Конспект урока по русскому языку "Именительный падеж имен существительных множественного числа
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кузьмина Елена Николаевна

Цели:

- познакомить с окончаниями имён существительных множественного числа в именительном падеже;

- развивать умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных во множественном числе, правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имён существительных в именительном падеже;

- воспитывать аккуратность, терпение, любознательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Класс: 4.

УМК: «Школа России», учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Тема:  Именительный падеж имен существительных множественного числа.  

Цели:

- познакомить с окончаниями имён существительных множественного числа в именительном падеже;

- развивать умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных во множественном числе, правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имён существительных в именительном падеже;

- воспитывать аккуратность, терпение, любознательность.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

предметные результаты: 

- познакомиться с падежными окончаниями имен существительных в именительном падеже множественного числа; 

- научиться правильно склонять существительные во множественном числе;

- способствовать развитию умения выделять окончания имен существительных в именительном падеже;

- выполнять разбор слова по составу;

- выполнять морфологический разбор слова, синтаксический разбор предложения.

Формируемые УУД:

Познавательные: 

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

- синтез;

Коммуникативные: 

-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Регулятивные: 

- постановка учебной задачи;

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

- оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные: 

- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, формирование умения оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Оборудование: карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

II. Актуализация знаний

Минута чистописания

-Послушайте внимательно то, что я прочитаю.

(Мак, морозный, мыть, Марк, мышка, молоко)

- Что прослушали? (слова)

- Что общего у всех данных слов?

- Написание какой буквы будем сегодня повторять?

III. Целеполагание

-Перед вами текст, испорченный компьютером.  Спишите, исправляя то, что испортил компьютер.

( В лесную школ… пришли зайц…, мыш…, белк… . Учител… ждут всех на урок.)

-Проверяем.

-Определите падеж существительных.

-Каким членом предложения является каждое существительное?

- Определите число существительных.

-Назовите существительные множественного числа.

-Что заметили?(Все в И.п.)

-Что можете сказать про окончания? (У всех существительных

множественного числа  разные окончания.)

-Почему же у имён  существительных множественного числа  разные окончания?

-Сформулируйте проблему нашего урока. (Почему существительное множественного числа в И.п. имеют разные окончания.) 

- Чему мы сегодня должны научиться? (Научиться писать окончания существительных в именительном падеже во мн. числе).

IV. Открытие новых знаний.

-Чтобы разгадать тайну окончания слова в И.п. множественного числа  выполним следующее задание: списать слова, определить род и склонение каждого существительного.

-Как определить склонение существительного во множественном числе?

земли                       леса                     ночи

юноши                     окна                    вещи

рощи                        поля                    кровати

мамы                       слоны                  вести

бабушки                  дожди                 площади

-Сделайте предположение, почему существительные множественного числа в И.п. имеют разные окончания, от чего это зависит?

-Сделайте вывод, какие окончания имеют существительные множественного числа 1 склонения, 2 склонения, 3 склонения?

-Давайте проверим, верно ли мы определили окончания имён существительных в И.п. множественного числа..

-Откройте учебник стр.133 упр.253.

-Прочитайте задание.

-Что нужно сделать? (Работа по таблице).

-Совпали наши выводы?

Работа в парах.

-Подберите в каждую группу по два слова с такими же окончаниями. (Проверка)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 255 (с. 134).

- Прочитайте текст.

- Сколько в нём предложений?

- Прочитайте текст ещё раз, выделяя интонацией начало и конец каждого предложения.

- Поставьте вопросы к выделенным именам существительным. Определите их падеж.

- Все ли эти существительные стоят в одном падеже? (Нет, существительное богатыри стоит в именительном падеже, остальные — в винительном падеже.)

- Как вы определили падеж? (Если существительное — главный член предложения, то оно стоит в именительном падеже, если второстепенный — то в винительном падеже.)

- Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка.)

Индивидуальная работа.

-Образуйте от данных существительных форму множественного числа, запишите. Поставьте ударение в словах, выделите окончания.

Земля, топор, поле, зонт, речь, тополь, кулёк, печь, трубка, порт. (Взаимопроверка).

VII. Подведение итогов урока

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Какие окончания могут быть у имён существительных множественного числа в именительном падеже?

- Как различить именительный и винительный падежи имён существительных множественного числа?

VIII. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание

Стр. 134 упр. 256

ПРИЛОЖЕНИЕ

№1.

В лесную школ… пришли зайц…, мыш…, белк… . Учител… ждут всех на урок.

№2

земли                       леса                     ночи

юноши                     окна                    вещи

рощи                        поля                    кровати

мамы                       слоны                  вести

бабушки                  дожди                 площади

№3

Земля, топор, поле, зонт, речь, тополь, кулёк, печь, трубка, порт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Родительный падеж имени существительного"

Данный конспект урока разработан в соответствии с ФГОС по УМК "Школа России"...

Урок по русскому языку: "Родительный падеж имён существительного множественного числа"

Урок по русскому языкуна тему: "Родительный падеж имён существительных множественного числа"Цели:познакомить с особенностями окончаний имен существительных  в родительном падеже множественного чи...

Конспект урока по русскому языку "Дательный падеж имен существительных" ( УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Дательный падеж имен существительныхЦели деятельности учителя: формирование умения определять дательный падеж и его существенные признаки: вопросы, значение, пред...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Падеж имен существительных» (4 класс)

Тема: Падеж имени существительного. Цели деятельности учителя: формирование навыка по распознаванию падежей имени существительного.Планируемые результатыПредметные:- знать падежи, падежные опросы...

Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имени существительного» 3 класс УМК Школа России В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: формирование представления о роли имён существительных в именительном падеже впредложении, развитие умения определять падеж существ...

Технологическая карта урока по русскому языку "Именительный падеж имени существительного"

Цель урока: знакомство учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных....

Именительный падеж имен существительных множественного числа.

Познакомиться с падежными окончаниями имен существительных в именительном падеже множественного числа; научиться правильно склонять существительные во множественном числе; способствовать раз...