Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russ.yaz_.docx52.84 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt582.02 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 2 класс

Тема: Состав слова. Корень.

Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

1.

Организацион-

ный момент

-  Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой с вами. А вы поделитесь улыбкой со своим соседом по парте.

                Привет, сосед,

Улыбнись мне в ответ

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбку свою дарил.

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

2. 

Минутка чистописания

-  Запишите в тетрадях число. Урок начнем с минутки чистописания. Я показываю на доске, вы за мной в воздухе, а потом записываете в тетрадях.

-оро-  

-  Какие словарные слова с таким сочетанием вы  знаете?

Воробей, город, дорога, мороз, огород, сорока, хорошо, корова.

-  Подчеркните опасные места в словах.

-  Назовите лишнее слово. Почему оно лишнее? (хорошо)

-  Какой общий признак объединяет остальные слова? На какие группы можно их разбить? Придумайте предложение с одним из этих слов.

-  Запишем одно из предложений в тетрадь.

Мокрый воробей сидел у дороги.

-  Выделите основу предложения.  

-  Какой предлог встретился в этом    предложении?  

-  Что мы знаем о предлогах?

-  Подчеркните пробел между предлогом и словом.

-  При помощи стрелок покажите связь слов в предложении.

       

  https://docs.google.com/drawings/image?id=ssTLX8QU6YKKGSL7jVcCvzg&rev=1&h=190&w=166&ac=1          https://docs.google.com/drawings/image?id=sdjATp9MOvCp7yY3ls7EfMw&rev=1&h=193&w=152&ac=1 https://docs.google.com/drawings/image?id=sF5LXH_V63yZvIwMMtFWO3A&rev=1&h=13&w=13&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sanMZYwuBZB6CTXcns6aXrQ&rev=1&h=13&w=13&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=s66IXWjFMTdiU3uZWbpHOqA&rev=1&h=13&w=13&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sT4ZuQUKQDX0ZuMIIH8b8cQ&rev=1&h=13&w=13&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=skRFBhm_qe2ty8-v0Ntt8Pw&rev=1&h=13&w=13&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=snk6Uy5pUN8aHr44p2fnpnQ&rev=1&h=13&w=13&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=s4daCHzRNc2pxHpHS5OpDvg&rev=1&h=13&w=13&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=s3qgSFKe3i0wHXc2J9Z2oMg&rev=1&h=13&w=13&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=s1P32UFgqYapUboRbo-lzZA&rev=1&h=58&w=73&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sbhKpd--Y9fKzsVHWSCEtaQ&rev=1&h=13&w=13&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=s-KcsH2GAtA7tCvZJ6D8Y3g&rev=1&h=77&w=36&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=stjlw0TnGKgk3UH7EG6U2qA&rev=1&h=49&w=37&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=s8pyA3Fov5wWt_ST65wN4Vw&rev=1&h=1&w=1&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=saaE3XEkgvO2iTq0st8sRcQ&rev=1&h=13&w=13&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=s0Apf9a6Jy3A9sKbqyofqiA&rev=1&h=13&w=13&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=scufAzAtjFtLGYuYQybCoyw&rev=1&h=13&w=13&ac=1

                                              https://docs.google.com/drawings/image?id=sTdUzgwBD624cj8DXv4Y-Yg&rev=1&h=73&w=49&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sJdfjf37OSr6TRrFrw8ZRXQ&rev=1&h=1&w=1&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sptRZgCSOGA30y-ilUgALDQ&rev=1&h=58&w=49&ac=1

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3. Актуализация знаний.

Рассмотрим новый кадр на киноплёнке

(Слайд 1)

-  Чему удивился Петя Зайцев?

-  Что такое корень? (Подземная часть растения.)

-  Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)

-  Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)

-  Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно? (Корень слова.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группах.

4.

Формулиро-вание темы

-  Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. (Слайд 2)

5.

Развитие умений – применение знания.

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Работа на доске.

Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. (Слайд 3) 

Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

                         (Е. Измайлов)

-  Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)

-  Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)

-  Выделите корень значком.

-  Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

-  Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.) (Слайд 4)

-  Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)

-  Проведём маленький эксперимент (опыт).

-  Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? (Слайд5)

Вывод:  В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова, от него «растут» другие слова.

- Такие словесные «деревья» называются словообразовательными гнездами.

– Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните значение слов. (Столик – маленький стол,

настольный – стоящий (находящийся) на столе,

столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.)

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

6.

Работа по учебнику.

а) Упр. 116, с. 73.

Какой корень «посадили» здесь?

б) Упр. 117. с 74-75. (По заданию)

в) Работа над правилом с. 75.

г) Сделайте выводы. Мы узнали о корне вот что:

- что такое корень;

- роль корня в слове;

- как выделить в слове корень.

Что такое  корень слова?

7.

Работа по группам

-  Докажите, что корень – главная часть слова. В этом поможет    (Слайд 6)

I группе – слово лес;

II группе – слово дом

III группе – слово мороз

(Подбирают однокоренные слова, закрывают корень, остаются части, смысл которых непонятен).

8.

Итог урока

- Чем занимались на уроке? Что нового узнали?

-  Найдите правильное определение корня. (Слайд 7)

«Корень – это общая часть всех слов.

Корень –  это главная часть предложения.

Корень – это общая часть однокоренных слов».

9.

Рефлексия

- У вас на партах лежат кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. (Слайд 8)

Если на уроке, вам было что-то непонятно, возьмите кружок красного цвета, если надо повторить ещё раз, то о чём мы говорили – кружок жёлтого цвета, если на уроке было легко и просто, возьмите кружок зелёного цвета. А теперь покажите  какого цвета вы выбрали кружок.

10.

 Домашнее задание

а)  с.     Упр.

б) П. Придумайте сказку про корень. (По желанию.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?" в 1 классе по программе "Перспектива"

План-конспект урока русского языка в 1 классе по программе "Перспектива". План- конспект урока-сказки построен учитывая требованиям ФГОС, указаны универсальные учебные действия к данной теме, с исполь...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»

Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс).

Цели деятельности учителя: обобщение знаний об образовании сложных слов, правильном употреблении приставок НА- и О- в словах надеть, надевать; одеть, одевать, правописании приставок и предлогов.Планир...

Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...

конспект урока русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки".

ввести понятие «приставка»; показать, что приставки образуют однокоренные слова с новым лексическим значением; учить определять значащую роль приставок в словах, образовывать слова с помощ...