Обозначение звука [ы] после звука [ц].
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Корехова Ирина Михайловна

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Обозначение звука [ы] после звука [ц]. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_bukva_ts.zip2.6 МБ

Предварительный просмотр:

УМК «Начальная школа 21 века».

Урок русского языка в 3 классе.

Блок «Правописание». Тема «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

Образовательная: формировать практический навык правописания [ы] после буквы Ц, опираясь на заданный алгоритм, обогащать словарный запас обучающихся.

Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь, орфографическую зоркость, самостоятельность мышления, внимание; развивать познавательную активность, творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитательная: воспитывать устойчивый интерес к русскому языку.

Методы и приёмы работы: поисково-исследовательская деятельность, создание проблемной ситуации, беседа, совместная работа в парах.

Оборудование: учебник «Русский язык» С. В. Иванова, «Толковый словарь» С. И. Ожегова, «Словообразовательный словарь» А. Н. Тихонова, компьютер,  проектор, таблицы, карточки с буквами, конверты с заданием для творческой работы, костюмы для спектакля.

Этап

Цели этапа

Задания для обучающихся, которые ведут к достижению планируемого результата.

Планируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности в учебной деятельности (хочу учиться).

У: - Есть народная мудрость:

Не стыдно не знать,

стыдно не учиться.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Для чего я начала урок с этой пословицы?

- Я хочу пожелать вам, чтобы вы не стыдились, если чего то не знаете. Мы ведь только учимся.

- Настройтесь на серьёзную работу. Работайте вдумчиво, активно, дружно.

Итак, за работу!

Личностные:

ученик проявляет желание получать новые знания.

Регулятивные:

настраивается на успешную деятельность.

2. Актуализация знаний. Чистописание.

Актуализировать изученные способы действий, знания, мыслительные процессы, достаточные для усвоения нового.

У : - Прочитайте стихотворение, скажите, какая буква пропущена?

Слайд 1.

…апля …ари…а работает в …ирке.

…апля умеет угадывать …ифры.

…веты из …илиндра она достаёт,

…ыплёнку …ыганскую песню поёт.

(После того, как дети называют букву «Ц», открывается

Слайд 2)

 - Что вы знаете о букве «Ц»?

(Она обозначает согл. звук. Звук [ц]  твёрдый, глухой.)

- С какими гласными буквами стоит буква «Ц» в этом стихотворении?

(ЦА, ЦИ, ЦЫ)

- Буква «Ц» будет сегодня в центре нашего внимания. Потренируемся правильно писать её в соединении с буквами а, и, ы.

Чтобы буквы получились правильными и красивыми (пишу), старайтесь все элементы писать наклонно, параллельно; петельку у буквы «Ц» начинайте писать только после того, как дописали последний элемент.

А теперь напишите каждое соединение 2 раза.

(пишут ца ца ци ци цы цы)

(когда пишут, выключаю экран)

Обведите карандашом самую красивую букву или сочетание букв.

- Прочитаем хором сочетания:

- ца, ци, цы.

-Что вы заметили?

(«ца» произносится и пишется одинаково, а  «ци» и «цы» произносятся одинаково, а пишутся по-разному.)

На доске схема:

                     ци

 ц[ы]  ?

                    цы

Познавательные:

ученик использует знаково-символическое моделирование, поисково-исследова-

тельскую деятельность.

Регулятивные:

осуществляет самооценку.

Познавательные:

сравнивает, анализирует, видит проблему.

3. Постановка учебной задачи.

Организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения.

Создать условия для самоопреде-ления учащимися темы урока и главной учебной задачи.

- Знаете ли вы, как правильно писать эти сочетания в словах? (нет)

-Какая тема нашего урока?

Обозначение звука [ы]

 после буквы «Ц»

Внимание на доску:

(Буквы «и» или «ы» закрыты карточками [ы])

-Чем похожи слова?

синиц [ы]       ц [ы] рк              полиц [ы] я

скворц [ы]     ц [ы] линдр       операц [ы] я

птенц [ы]        ц [ы] фра           станц [ы] я

- Какими буквами может обозначаться звук [ы] в этих словах? (См. на схему: Ы или И)

- Какая главная учебная задача стоит перед вами на сегодняшнем уроке?

(научиться правильно обозначать звук [ы] после Ц)

- А как вы можете узнать, в каких словах звук [ы] после буквы «Ц» обозначается буквой «И», а в каких буквой «Ы»?

(-посмотреть в словаре;

 - спросить у взрослых;

 - посмотреть в учебнике правило;

 - провести исследовательскую работу и самим открыть новое правило)

- Какой путь самый лёгкий?

- А какой самый трудный, но интересный?

- Давайте открывать новые знания!

Регулятивные:

определяет шаги  для реализации учебной задачи.

Познавательные:

включаются в исследовательскую деятельность, выполняют логические операции: от зрительного анализа переходят к усвоению способов мыслительных действий.

Коммуникативные:

учатся планировать учебное сотрудничество.

4. Открытие новых знаний.

Создать условия для самостоятельного открытия нового знания.

(Учитель снимает карточки [ы] со слов первого столбика)

- Прочитайте слова 1 столбика:

синицы

скворцы

птенцы

- Какая буква после Ц?  (После ц – ы)

- Догадались, почему?

Вывод: в окончании после ц пишем ы.

Запишите в тетрадь одно слово, выделите окончание.

Учитель снимает карточки со звуком [ы] со слов второго столбика.

- Прочитайте слова 2 столбика:

цирк

цифра

цилиндр

- Какая буква после Ц?   (После «ц» - и)

- Догадались, почему?

Вывод: в корне слов после ц пишем и.

Запишите в тетрадь одно слово из этого столбика, выделите в нём корень, подчеркните и.

 

Учитель снимает карточки со звуком [ы] со слов третьего столбика.

- Прочитайте слова 3 столбика:

полиция

станция

операция

- Какая буква после Ц?   (После «ц» - и)

- Догадались, почему?

Вывод: в слова на – ция пишем и. 

Запишите в тетрадь одно слово из этого столбика, подчеркните -ция.

Как графически показать орфограмму, если она в корне (в окончании, в словах на –ЦИЯ?

- Молодцы, вы всё правильно сказали.

- Попробуем сформулировать правило обозначения звука [ы] буквами «И» или «Ы»   этому алгоритму:

                     Корень, -ция – «И»

                       Окончание –«Ы»

- Хорошо! Правильно! А что вы скажете на это?

(Вывешивает на доску таблицу со словами-исключениями).

цыган

цыплёнок

(на) цыпочках

цыц

- В какой части слова буква «Ы» после «Ц»? (В корне).

- Какую букву, согласно нашему правилу, мы должны писать в корне слова?

- Что думаете?

(Эти слова не подчиняются правилу.)

- Я хочу сказать вам один секрет: правилу, которое вы сами открыли, не подчиняются только эти 4 слова. Их называют словами – исключениями.

Чтобы легче было запомнить эти слова-исключения, придумали такое стихотворение:

Цыган на цыпочках стоит

И «Цыц!» цыплёнку говорит.

Попробуйте заново сформулировать правило правописания букв «И», «Ы» после «Ц» , учитывая новое знание.

(снять листок, который на алгоритме закрывал слова- исключения)

В корне слова и словах на – ция пишем «И», а в окончаниях и словах-исключениях пишем «Ы».

- Сравним ваше правило с правилом в учебнике.

- Прочитайте его самостоятельно на с. 121

- Прочитайте вслух. Вы были правы?

- Как легче запомнить это  правило: по учебнику или по алгоритму?

Я надеюсь, что вы будете обращаться к нему во время нашей дальнейшей работы.

Познавательные:

осуществляет анализ объектов и формулирует вывод.

Коммуникативные:

с достаточной полнотой и точностью выражает свои мысли.

Регулятивные:

планирует свою деятельность, исходя из темы урока.

Коммуникативные:

учится аргументировать свой ответ, строить фразы.

Личностные:

проявляет учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Познавательные:

учится использовать модели и схемы для запоминания правила.

Познавательные:

выдвигает гипотезы, обсуждает, доказывает.

Коммуникативные:

учится ясно и чётко излагать своё мнение.

Личностные:

проявляет внимание, желание узнать больше.

Познавательные:

учится сравнивать по существенным признакам.

Личностные:

положительно оценивает свою деятельность, испытывает удовлетворение от собственной деятельности.

5. Первичное закрепление.

Организовать усвоение нового способа действия с проговари-ванием во внешней речи.

- Запишем несколько слов на это правило на доске с комментированием и в рабочей тетради.

(по цепочке, написавший вызывает следующего к доске сам)

У доски дети пишут и объясняют орфограмму в словах:

Циркач, зайцы, секция, птицы, цифра, цыган.

Молодцы! Вы хорошо потрудились!

Регулятивные:

осуществляют самоконтроль, проговаривая последовательность своих действий.

6. Психологи-ческая разгрузка.

Снять усталость, эмоциональное напряжение.

Сейчас мы отправляемся в театр!

(опускает экран)

Слайд 3 (занавес, сцена, во время спектакля на экране  появляются слова на новое правило)

Дети показывают сказку по теме урока.

(См. приложение)

- Вам понравилось?

- Встаньте. Ваши аплодисменты! Садитесь.

Познавательные:

обогащает свой словарный запас.

Коммуникативные:

внимательно слушает, с уважением относится к творческой деятельности своих сверстников.

7. Включение в систему знаний.

Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

- Внимание! У царицы буквы «Ц» есть не только любимые буквы. Среди её свиты есть и придворные академики. Они заранее получили задание.  Давайте их послушаем.

1 академик:

- Я получил задание узнать в корне или в суффиксе находится буква и в слове «МЕДИЦИНА». Из «Словообразовательного словаря» А. Н. Тихонова я узнал, что в слове «МЕДИЦИНА» корень «медицин», следовательно, буква «И» находится в корне и подчиняется правилу.

У: - Запишем это слово в тетрадь под диктовку академика.

Слайд 4.

Послушаем 2 академика:

- Я получила задание узнать значение слова «ИЛЛЮМИНАЦИЯ».

Из «Толкового словаря» С. И. Ожегова я узнала, что ИЛЛЮМИНАЦИЯ – это…

Слайды 5-6.

У: - Запишем и это слово в тетрадь под диктовку академика Кати.

Познавательные:

учатся обращаться к источникам информации для получения новых знаний.

Коммуникативные:

выражает свои мысли с достаточной точностью и полнотой.

8. Самосто-ятельная работа в паре.

Организовать самостоятельную работу в паре, закрепить умение применять новое правило.

Организовать фиксацию нового знания через обратную связь с учителем.

Сейчас вы будете работать в паре.

Откройте конверт. Достаньте слова.

Прочитайте их.

Возьмите листок с текстом.

Вам нужно вставить эти слова в текст. Не спешите. Думайте.

( Дети, работая в паре вставляют слова. Пара, которая готова,  поднимает руки.)

- Проверяем. Прочитайте текст.

СЛАЙД 7

***

(Ц…ган) Василий Петров – артист (ц…рка). Он – фокусник. Каждое утро по (традиц…и) начинается с (репетиц…и). На представление Василий надевает фрак и (ц…линдр). Этот ц…линдр волшебный. Из него выпрыгивают (зайц…), вылетают (синиц…) и выезжает (ц…плёнок) на (мотоц…кле). После выступления в зале долго не смолкают (овац…и).

- Все слова вы использовали?

(остались слова «Франция» и «Греция»)

- Дополните текст своим предложением, используя эти слова.

- Определите тип этого текста.

- Придумайте заголовок.

Возьмите карточки с буквами.

Проверим, какие буквы надо было вставить в слова.

 

( Учитель по порядку показывает слова, все дети поднимают карточку, один объясняет.  Буквы появляются на экране.)

 (Н: мы решили, что в слове «цыган» нужно писать букву «Ы», потому что это слово-исключение)

Познавательные:

осуществляет смысловое чтение, анализирует текст.

Коммуникативные:

 Координирует свои действия в процессе учебного сотрудничества с партнёром, совместно строят речевое высказывание.

Личностные:

Проявляет творческую активность и самостоятельность.

9. Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

 с. 122

упр. №1

или №2 (по выбору).

10.  Рефлексия.

Соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом

-Назовите главную цель нашего урока. 

Как вы думаете, достигли ли вы этой цели?

Слайд 10.

Продолжите предложения.

На уроке я научился (научилась)…..

Я смогу применить свои знания….

Мне было трудно, когда …..

Самым интересным для меня было….

У: - Я хочу поблагодарить вас за урок, сказать, что все вы большие молодцы!

Слайд 11.

МОЛОДЦЫ!

- Оцените работу своих одноклассников на этом уроке. Кому из них вы сказали бы «Молодец!»

Регулятивные:

соотносит поставленные задачи с достигнутым результатом.

Осуществляет самооценку своей деятельности и оценивает работу своих одноклассников.

Сказка про букву «Ц»

Автор: - Жила – была в сказочной стране буква «Ц». Конечно же, она была царицей. И вот однажды царица «Ц» решила разделить своё богатство с приближёнными. А самыми близкими и любимыми были у неё буквы «И» и «Ы».

Царица: - Дорогие мои буква «И» и буква «Ы»! Я вас обеих люблю!

И сегодня, в знак моей любви, я дарую вам право стоять в словах рядом со мной. А кому,  сколько слов достанется, решит соревнование. Вы расскажите мне, как вы меня любите, а я решу, сколько слов дать каждой из вас.

Автор: Буква «Ы» была тугодумка. Пока она чесала в затылке, вперёд выскочила буква «И».

«И»: - Ах, царица «Ц»! Царица «Ц»! Я Вас так обожаю! Вы так добры, так умны и прекрасны! Не хватит ЦИФР, чтобы сосчитать знаки внимания, которые я буду Вам оказывать! Каждый день на МОТОЦИКЛЕ я буду возить Вас в ЦИРК, в день рождения я подарю Вам ЦИРКУЛЬ и ЦИЛИНДР, среди подчинённых я наведу ДИСЦИПЛИНУ. В случае болезни все достижения МЕДИЦИНЫ будут к Вашим услугам, а дворец я украшу НАРЦИССАМИ, ЦИННИЯМИ и ГИАЦИНТАМИ!

Царица: (всё время улыбалась, вздыхала, закатывала глаза от удовольствия) Ну что ж, вижу дорогая моя буква «И», что ты меня любишь. За это навеки дарую тебе право стоять после меня, буквы «Ц» в корне слова (дарит букве медаль, на которой нарисован корень слова).

(Буква «И» кланяется)

«Ы»:  (выходит вперёд, обращается к царице слегка неуверенно)    – А я…, а я..

 (Увереннее с каждым словом)

 Глубокоуважаемая царица, а я буду петь для Вас ЦЫГАНСКИЕ романсы, я буду разводить для Вас ЦЫПЛЯТ. Утром на ЦЫПОЧКАХ я буду заходить в Вашу опочивальню, чтобы сказать: «ЦЫЦ!» - всем, кто осмелится Вас разбудить!

Царица (довольно): - Ладно, нет правил без исключений. Пусть в словах: ЦЫГАН, ЦЫПЛЁНОК, на ЦЫПОЧКАХ, ЦЫКНУТЬ, ЦЫЦ  всегда стоит буква Ц!

Автор: - Буква «И» решила, что дарованных слов ей мало, и снова вступила в соревнование.

«И»: -  Ах, царица! Я посажу в Вашем парке АКАЦИИ, дворец будет сверкать ИЛЛЮМИНАЦИЕЙ, на Вашем столе будут лежать книги с ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ. Ваш покой будет охранять ПОЛИЦИЯ!

Царица: (хлопает в ладоши) Замечательно! Замечательно! Отныне во всех словах на –ЦИЯ будет стоять буква «И»!

«Ы»: - Ваше Величество! Я надену на Ваши ПАЛЬЦЫ кольца! Каждый вечер я буду устраивать для Вас ТАНЦЫ! Всегда на вашем столе будут свежие ОГУРЦЫ! Все УЛИЦЫ города я украшу Вашими портретами! Я устрою для Вас зоопарк, в котором будут жить ЛИСИЦЫ, КУНИЦЫ, ВОЛЧИЦЫ и ЯЩЕРИЦЫ!

Царица: - Я вижу, буква «Ы», ты тоже меня любишь. Разрешаю тебе стоять рядом со мной в окончании.

Автор: Больше буквы «И» и «Ы» ничего придумать не смогли, как ни старались. Но с тех пор в корнях слов после буквы «Ц» и в словах на – ция  пишется буква «И», а в окончаниях слов и в словах – исключениях пишется буква «Ы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

Русский язык 3 класс, программа "Начальная школа 21 века"...

Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]. 3 класс

Русский языкТема:  Учимся обозначать звук [ы] после звука  [ц].Цели: Познакомить учащихся со способами обозначения звука [ы] после звука [ц] в различных частях слова.Закрепить правила ...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Учимся обозначать звук [Ы] после звука [ц]".

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобызаложить основы формирования грамотной личности, обеспечить языковое и речевоеразвитие ребенка, помочь ему осознать себя носите...

УМК «Начальная школа XXI века».Урок русского языка 3 класс. Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».

ДАнная разработка представляет собой урок русского языка, в котором представлена одна из самых сложных тем для учащихся, в разработке этого урока , я постаралась показать, как облегчить задачу учащихс...

Разработка открытого урока по русскому языку "учимся обозначать на письме звук ы после звука ц" Начальная школа ХХ| век", 3 класс"

Знакомство со способами обозначения звука ы после звука ц в различных частях слова, развитие речи, орфографической зоркости учащихся....

Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».

Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...