Урок по русскому языку: "Родительный падеж имён существительного множественного числа"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Метелёва Ирина Александровна

Урок по русскому языку

на тему: "Родительный падеж имён существительных множественного числа"

Цели:

  • познакомить с особенностями окончаний имен существительных  в родительном падеже множественного числа, развивать умение  правильно употреблять их в речи;
  • развивать умение определять род имен существительных во множественном числе; память, речь, внимание, мышление, умение правильно писать существительные в родительном падеже множественного числа;
  • воспитывать интерес к предмету, аккуратность, любовь к малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_do1.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Детский дом

г. Красного Сулина

Конспект открытого урока

по русскому языку по теме:

«Родительный падеж имён существительных

множественного числа»

                                                                                  Подготовила и провела:

                                               учитель русского языка – И.А. Метелёва

2012 – 2013 уч. год.

Открытый урок по русскому языку (6 класс)

Дата: 05.02.2013 г.

Тема: «Родительный падеж имен существительных множественного числа».

Цели: 

  • познакомить с особенностями окончаний имен существительных  в родительном падеже множественного числа, развивать умение  правильно употреблять их в речи;
  • развивать умение определять род имен существительных во множественном числе; память, речь, внимание, мышление, умение правильно писать существительные в родительном падеже множественного числа;
  • воспитывать интерес к предмету, аккуратность, любовь к малой родине.

Ход урока.

1. Объявление темы и цели урока.

(Тема записана на доске и закрыта.)

     - Мы начинаем урок. Но сначала я предлагаю вам посмотреть друг на друга, улыбнуться друг другу и пожелать хорошего урока.

   - На столах у вас лежат карты самоконтроля. В первом кружочке нарисуйте своё настроение.

 Карта самоконтроля

Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

Применение правила на письме

Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

- Теперь с хорошим настроением мы начинаем урок.

     

      На доске написано предложение, у существительных во множественном числе пропущено окончание.  

       На поливных землях колхозники выращивают богатый урожай огурц……, помидор……, капуст…   .

- Что можете сказать о существительных с пропущенными окончаниями?

(Существительные стоят в родительном падеже множественного числа)

Какие окончания надо писать у существительных в родительном падеже множественного числа? (Учащиеся затрудняются ответить)

- Сегодня нам предстоит ответить на этот вопрос.

- Сформулируйте тему урока. «Родительный падеж имен существительных множественного числа». 

Цели урока:

1) познакомиться с особенностями…;

3) развивать умение правильно употреблять … .

Ответы детей:

(Познакомиться с особенностями окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа; развивать умение правильно употреблять эти существительные в речи.)

2. Подготовка к письму.

- А сейчас…

Я тетрадь свою открою (открывают тетради)
И наклонно положу (кладут).
Я, друзья, от вас не скрою - 
Ручку я вот так держу (берут ручки в руки, ставят руку на локоть).
Сяду прямо, не согнусь, 
За работу я возьмусь. (Опускают руку на тетрадь)

- Запишите в тетрадях число, классная работа.

3. Чистописание.

- Сегодня на чистописании мы напишем сочетания ро, на, ди (пишут)

Ро   ди   на   ро   ди   на   ро   ди   на

- Какое слово можно сложить из этих сочетаний? (Родина)

- Как пишется слово «Родина»? (С большой буквы)

- А когда слово «Родина» мы пишем с маленькой буквы? (Когда это слово обозначает место, где мы родились и живем) 

- Как называется ваша малая родина?   (п. Горный)

- Запишите в тетрадях:

   родина  поселок  Горный

- Что бы вы рассказали приезжему человеку о своём  поселке?  (Ответы детей)

3.Работа по теме урока

- А сейчас нам пора вернуться к теме урока. Что мы должны узнать на уроке?

(Какие окончания нужно писать у существительных в родительном падеже множественного числа)

- На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

а)   Упражнение «Впиши окончание».   

        Даны группы предложений. Возьмите ручки и вставьте пропущенные окончания существительных и выделите их. (Группы предложений записаны на листках)

1)   Летом в лесу мы наблюдали жизнь птиц… . Около осин… мы увидели ежа. Мы насыпали корм для синиц… .

2)   Птицы вывели птенц….. .Под ворохом листь….. обнаружили грибы. Вскоре набрали полную корзину подберезовик….. .

3)   В этом году собрали богатый урожай яблок…. . В нашей квартире много окон… .  Школьники посадили много молодых деревь…... .  

   

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.

- Какие окончания у существительных первой группы? (Нулевое)

- Что объединяет эти существительные? (Они женского рода)

- Какие окончания у существительных второй группы? (- ов, - ев)

- Что объединяет эти существительные? (Они мужского рода)

- Назовите окончания в третьей группе? (Нулевое, - ев)

- Какого они рода? (Среднего рода)

- Попробуйте сделать выводсуществительные женского рода имеют нулевое окончание; существительные мужского и среднего рода в родительном падеже множественного числа имеют окончания – ОВ, - ЕВ или нулевое. 

   

 На доске появляется таблица.  

Ж. р.

М. р.

Ср. р.

        , -ей          

-ов, -ев, -ей

-ов, -ев, 

- Оцените свою работу. Если вы справились с заданием, правильно вставили все окончания, то закрасьте второй кружочек красным цветом; если вы допустили ошибку, то закрасьте кружочек зеленым цветом; если вы затруднялись правильно написать окончания существительных, вам необходимо повторить правило, то закрасьте кружочек синим цветом.

Карта самоконтроля  

Моё настроение в начале урока

Вставил окончания существительных в родительном падеже множественного числа

Применение правила на письме

Применение правила на письме (закрепление)

Моё настроение в конце урока

               - все окончания вставил правильно, отлично

               - неправильно вставил одно окончание, хорошо

               - испытал затруднение, нужно повторить правило

4. Физминутка для глаз.

б)   Работа с предложением.

 - Вернемся к предложению в начале урока.  

 

        На поливных землях колхозники выращивают богатый урожай огурц……, помидор……, капуст…   .

- Определите род существительных.  Как определить род существительных множественного числа? (Ставим существительное множественного числа в именительный падеж единственного числа: огурец – м. р., помидор – м. р., капуста – ж. р.)

- Назовите их окончания. (- ОВ,  - Ы)

- Почему у слова «капусты» окончание – Ы?  (Это существ. употребляется только в единственном числе)

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже  множественном числа? (- ов, -ев)

в)   Работа по учебнику с.128

- Прочитайте вывод на странице 128.

- Что еще нового узнали? (Сущ. женского рода имеют окончание – ЕЙ: площадейСущ. мужского рода имеют окончание – ЕЙ: овощей.)

   Упражнение 253 с.128

- Спишите текст. Выделите окончания имен существительных в родительном падеже множественного числа.

- Проверяем. Назовите, существительные в родительном падеже и их окончания.

    На огородах – сущ, на чём? Где?

    Н. ф. – огород

    М. р. 2 скл.

    В П.п., во мн.ч.

    Вт. член.

   - Оцените свои знания. Закрасьте на  карте самоконтроля третий кружок.

5. Физминутка   

- Отдохнём. Встаньте. Если я буду называть существительные единственного числа, вы поднимаете руки вверх, а если я назову существительные множественного числа вы приседаете.

       Учебники, улица, ручки,  школа, ученики, ребята, тетрадь.

6. Рефлексия.

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

- У вас на карточке записан текст. Вставьте пропущенные буквы в словах и в окончания имен существительных.  

          Д…леко на сев…ре есть богатые зал…жи каменного угля. Тысячи шахтер…., крановщик….., в…дител….. работают на добыче угля.

- Оцените свой ответ. Закрасьте четвертый кружок на карте самоконтроля.

7. Итог урока.

- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

- Что вам понравилось на уроке?

- А сейчас нарисуйте своё настроение в конце урока.

   

8. Домашнее задание.

   С. 129, упражнение 255, запомнить окончания сущ. в родит. падеже мн.ч.

Спасибо за урок!

                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе .РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

Урок составлен в соответствии с требованиями стандартов второго поколения, использованы продуктивные виды деятельности....

Урок русского языка в 4 классе .РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

Урок составлен в соответствии с требованиями стандартов второго поколения, использованы продуктивные виды деятельности....

Родительный падеж имён существительных множественного числа. Лес.

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. 4 класс....

презентация к уроку русского языка Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК Школа России учебник В.П. Канакиной

презетация Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В.П. Канакиной и др. ...

Конспект урока русского языка на тему: "Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложн...

Конспект урока по русскому языку "Именительный падеж имен существительных множественного числа

Цели: - познакомить с окончаниями имён существительных множественного числа в именительном падеже;- развивать умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных во множественно...