Урок русского языка по теме « Метафора с и сравнение»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Цели: обобщить знания о средствах создания выразительности художественной речи (эпитет, сравнение); познакомить с метафорой; определить роль синонимов в художественном тексте; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metafora_i_sravnenie.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Метафора с и сравнение»

Цели: обобщить знания о средствах создания выразительности художественной речи (эпитет, сравнение); познакомить с метафорой; определить роль синонимов в художественном тексте;

Формируемые УУД: п. — знание терминов по данной теме; установление по содержанию текста речевых средств, использованных для его создания; к. — умение сотрудничать в парах при совместном решении поставленной учебной задачи; р. — умение сосредоточиться на решаемой учебной задаче; умение спланировать  последовательность учебных действий; л. — формирование  эстетических чувств и чувства прекрасного через ознакомление художественной литературой.

Оборудование: таблица с опорными словами для постановки  урока, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1.        Орфографическая минутка

— Запишите предложения. Обозначьте кратко, какие они по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

1) Лошадь перешла на лёгкий бег. (Пов., невоскл.)

2) Какой зверёк ходил по чистому снежку? (Вопрос., невоскл.)

3) Как хорошо в осеннем лесу! (Пов., воскл.)

4) Быстрее скользите, коньки, по льду! (Поб., воскл.)

2. Работа по карточкам

Карточка 1

— Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

1) Принеси пожалуйста букет жёлтых цветов.

2) До свидания дорогая мамочка.

3) Бабушка извини меня пожалуйста.

Карточка 2

— Определите, к какому типу речи относятся тексты.

У свинки с поросятами розовый бочок,

Хвостик — завитушка, а носик — пятачок.

(Текст-описание.)

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу —

Потому что он хороший.

(Текст-рассуждение.)

III. Самоопределение к деятельности

Работа по учебнику Упр. 32 (с. 23)

— Прочитайте загадку.

— Какие слова помогли ее отгадать?

— Какие слова используются для того, чтобы назвать месяц?

— Посмотрите на иллюстрации. Чем похожи эти предметы?

— Для чего используются эти слова?

— Прочитайте объяснение профессора Самоварова.

— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, как используется метафора в художественной речи, научиться находить метафору, составлять художественные тексты с использованием метафоры.)

IV.        Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 33 (с. 24)

— Какие метафоры используются в стихотворных строках?

Прочитайте отрывки из толкового словаря.

Объясните метафоры. (Палата —леса, шатер — небо, хоровод — череда дней.)

(Самостоятельная работа. Учащиеся записывают предложение, обозначают орфограммы. Взаимопроверка.)

Упр. 35 (с. 25) (Коллективная работа.)

Писатели используют еще одно средство для создания выразительности. Вспомните, как называются такие слова: вежливый, воспитанный, приветливый; подумал, поразмыслил, покумекал. (Это синонимы.)

Как они могут обогащать нашу речь? (Подбор синонимов зависит от речевой ситуации, типа речи. Синонимы делают речь более точной, выразительной.)

Найдите выделенные слова в тексте упражнения. Прочитайте их значение в выдержке из толкового словаря.

 - Замените их словами, данными в задании.

- Как вы можете объяснить выбор именно этих слов? (Слова, которые подобрал

 Н. Некрасов, помогают более ярко, точно представить образ мальчика.)

Упр. 36 (с. 25)

- Прочитайте, как это объясняет К. Чуковский.

- Выделите главную мысль в рассуждении литератора. (Вот как много значит у великих писателей каждое слово.)

V. Физкультминутка

VI.        Закрепление изученного материала

Выполнений заданий из рабочей тетради Упр. 22 (с. 17-18)

(Работа в парах. Коллективная проверка. Самооценка с помощью сигнальной ленты «Светофор».)

Упр. 23 (с. 18)

(Работа в парах. Коллективная проверка. Учащиеся зачитывают получившиеся загадки, находят в них средства выразительности, объясняют, что использовали авторы — сравнения или метафоры.)

VII. Рефлексия

Выполнение задания из рабочей тетради Упр. 25 (с. 20)

Ответы: 1) сравнение; 2) метафора; 3) метафора.

(Один ученик называет ответы. Самооценка с помощью сигнальной ленты «Светофор».)

VIII. Подведение итогов урока

— О каких типах речи мы говорили на уроке?

— Какие средства создания выразительности используются в художественной речи? (Сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы.)

Домашнее задание

Базовый уровень: рабочая тетрадь — упр. 24 (с. 19).

Уровень повышенной сложности: рабочая тетрадь - упр. 26 (с. 20).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о звуках русского языка. Фонетика"

Это урок обобщения и систематизации знаний. Проведён в конце 4 года обучения. На протяжении всего урока видно достижение планируемых результатов учащихся по разделу русского языка "Фонетика"....

Урок русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться" (Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.,4 класс

Урок ориентирован на новый образовательный стандарт начального общего образования: определение целей, формирование универсальных учебных действий, использование технологии деятельностного подхода....

Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"

На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....

Урок русского языка по теме "Русский язык и алфавит" 1 класс "Школа России"

Тема: Русский алфавит или азбука.Цель: познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение....

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Сравнение" (УМК "Школа России", 2 класс").

Цель деятельности учителя: углубление знаний об имени прилагательном и о взаимосвязи имени прилагательного и имени существительного; углубление знаний о прилагательных-синонимах и прилагательных-антон...