Методическая разработка урока для 2 класса УМК "Начальная школа XXI века" по теме: "Правописание слов с суффиксами -ик,-ек".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Чурсина Анна Евгеньевна

Предлагаю методическую разработку урока, на котором в интересной и доступной для детей форме раскрывается сложный программный материал по првописанию суффиксов -ик, -ек. Единая сюжатная линия, правило в доступной стихотворной форме, что облегчает его запоминание, обилие наглядности (используется красочная презентация) и самооценка своей деятельности и её эффективности в конце урока. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет. Русский язык

Класс  2 класс

Программа: Начальная школа XXI века

Тема  урока.. Правописание слов с суффиксами  -ик,     -ек

Планируемые результаты:

  1. личностные: учебно-познавательный интерес к новому знанию и умению использовать его в собственной деятельности;
  2. метапредметные: способность ставить и сохранять учебную задачу, анализировать формы слова, языковые явления (чередование), умение действовать по алгоритму;
  3. предметные: знание правила написания суффиксов -ек-, -ик- и умение применять его по алгоритму

Цель:

Формирование учебно-познавательного интереса к «открытию» правила написания суффиксов -ек-, -ик- и умению использовать его в деятельности по алгоритму.

Задачи:

  1. Формирование умения ставить учебную задачу;
  2. «Открытие» правила написания суффиксов –ик, - ек-  и составление алгоритма его применения;
  3. Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.

Тип урока: Открытие новых знаний

Ход урока

Этапы урока.

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы  ОУП и методы

Результат

1. Самоопределение к деятельности

Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

 – Улыбнемся друг другу дети!

 Всем всем добрый день!

 Прочь с дороги, наша лень!

 Не мешай учиться, не мешай трудиться!

Теперь можем тихо присесть. У нас урок русского языка. Вы готовы работать?

Настраиваются на урок.

-Да

фронтальная

словесный

Учащиеся готовы к уроку, вспомнили правила для учащихся

2. Каллиграфическая минутка.

Цель: Совершенствование каллиграфического навыка, выявление общих особенностей соединения.

- Откроем тетради, запишем число, «Классная работа». Вспоминаем стихотворное четверостишие:

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь!

-На доске вы видите буквосочетания:

Кк   ик     ек     онок    енок

-Пропишите их в свою тетрадь.

-Каковы особенности  соединения  данных строчных букв?  

Записывают в тетрадях число и «классная работа»

Учащиеся вспоминают правила посадки.

-учащиеся прописывают предложенные буквосочетания.

- данные буквы в сочетаниях имеют нижнее соединение.

фронтальная

наглядный, словесный,

практический

2. Работа со словарём.

Цель: закрепить знание детей по изучению словарных слов, повторить трудные орфограммы, совершенствовать навык взаимоконтроля.

1.- А сейчас, ребята, мы поработаем со словарными словами. Смотрим на экран, громко читаем слово, записываем его, вставив пропущенную букву (слайды 2- 11).

2. Давайте проверим написанное. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, берём простой карандаш и, если понадобится, исправляем ошибки.

-учащиеся записывают словарные слова в тетрадь, в строчку, через запятую.

-учащиеся осуществляют взаимопроверку написания словарных слов.

фронтальная

работа в парах

Работа по формированию у учащихся коммуникативных УУД.

3. Постановка учебной задачи.

 1)Выявление места и причины затруднения.

Цель: ценностное отношение к умению самостоятельно определять и формулировать проблему, ставить учебную задачу,

выявление и фиксация места и причины затруднения.

2) Физкультминутка.

-А может кто-нибудь уже догадался, куда мы сегодня отправимся в путешествие? Подсказка спрятана в словарных словах.

- Правильно, но не в простую деревню, а в сказочную, где живут гномы.

Но что случилось? Вокруг деревни вырос высокий забор и большая железная калитка закрыта на замок, а охраняют её эльф и страж. Чтобы попасть в гости к гному, а ему домой надо её открыть, а для этого нам понадобятся ключик и замочек.

-Поможем гномику? Добудем ключик?

А как вы думаете у героя какой сказки был волшебный ключик? Давайте попросим его нам помочь!

Проведём физкультминутку вместе с Буратино:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

 -учащиеся приходят к выводу, с помощью наводящих вопросов, что она относится к словарным словам.

 

фронтальная, индивидуальная

наглядный,

практический фронтальная

наглядный, словесный

Определение результата деятельности.

Успешность в применении знаний и умений, изученных ранее

Умение воспринимать задание, умение видеть способ и результат деятельности.

3) Построение проекта выхода из затруднения.

Мы  с Вами получили ключик, а нам ещё нужен замочек. А чтобы его получить, надо вставить пропущенные буквы в эти слова: ключик, замочек. Чтобы не ошибиться в написании и вставить нужную букву, надо знать правило. Вы со мной согласны? Давайте определим в какой части слова спряталась орфограмма?

- Чему мы должны научиться на уроке?

– А для чего нам это надо?

– Сформулируйте тему нашего урока?

- Попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.

Перед вами слова, давайте определим с какой гласной будут начинаться в них суффиксы?

           стри[жонок]

           бель[ч'онок]

           цып[л'онок]

           ли[с'онок ]  

           клю[ч'ик]

           замо[ч'ик]

-Подходит ли это правило к двум последним словам?

- Давайте попробуем вывести правило, используя игру, которую нам предлагает гномик.  Он любит хвалиться своим хозяйством и урожаем, а мы должны ему подыграть. Игра называется « Есть – нет».

 - Кто обратил внимание в каких случаях пишется суффикс –ик-, а в каких –ек-?

– Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.

- Давайте проверим: правильный ли мы сделали вывод на странице 123 нашего учебника.

- учащиеся выполняют простые движения.

-В суффиксе.

-Научиться писать суффиксы  

 -ек-, -ик-

 Правописание суффиксов –ик- и –ек-.

Устно разбираем и вспоминаем правило. Если основа оканчивается на твёрдый согласный, то в суффиксе запишем «О», а если на мягкий, то «Ё».

- Нет.

Есть гномик – нет гномика.

Есть арбузик – нет арбузика.

Есть бантик – нет бантика.

Есть ключик-нет ключика.

Есть горошек – нет горошка.

Есть кармашек – нет кармашка.

Есть замочек-нет замочка.

-ученики открывают учебник и читают правило и алгоритм действия.

наглядный,

практический

Воспроизведенное знание правила правописания суффиксов

-онок-, -ёнок- и алгоритма действия.

4) Реализация построенного проекта

5) Первичное закрепление изложенного материала (7 минут)

Цель: Формирование  умения выполнять задания по алгоритму

6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 минут)

Теперь мы сможем правильно вставить пропущенные буквы и получить замочек.

- У нас теперь есть и ключик и замочек, а дверь никак не отрывается? Стражи просят доказать, что мы знаем правило, а не случайно угадали букву. Докажем?

Нужно выписать слова в 2 столбика: в первый столбик с суффиксом –ек-, а во второй с суффиксом

–ик-.

 Проверяем (слайд)

- Наконец, дверка открылась и мы отправляемся к домику гномика. По дороге выполним упражнение №1 со страницы 124 нашего учебника.

- В гостях у гномика было уютно и вкусно и он нам на память об этой встрече хочет подарить грибочки с оценками. Только он не может никак решить, кто был лучше и активнее принимал участие во всех заданиях мальчики или девочки? Поэтому он решил дать ещё  1 задание и проверить.

Выписывают слова, в соответствии с правилом.

Записывают упражнение в тетрадь.

Учащиеся устно отвечают на вопросы по теме урока. Чередуются ответы мальчиков и девочек.

фронтальная

словесный

умение действовать по алгоритму

Знания и умения по теме

7) Включение в систему знаний(8 минут).

Цель: Формирование умения анализировать и осмысливать свои достижения.

11 Итог урока. Рефлексия.

Задание на дом

-К сожалению, пришло время попрощаться с гномиком и его деревней. Подведём итоги нашего путешествия.  

- Какую учебную задачу мы решали на сегодняшнем уроке?

-Мы ее решили?

-Вы теперь знаете от чего зависит написание гласной в суффиксах -ек-, -ик-? Расскажите.

- Решая учебную задачу, что еще мы узнали?

- Дома выполните упр. 2 на стр.124.

- Рассказывают правило.

-Да.

- Алгоритм действия

Умение анализировать и осмысливать свои достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по письму и развитию речи по теме: "Родственные слова" 4 класс

Методическая разработка составлена по программе специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида...

« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...

Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").

В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...

Технологическая карта к уроку русского языка в 3 классе ОП "Школа 2100" по теме: Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе 2100, тема:Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова....

Разработка урока по русскому языку с презентацией по теме:"Правописание безударных гласных звуков в корне слова. Закрепление."

Урок соответствует ФГОС. Разработан для 2 класса по системе "Школа России", по учебнику "Русский язык".В.П. Канакиной. Цели:обобщить знания детей о правописании безударных гла...