Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме "От значения слова - к правильной букве"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Данный материал содержит методическую разработку урока и презентацию к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема:  От значения слова - к правильной букве. (Объяснение значения слова как способ проверки орфограмм корня)

Цель: познакомить с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для  слов - предметов: от значения слова – к правильной букве.

Задачи:

  1. Создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.
  2. Обучать решению орфографических задач в корне названий предметов: учить подбирать проверочные слова, объясняя значение проверяемого с помощью однокоренного;
  3. Приучать детей задумываться над значением слов;
  4. Показать, что внимание к значению слова поможет избежать ошибок;
  5. Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний(комбинированный)

Формы работы с учащимися: коллективная, групповая.

Методы и приемы обучения: частично- поисковый с использованием информационно-коммуникативных,  коррекционно-развивающих, здоровьесберегающих  технологий, уровневой дифференциации.

Средства обучения:

  • учебно-наглядные пособия, презентация;
  • вербальные средства: учебники; ТПО;
  • специальное оборудование: экран;
  • технические средства обучения: компьютер, проектор.

Оборудование: учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. «К тайнам нашего языка», 2 класс;

                            тетрадь-задачник №2 к учебнику, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты

Организационный момент.

Самоопределение к деятельности.

Задача: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать?

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите  слова «Классная работа».

Подготовка класса к работе.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Готовность к учебной деятельности на уроке.

Актуализация знаний. Задача: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия.

Включение в деловой ритм.

Словарно-орфографическая работа.

На доске записаны слоги сочетания букв:

сл ло ва ар рь

– Догадайтесь, какое слово можно получить из минутки чистописания?

Дети называют слово-словарь.

– Исследуйте данное слово и как можно больше расскажите о нем.

– Что вы можете рассказать о количестве слогов, звуков, букв?

Определите группу данного слова?

На доске даны слова:

книга

слово

журнал

тетрадь

словарный

газета

альбом

словарик

-Из данного столбика слов выпишите только те, которые бы можно было дописать к слову из минутки чистописания.

-Какие слова вы записали? (слово, словарный словарик)

-Обоснуйте свой выбор? (они являются родственными)

-Какие слова называются родственными?

-Какая общая часть в этих словах?

-В каких словах встретились опасные места? (словарный, словарик)

-Какое слово является проверочным?    

 -Почему?

 -Какие еще «опасные» места встречаются в корне слов?

-Помогите найти ответ на проблемные вопросы урока. (Слайд…..)

-Что нужно проверять?

-Где нужно проверять?

-Как нужно проверять безударные гласные? Парные согласные?

Выполняют задание.

Дети называют получившееся слово-словарь и записывают его в тетрадь.

Исследуют получившееся слово с точки зрения фонетики, морфологии, объясняют значение.

Из предложенного столбика выбирают и выписывают слова, комментируя свой выбор.

Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя, строят предположения, делают выводы.

Анализ объектов и понятий.

Воспроизведение слов с указание правила их восстановления.

Постановка учебной задачи.

Выявляет уровень знаний. (Слайд…)

-Что записано на доске? (предложение)

-Докажите,

Все ли в этом предложении вам понятно?

-Что смущает? (не понятно слово шукудук)

- Что именно не понятно в этом слове?

(его смысл, значение)

(Слайд….)

-Что же в слове главное? (значение)

-Где мы можем узнать значение того или иного слова? (в толковом словаре)

(Слайд…..)

-А каким словом можно заменить слово шукудук, чтобы смысл предложения был понятен?(знаток) 

-Что встретилось в корне этого слова?(опасное место- безударная гласная)

Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя, строят предположения, делают выводы.

Формулируют вывод этого этапа урока:

Главное в слове – его значение.

Анализ объектов и понятий.

Построение предложений с использованием набора слов, объясняя смысл.

Контроль и самоконтроль.  

Фиксация затруднений и постановка учебной цели.

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе подведение к выявлению места и причины этого затруднения. Определение темы и постановка учебной цели.

Активирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Организует учащихся  на исследование проблемной ситуации, на уточнение ….

(Слайд…)

-Вспомните, какие способы проверки вы знаете?

-Измените данное слово по числам.

-Смогли проверить б/г?

-Измените по командам вопросов.

-Смогли проверить б/г?

-Поставьте в уменьшительно- ласкательную форму.

-Смогли проверить б/г?

-Какой же вывод можно сделать?

( ни одно слово не является проверочным, то есть не подходит для проверки. У нас нет полной уверенности в том, что мы правильно сможем написать орфограмму. 

-Как быть?

-Какой предлагаете выход из создавшейся ситуации?

- Сегодня нам и предстоит «открыть» еще один способ подбора проверочных слов.

Сформулируйте цель нашего урока.

(найти новый способ проверки  безударных гласных и парных согласных в корне.)

(Слайд…)

-Как поступите при выборе безударной гласной в корне?

Словарь:

Знаток-это человек, обладающий большими знаниями в чём-нибудь.

-Какие слова в этом определении однокоренные?

-Какое из них является проверяемым и проверочным?

Дети участвуют в исследовании  способа проверки орфограммы  и поиске правильного решения для уточнения. Наблюдают за  значением слова. Работают с правилом учебника, выбирая нужную информацию для ответа на вопросы учителя.

Формулируют цели и задач урока.

Делают вывод этого этапа урока:

Ни один способ не подходит для проверки. Необходимо найти новый способ.

Фиксация места затруднения.

Соотнесение своих действий на этом шаге с изученными способами и фиксация знания или умения, которого не достает.

Выдвижение гипотез.

Целеполагание.

Поиск новых знаний и первичное закрепление.

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

Организует учащихся  на исследование проблемной ситуации  в поиске нового способа проверки «опасного» места в корне.

-Составьте алгоритм своих действий со словом ЗНАТОК.(Слайд…)

-Откройте учебник на стр. 44, упр. 374

(слайд …)

- Прочитайте слова первого столбика.

- Спишите слова в столбик, пропуская орфограммы.

- Попробуйте объяснить, почему их так назвали? Используйте словосочетания «тот, кто…»

(Объясняют, записывают проверочные слова и вставляют пропущенные орфограммы. Один ученик у доски.)

  • Удалось ли нам выбрать букву?
  • Сравни по значению два слова – первое и второе.
  • Как их назовёшь?

(родственные)

  • Докажи и выдели корень.

(У этих слов есть общее значение, то есть можно объяснить при помощи одного и того же слова «грязь», и у них есть общая часть)

(Доказывают написание остальных слов первого столбика)

(Слайд…)

- Прочитайте слова второго столбика. Попробуйте объяснить, почему их так назвали?

Используйте словосочетания «то, чем…     то, где…     то, в чём…»

(Выходят к доске по одному и объясняют выбор букв)

  • Удалось ли нам выбрать букву?
  • Посмотрите на слова первого и второго столбика, вспомните, как мы подбирали проверочное слово.
  • Что мы делали в начале?
  • Объясняли значение слова, затем выбирали правильную букву.
  • Кто сможет назвать способ проверки?

(Объяснить значение слова – от значения слова – к правильной букве.)

  • Мы с вами нашли ещё один способ проверки слов-предметов: от значения слова – к правильной букве.

(Слайд…)

Тема нашего урока:

« От значения слова – к правильной букве.

Дети высказывают свои предположения и участвуют в исследовании проблемной ситуации.

Самостоятельная работа в мини-группах.

Дети обсуждают «опасные» места в предложенных  словах, выбирают правильную букву гласного или согласного звука в корне и записывают слова с комментированием в паре.

Вступают в диалог с учителем, объясняя свой ответ.

Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя, строят предположения, делают выводы.

Определяют тему урока.

Логические решения проблемы, запись слов с использование изученных способов проверки и оформление их в письменной речи.

Планирование своих действий.

Закрепление нового знания и рефлексия затруднения.

Задача: включение нового способа действий в систему знаний.

Организует деятельность по применению новых знаний. Работа в мини-группах по изучению нового материала.

-Самостоятельная работа в ТПО по отработке нового способа проверки орфограммы корня  с использованием алгоритма ответа.

-Проверка с объяснением через доску.

Учащиеся рассматривают задание учебника, анализируют и делают вывод о новом способе проверки.

Самостоятельная работа.

Осуществляют проверку через доску.

Ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации.

Запись слов  с применением нового способа проверки «опасного» места в корне слов - названий предметов.

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной  деятельности

Организует рефлексию.

Мы с вами сегодня много наблюдали, по ходу наблюдений делали выводы, а теперь всё постараемся обобщить.

- Какой способ подбора проверочных слов помог исправить ошибки?

-Почему его так назвали?

-Подведите итоги своей работы на уроке.

-Дайте оценку своего труда.

Осуществляют оценку и самооценку собственной учебной деятельности, соотнося цель и результаты, степень их соответствия.

Делают вывод урока.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Рефлексия и самооценка учениками своей УД на уроке.

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гармония" Русский язык, 2 класс Тема. От значения слова - к правильной букве

"Гармония" Русский язык, 2 класс Тема. От значения слова - к правильной букве . (Способы подбора проверочных слов для названий предметов)Данный урок учит правильно подбирать проверочные слова. Уз...

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"...

Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Гармония" "От значения слова к правильной букве"

Конспект урока знакомит ребят еще с одним способом нахождения проверочного  слова- поиск правильной буквы, через лексическое значение слова. Поисковая работа ведется через различные ресурсы: Инте...

Урок русского языка во 2 классе УМК "Гармония". От значения слова - к правильной букве. Презентация и самоанализ урока по ФГОС.

Урок русского языка во 2 классе УМК "Гармония"  по теме: От значения слова - к правильной букве. Презентация и самоанализ урока по ФГОС....

Самоанализ открытого урока русского языка, проведенного во классе, по теме «От значения слова к правильной букве» учитель начальных классов: Долженкова Т.И., МОУ СОШ п. Баляга

Самоанализ открытого урокарусского языка, проведенного во  классе,  по теме «От значения слова к правильной букве»учитель начальных классов: Долженкова Т.И. МОУ СОШ п. Баляга...

Учебно - методический комплект. Русский язык. 2 класс. Тема: "Устойчивые сочетания слов"

Тема: УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВЦели деятельности учителя: дать представление о фразеологическом обороте как устойчивом сочетании слов; показать выразительные возможности фразеологических оборотов.План...

Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения

Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения...