеурочной деятельности предусмотрено 1 час в неделю, 34 часа в год.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты.

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.                                                                            

Состав слова.                                                                                                                        

Признаки родственных слов.                                                                                                  

Виды пересказа.                                                                                                                                                                                                            

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.                                                                                  

 Пересказать текст.

Содержание учебного курса

Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)

      Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)

      Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы -  «священные знаки».

Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)

     Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)

     Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(3 ч.)

     Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  

Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)

      «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)

       Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)

          Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)

    Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)

       Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)

       Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)

     Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)

      Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)

               Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)

       «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Тема 24 – 25. Поговорим обо  всех приставках сразу.(2ч.)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

 Тема 26-27. Слова – «родственники».(2ч.)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(3ч.)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём. Тренировочные упражнения.

Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)

2-й класс «Секреты орфографии»

Тематическое планирование      (34 часа)

Тема занятия

 часы

Недели/

дата

Виды деятельности

1

Как обходились без письма?

1

1н.1.09-6.09

Индивидуальная работа по актуализации знаний

2

Древние письмена.

1

2н.8.09-13.09

Парная работа.

3

Как возникла наша письменность?

1

3н.15.09-20.09

Коллективная работа в группах

4-5

Меня зовут Фонема.

2

4н.22.09-27.09

5н.29.09-4.10

Самостоятельная работа.

6-8

Для всех ли фонем есть буквы?

3

6н.6.10-11.10

7н.13.10-18.10

8н.20.10-25.10

Коллективная работа в группах сменного состава

9

«Ошибкоопасные» места

1

9н.27.10-1.11

Парная работа.

10

Тайны фонемы

1

10н.10.11-15.11

Индивидуальная работа

11-12

Опасные согласные

2

11н.1711-22.11

12н.24.11-29.11

Коллективная работа в группах

13

На сцене гласные

1

13н.1.12-6.12

Самостоятельная работа.

14

«Фонемы повелевают буквами»

1

14н.8.12-13.12

Коллективная работа в группах сменного состава

15

Когда ь пишется, а когда не пишется?

1

15н.15.12-20.12

Парная работа.

16

Ваши старые знакомые

1

16н.22.12-27.12

Самостоятельная работа.

17-18

Правила о непроизносимых согласных

2

17н.12.01-17.01

18н.19.01-24.01

Коллективная работа в группах сменного состава

19-20

Волшебное средство – «самоинструкция»

2

19н.26.01-31.01

20н.2.02-7.02

Самостоятельная работа.

21

Строительная работа морфем

1

21н.9.02-14.02

Парная работа.

22-23

Где же хранятся слова?

2

22н.16.02-21.02

23н.24.02-28.02

Коллективная работа в группах

24-25

Поговорим о всех приставках сразу

2

24н.2.03-7.03

25н.9.03-14.03

Парная работа.

26-27

Слова – «родственники»

2

26н.16.03-21.03

27н.30.03-4.04

Парная работа.

28-30

Кто командует корнями?

3

28н.6.04-11.04

29н.13.04-18.04

30н.20.04-25.04

Коллективная работа в группах сменного состава

31-32

«Не лезьте за словом в карман!»

2

31н.27.04-2.05

32н.4.05-9.05

Коллективная работа в группах сменного состава

33

«Пересаженные» корни

1

33н.11.05-16.05

Парная работа.

34

Итоговое занятие

1

34н.18.05-23.05

Индивидуальная работа

Итого

34

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного курса:

1. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.:Просвещение, 1991.

2.  Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов /Под ред. В.В. Иванова- М.:Просвещение, 1984.

3. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. – Самара: «Сам Вен», 1997.

4. Превращения слов. Учебное пособие. /Сост. А.В.Полякова. – М.:Просвещение, 1991.

5. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! - М.:РИО «Самовар», 1995.

6. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! - М.:РИО «Самовар», 1994.

7. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! - М.:РИО «Самовар», 1994.

8.  Тоцкий П.С. Орфография без правил. Начальная школа. М.:Просвещение, 1991

9.  Телевизор.

10.Компьютер.

11.Мультимедийная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по подготовке учащихся 4 класса к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям и конкурсам

Данная программа индивидуально - групповых занятий по подготовке учащихся к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям и конкурсам предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательной ...

Рабочая программа по ИЗО для 3 класса. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского

В программу включена пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по предметному кружку "Юным умникам и умницам" 2 класс

Рабочая программа по предметному кружку "Юным умникам и умницам" 2 класс...

Рабочая программа по предметному кружку "Риторика" 2 класс

Рабочая программа  по предметному кружку "Риторика" 2 класс...

Рабочая программа по предметному кружку "ОБЖ" 2 класс

Рабочая программа по предметному кружку "ОБЖ" 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предметно-практическим действиям 1- б класс

Предметно-практическая деятельность является первым этапом системы трудового обучения учащихся....

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы. Предметная линия учебников под редакцией Б.Н. Неменского. 1-4 классы:

Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство».Изобразительное искусство изучается в 1 - 4 классах на уровне начального общего образования ...