Тема: " Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Талерчик Наталья Петровна

Класс:4

Программа: " Школа России", соответствует ФГОС

Тип урока: урок изучения нового материала.

Проведен в классе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Задания,представленные в уроке, ориентированы на закрепление знаний детей об алгоритме написания безударных окончаний существительных, адаптируя его к теме урока.

Различные виды упражнений позволяют применять знания на практике при письме безударных окончаний существительных в дательном падеже.

Представлены различные разноуровневые упражнения, которые содействуют осознанию восприятия через исследовательскую работу.

Урок посвящен 300-летию г. Красное Село ( Россия, Санкт-Петербург).

Задания и упражнения составлены, используя исторический материал из книги для семейного чтения .

Книга для семейного чтения, А. А. Васильева, Н.О. Верещагина, И. Б. Козак;-СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014._152 с.: ил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russk._yaz.docx22.1 КБ
Файл kopiya_russkiy.pptx108.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 380 Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Класс:4

Учитель: Талерчик Наталья Петровна

Программа: « Школа России», ФГОС

Тема. Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже.

Оборудование:

1.Русский язык.  4 кл. В 2ч. Ч. 1:  учебник. Т.Г. Рамзаева.—М.: Дрофа, 2014г.

2. Памятки.

3. Раздаточный материал.

4. Проектор.

Цель: научить детей писать  безударные   окончания существительных в  дательном падеже.

Задачи: закрепить знания детей об алгоритме написания безударных окончаний существительных, адаптируя его к теме урока;

- применять данные действия на практике, посредством выполнения различных упражнений; создать условия для формулирования темы и целей урока;

-содействовать осознанию восприятия через исследовательскую работу(«докажи», « верно ли» и т.д.);

-организовать рефлексорную деятельность учащихся;

-развивать речь, внимание, память, мышление, коммуникативные навыки;

-формировать навык самостоятельной работы.

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся:

А) познавательные ( формулируют тему, цели, проводят анализ информации, делают выводы).

Б) личностные (устанавливают значимость познавательной деятельности).

В)коммуникативные  (учатся учитывать позицию собеседника, сотрудничают в сборе и поиске информации).

Г) регулятивные (ставят учебные задачи, проводят контроль).

  1. Организационный этап.
  2. Минутка  чистописания.

СЛАЙД    № 1

- Прочитайте слова.( Красное Село, к…лендарь, Красносельский, красиво).

- Какую  букву  вставите в слове «Календарь»? (а)

             СЛАЙД     № 2

-Можем ли мы ее проверить? (нет).

-Почему? ( слово с непроверяемой безударной гласной).

- В чем отличие в написании этих слов? (нарицательные и собственные имена сущ,.)

-Обращая внимание на выделенные буквы, какую закономерность вы заметили? ( строчная чередуется с заглавной).

- Как вы думаете, какую букву мы будем писать сегодня на уроке? (К, к).

                                            ( дети пишут)

 3. Проверка домашнего задания. ( используют сигнальные карточки)

- Вернемся к слову « Календарь».

- Какое задание вы получили на дом?

( 1 гр. Составить словосочетания со словом «календарь»  в род. Падеже.

2 гр . Составить предложение со словом «календарь», которое стояло бы в род. Падеже.)

( В это время 2 ученика выполняют работу у доски).

Задание для работы у доски.

(оценивание)

   -Ребята, как вы считаете, с каким знаменательным событием, которое произошло недавно в нашем городе Красное Село и в жизни каждого из нас, связаны эти слова: Красное Село, календарь, Красносельский, красиво ?

( День рождение Красного Села, юбилейная дата- 300 лет)

- Правильно.

- С какой темой будет  связан наш урок?

- Скажите, а какую книгу о Красном Селе  вы бы посоветовали прочитать нашим гостям? ( Город Красное Село).

- Чем является для вас эта книга?

( путеводителем по Красному Селу,  книга-справочник , из которой мы , например, узнаем интересные сведения о первоначальных названиях  улиц, местечек Красного Села).

СЛАЙД    №3

- Прочитайте словосочетания ( подошел к Бумажной мельнице, прокатился по Фабричному поселку, к тетради прилагается).

- А в какой из глав книги мы встречали эти названия? (« Бумажная»)

- Что общего в этих словосочетаниях? ( сущ. Стоят в дат. Падеже).

- Как вы определили? ( по вопросам и предлогам)

- Что еще вы заметили? ( у сущ-х безударные окончания).

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, попытайтесь самостоятельно сформулировать тему урока.      

 ( Безударные окончания существительных в дательном падеже).

СЛАЙД   № 4

- Какова , на ваш взгляд, основная задача урока?

(учиться писать безударные окончания существительных в дательном падеже).

СЛАЙД  №5

- Для чего нам необходимо этому учиться?

  1. Актуализация опорных знаний.

- Вспомним алгоритм, который мы использовали  для написания безударных окончаний сущ-х в род.. падеже и попытаемся правильно на писать безударные окончания сущ-х в дательном падеже.

  1. Определить падеж.
  2. Определить склонение.
  3. Подставить существительное этого же склонения в этом же падеже, но с  ударным окончанием.
  4. Написать окончание.

( у детей на столах лежат памятки).

                                                     ПАМЯТКА

1 скл

2 скл

3 скл

И. П.

Страна

Земля

Село

царь

Тетрадь

площадь

  1. Первичное усвоение новых знаний.

( обращаемся к слайду № 3)

1 словосочетание: Подошли к Бумажной мельнице ( разбирается под руководством учителя).

 СЛАЙД  №6

2 словосочетание: прокатился по Фабричному поселку ( пишет самостоятельно 1 вариант).

СЛАЙД  №7

3 словосочетание: к тетради прилагается ( пишет 2 вариант).

СЛАЙД № 8

( Учащиеся пишут самостоятельно, потом обмениваются тетрадями).

- Докажите, почему вставили такие окончания?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Я буду называть существительные с предлогами  с ударными и безударными окончаниями.  Если услышите слово с ударным окончанием- приседаете, если с безударным- делаете наклон вперед. Постарайтесь сосчитать. Сколько слов с безударным окончанием будет произнесено.

Письмо маме, изготовить для корабля, шел по полю,  у сестры, отдал другу (2 раза).

  1. Первичная проверка понимания.

- Из книги  о Красном Селе вы узнали кто первый из русских царей начал строительство фабрики для производства бумаги. Назовите этого императора. ( Петр 1).

- До Петра 1 кто еще пытался изготовить бумагу? ( Иван 4 Грозный).

- В каком же это было веке? ( в 16)

- Правильно, оба правителя внесли огромный вклад в развитие Руси.

- У вас в учебнике, на с. 101, в упражнении № 194, напечатаны пословицы.

-Прочитайте их.

-Скажите, какая из них наиболее ярко отражает внутреннюю сущность патриотов нашей великой страны?

( Главное в жизни- честно служить Отчизне).( Д.п., 1-е скл).

-Запишите ее самостоятельно. Изменяя падеж существительного в скобках. Укажите падеж и склонение существительного, окончание которого вы изменили.

                                  (дети пишут).

- Проверим.

СЛАЙД    №9

- Поднимите  зеленую  сигнальную карточку, если вы правильно выполнили задание.

  1. Первичное закрепление материала.

- Ребята, я сейчас раздам карточки с заданиями.  У вас есть право выбора.

Желтый цвет-задание  не сложное. Прилагается  подсказка-инструкция.

Зеленый цвет- задание среднего уровня сложности. Подсказок-инструкций нет.

Красный цвет- задание сложное.

-Предлагаю вам сделать свой выбор. На выполнение  задания отводится            минут. Приступили.

Ж.Ц.

От деревн…  к  речке… Дудергофк…. Вела извилистая тропка.

1 скл.

2скл

3 скл

Р.П.

- и

Д.П.

З.Ц.

Из  данных слов составьте и запишите словосочетания с существительными в Д.п..

С, проехать, страна, по

Прислушаться , песня, к

Плыть, по, озеро, Долгое

Кр.ц.

Образуйте от существительных 3-го склонения существительные 1 склонения и запишите с ними словосочетания в Д. п.

Печь

Тетрадь

лошадь

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж поего выполнению.
  • выучить правило на с. 101
  • 1 уровень:  упр № 195 (1-4 словосочетания). Написать словосочетания, определив падеж и склонение существительных.
  • 2 уровень:  ( тоже, но с 1-8 словосочетание)
  • 3  уровень Записать все словосочетания, определив падеж и склонение существительных. И с 3 из них составить предложения.
  1. Рефлексия.
  • Ребята, продолжите, пожалуйста, фразу:

Сегодня на уроке:

  • Я научился…
  • Я смогу…
  • Мне пригодится…

- Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 4 класс

Слайд 2

К расное Село, к … лендарь , К расносельский, к расивое

Слайд 3

К а лендарь

Слайд 4

1)Подошли к Бумажной ме́льниц 2)Прокатился по Фабричному посёлк 3)К тетра́д прилагается

Слайд 5

Тема: « Безударные окончания существительных в Дательном падеже ».

Слайд 6

Задача урока: учиться писать безударные существительных в Дательном падеже.

Слайд 7

1) Подошли к Бумажной ме́льниц е (Д.п., 1 скл .)

Слайд 8

2) Прокатился по Фабричному посёлк у (Д.п., 2 скл .)

Слайд 9

3) К тетра́д и (Д.п., 3 скл .) прилагается

Слайд 10

Главное в жизни – честно служить Отчизн е (Д.п., 1 скл .)

Слайд 11

Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Тема «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах" 4 класс Школа России

Урок русского языка  в 4 классе Школа России с использованием самостоятельной работы, работы в парах, творческого задания, тестирования...

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже"

Урок - соревнование. Представлен в виде телевизионной игры "Счастливый случай"...

Конспект урока русского языка по теме" Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже"

Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Урок изучения нового материала, учебник Канакиной....

Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний существительных во всех падежах".

Урок содержит упражнения для отработки умения правильно писать безударные падежные  окончания существительных....

Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже

технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже" в 4 классе...

Урок русского языка тема "Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах"

Урок русского языка тема "Правописание безударных окончаний существительных в Р. и Д. падежах....