Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект  и презентация урока русского языка в 4 классе. Работа построена на основе деятельностного метода с получением продукта на основе изученного материала. Виды работы на уроке позволяют закрепить основные алгоритмы по определению падежей им.сущ. и им. прил., а так же написание безударных окончаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okonchaniya_im._prilagatelnykh_v_roditelnom_padezhe.rar109.03 КБ

Предварительный просмотр:

                     Урок русского языка в 4 классе.

Тема: Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего

         рода. 

Цель:     Формировать навык правописания окончаний прилагательных в родительном  

               падеже.

Задачи: 1) Развивать умение распознавать падеж имени прилагательного.

              2) Закрепить умение определять падеж имени существительного.

              3) Расширять словарный запас детей.

              4) Обучать основам исследовательской деятельности.

              5) Воспитывать внимательное отношение к людям, прививать культуру общения.  

Материалы, оборудование:

            мультимедийная установка, индивидуальные файлы с заданиями, карточки с  

            алгоритмами действий, презентация по теме.

Ход урока:

           1. Подготовительный этап, сообщение темы.

           

      Что общего в датах: 1 января, 13 января, 1 марта, 1 сентября? (СЛАЙД 1) Каждая из этих дат являлась на определённом историческом этапе началом нового года.

      Древние славяне праздновали Новый год в марте, в день весеннего равноденствия, а после Крещения Руси – 1 марта, справедливо считая, что сама природа своим пробуждением подсказывает людям, что настало время обновления.

     В 15 веке церковь перенесла Новый год на 1 сентября, считавшийся с библейских времен месяцем отдыха от житейских забот. На Руси в 1492 году великий князь Иоанн Васильевич Третий окончательно утвердил начало как церковного, так и гражданского года - 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины, различные оброки и т.д. и назывался этот день Днём сотворения мира.

 

   Позже в Европе началом Нового года стало считаться 1 января, 8 день после рождества Христова. Петр I в 1699 году, ради согласия с народами Европы, повелел: «впредь лета счисляти...с 1 генваря от Рождества Христова». Так, 1700 год в нашей стране встречали уже 1 января.  

     До1582 по всей Европе действовал юлианский календарь, который  ввёл в употребление Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры. Но календарь этот был не очень точным. Каждый год он отставал на 11 мин. 14 сек. За 128 лет накапливались целые сутки. В жизни одного человека эти сутки не имеют значения. А вот в истории человечества – огромное. Наконец, папа римский Григорий XIII собрался и провел реформу календаря, получив в 1582 году то, что мы знаем сейчас как григорианский календарь.    

     В России два календаря: государственный (григорианский) и православный (юлианский). Старый Новый год — это новогодний праздник, отмечаемый по юлианскому календарю (в ночь с 13 на 14 января). Кроме России такое положение дел сохранилось еще и в Греции, Сербии, Черногории, Македонии, Грузии, Румынии, в некоторых районах Швейцарии.

 

   Несколько веков  русские люди встречали Новый год по старому календарю. Теперь 1 января юлианского календаря совпадает с 14 января нового, григорианского. Традиция

праздновать Новый год до сих пор сохранилась. А раз сегодня предпраздничный день, то можно поздравлять друг друга, говорить друг другу пожелания. Какие пожелания вы хотели бы сказать друг другу?

 

   Я тоже приготовила для вас пожелания.(СЛАЙД  2) Нет ли среди них лишних?

- Не все пожелания являются новогодними. 

А теперь посмотрите на эти фразы с точки зрения русского языка и найдите лишнюю. (СЛАЙД 2)

- Во всех словосочетаниях существительные и прилагательные стоят в родительном падеже. Словосочетание «Спокойной ночи» лишнее, потому что в нём прил. ж. р., во всех остальных словосочетаниях прил. м. р .и ср. р., а они склоняются одинаково (СЛАЙД 2).

Сформулируйте тему сегодняшнего урока:

-Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. (СЛАЙД 3)

Какие вопросы стоят перед нами на этом уроке?

- На какой вопрос отвечают прилагательные в родительном падеже?

- Какие окончания имеют прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже? (СЛАЙД 3)

   Где можно использовать такие словосочетания, в которых сущ. с прил. стоят в родительном падеже?  

-В пожеланиях, поздравлениях.

    Изучив эту тему, ответив на поставленные вопросы, потренировавшись в написании прилагательных в родительном падеже, мы сможем составить красивое и грамотное поздравление всем тем, кто празднует Новый Год по старому стилю.

2.Чистописание: назвать все элементы, написанные на доске

- полуовал,

- прямая наклонная линия с петлёй внизу,

- прямая наклонная линия с петлёй вверху.

Выписать из алфавита все буквы, в которых есть такие элементы.

Б, В, в, д, Е, ж, З, з, с, у, х, э.

Какие буквы записали заглавные и строчные? (В и З). На второй строке пропишите их соединения.

3. Работа по теме урока:

    Сумеете ли вы самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы, не прибегая к помощи учебника? Чтобы с этим справиться, нужны определённые знания и умения. Что мы должны знать и уметь, чтобы ответить на эти вопросы (СЛАЙД 4)

Мы знаем                                                            

- прилагательные мужского и среднего рода склоняются одинаково;

- безударные окончания прилагательных пишутся так же как ударные;

- прилагательное стоит в том же числе, роде и падеже, что и существительное, к которому оно относится. (СЛАЙД 5)

Мы умеем

- определять падеж существительного (алгоритм),

- определять падеж прилагательного    (алгоритм).

- правильно писать безударные окончания прилагательных (алгоритм) (СЛАЙД5)

У вас на партах – конверты, в которых лежат части трёх алгоритмов. Вспомните основные ваши умения и соберите алгоритмы. (СЛАЙД 6-8)

А теперь, чтобы ответить на поставленные вопросы, вам нужно поработать с текстом.

Найдите и выпишите из текста существительные с прилагательными в родительном падеже, от существительного задавайте вопрос к прилагательному. (СЛАЙД 9)

     Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.  

                                                                                                                   (К.Г. Паустовский)

кота    (какого?)  рыжего      м.р., Р.п.

хвоста (какого?)  грязного    м.р., Р.п. (СЛАЙД 10)

     На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже

              к а к о г о ?

      -ого                            -его

доброго здоровья,       весеннего настроения,

весёлого отдыха;         хорошего дня. (СЛАЙД 10)

Выберете одно из словосочетаний и запишите себе в тетрадь. Обозначьте падеж им. прилагательного и покажите окончание.

4. Физкультминутка: Одолела вас дремота?

                                     Шевельнуться ль не охота?

                                     Ну-ка, делайте со мною упражнение такое:

                                     Вверх, вниз потянись,

                                     Окончательно проснись,  

                                     Руки вытянуть пошире,

                                     1, 2, 3, 4.

                                     Наклониться 3, 4,

                                     И на месте поскакать,

                                     На носок, потом на пятку.

                                     Всё, мы сделали зарядку.

5. Словарно-орфографическая работа. (СЛАЙД 11)

 1) Фразеологизмы, объяснить смысл и списать, вставляя безударное окончание

      прилагательного:

Как гром среди ясного неба (неожиданно, внезапно)

Гроша ломаного не стоит (никуда не годится, ничего не стоит)

Делить шкуру неубитого медведя (делит ещё несуществующую прибыль)

Не видеть света белого (не знать покоя, отдыха, нормальной жизни)

Петь с чужого голоса (бездумно повторять чьи-то слова)

       2) Письмо по памяти с предварительной подготовкой (текст на доске)

         

           Москва... как много в этом звуке

           Для сердца русского слилось!

           Как много в нем отозвалось!  

Словарные слова: Москва, много, русского.

Безударная гласная: слилось – слиться, отозвалось - отозваться.

Безударные окончания: в этом звуке – 2скл., П.п., Для сердца русского – м.р., Р.п.,

Непроизносимые согласные: сердца – сердечный.

Написание приставки: отозвалось.

 6. Закрепление темы урока:

        1) Игра «Эстафета» (по вариантам, чей ряд бы

стрее справится с обоими вариантами)

 а) Вставить пропущенные окончания             б) Вставить подходящие по смыслу слова:

     прилагательных с объяснениями:          

    Из ивановск____ ситца,                                       До __________ого дерева

    с высок____ здания,                                             от ___________его дождя

    до соседн____ дома,                                             из ___________ого шёлка

    возле стар____ дерева,                                         с ____________его утра

    до нов____ города,                                               из ___________его молока

    около лев____ берега.                                          с ____________ого берега

    у весенн____ ручья                                               до ___________ого озера

    с ясн____ неба                                                      от ___________ ого мороза  

       

  2) Практическое применение прилагательных в родительном падеже:

Мы хорошо поработали по теме урока и теперь можем приступить к составлению поздравительной открытки (У каждого ученика карточка с неполны текстом поздравления)

                           Дорогие ребята!

                 Поздравляем вас с Новым Годом!

Желаем вам ______________  здоровья, _______________  настроения, ____________  неба

над головой, ______________   пути под ногами. Пусть этот год принесёт вам исполнение самого ________________  желания, подарит самого _______________   друга, станет годом  _______________   успеха во всех делах.

          ________________   вам   _______________ года!

Слова для справок: синий, надёжный, крепкий, верный, счастливый, большой, заветный новый, отличный. (СЛАЙД 12)

Раздаточный материал

                          Дорогие ребята!

                 Поздравляем вас с Новым Годом!

    Желаем вам   ______________   здоровья,    _______________  настроения, ____________  неба  над головой,  ______________   пути под ногами. Пусть этот  год   принесёт   вам   исполнение  самого  ________________  желания, подарит   самого  _______________   друга,  станет  годом  ______________  успеха  во  всех  делах.

          ________________   вам   _______________ года!

Слова для справок: синий, надёжный, крепкий, верный, счастливый, большой, заветный новый, отличный.

В конвертах разрезанная таблица (по одному конверту на парту)

Найти слово в предложении,

с которым связано

существительное

Найти существительное,

к которому

относится прилагательное

Найти в предложении существительное,

к которому относится прилагательное,

определить род и падеж

Задать вопрос от этого слова

к существительному

Определить падеж

существительного

Вспомнить окончание прилагательного

в этом падеже

По вопросу определить падеж

существительного

По падежу существительного

определяется падеж

прилагательного

Сравнить окончание прилагательного

и окончание вопроса,

на который оно отвечает

Как определить падеж существительного?

Как определить падеж прилагательного?

Как правильно написать безударное окончание имени прилагательного?

Вставить пропущенные окончания            

     прилагательных:

   

    Из ивановск____ ситца,                                      

    с высок____ здания,                                            

    до соседн____ дома,                                            

    возле стар____ дерева,                                        

    до нов____ города,                                                                                                      

    у весенн____ ручья                                              

    с ясн____ неба                                                      

    около лев____ берега.                                          

Вставить пропущенные окончания            

     прилагательных:

   

    Из ивановск____ ситца,                                      

    с высок____ здания,                                            

    до соседн____ дома,                                            

    возле стар____ дерева,                                        

    до нов____ города,                                                                                                      

    у весенн____ ручья                                              

    с ясн____ неба                                                      

    около лев____ берега.                                          

Вставить пропущенные окончания            

     прилагательных:

   

    Из ивановск____ ситца,                                      

    с высок____ здания,                                            

    до соседн____ дома,                                            

    возле стар____ дерева,                                        

    до нов____ города,                                                                                                      

    у весенн____ ручья                                              

    с ясн____ неба                                                      

    около лев____ берега.                                          

Вставить пропущенные окончания            

     прилагательных:

   

    Из ивановск____ ситца,                                      

    с высок____ здания,                                            

    до соседн____ дома,                                            

    возле стар____ дерева,                                        

    до нов____ города,                                                                                                      

    у весенн____ ручья                                              

    с ясн____ неба                                                      

    около лев____ берега.                                          

Вставить пропущенные окончания            

     прилагательных:

   

    Из ивановск____ ситца,                                      

    с высок____ здания,                                            

    до соседн____ дома,                                            

    возле стар____ дерева,                                        

    до нов____ города,                                                                                                      

    у весенн____ ручья                                              

    с ясн____ неба                                                      

    около лев____ берега.                                          

Вставить пропущенные окончания            

     прилагательных:

   

    Из ивановск____ ситца,                                      

    с высок____ здания,                                            

    до соседн____ дома,                                            

    возле стар____ дерева,                                        

    до нов____ города,                                                                                                      

    у весенн____ ручья                                              

    с ясн____ неба                                                      

    около лев____ берега.                                          

Вставить пропущенные окончания            

     прилагательных:

   

    Из ивановск____ ситца,                                      

    с высок____ здания,                                            

    до соседн____ дома,                                            

    возле стар____ дерева,                                        

    до нов____ города,                                                                                                      

    у весенн____ ручья                                              

    с ясн____ неба                                                      

    около лев____ берега.                                          

Вставить пропущенные окончания            

     прилагательных:

   

    Из ивановск____ ситца,                                      

    с высок____ здания,                                            

    до соседн____ дома,                                            

    возле стар____ дерева,                                        

    до нов____ города,                                                                                                      

    у весенн____ ручья                                              

    с ясн____ неба                                                      

    около лев____ берега.                                          

Вставить подходящие по смыслу слова:

     

    До     __________ого дерева

    от      ___________его дождя

    из     ___________ого шёлка

    с       ____________его утра

    из     ___________его молока

    с       ____________ого берега

    до     ___________ого озера

    от     ___________ ого мороза  

Вставить подходящие по смыслу слова:

     

    До     __________ого дерева

    от      ___________его дождя

    из     ___________ого шёлка

    с       ____________его утра

    из     ___________его молока

    с       ____________ого берега

    до     ___________ого озера

    от     ___________ ого мороза  

Вставить подходящие по смыслу слова:

     

    До     __________ого дерева

    от      ___________его дождя

    из     ___________ого шёлка

    с       ____________его утра

    из     ___________его молока

    с       ____________ого берега

    до     ___________ого озера

    от     ___________ ого мороза  

Вставить подходящие по смыслу слова:

     

    До     __________ого дерева

    от      ___________его дождя

    из     ___________ого шёлка

    с       ____________его утра

    из     ___________его молока

    с       ____________ого берега

    до     ___________ого озера

    от     ___________ ого мороза  

Вставить подходящие по смыслу слова:

     

    До     __________ого дерева

    от      ___________его дождя

    из     ___________ого шёлка

    с       ____________его утра

    из     ___________его молока

    с       ____________ого берега

    до     ___________ого озера

    от     ___________ ого мороза  

Вставить подходящие по смыслу слова:

     

    До     __________ого дерева

    от      ___________его дождя

    из     ___________ого шёлка

    с       ____________его утра

    из     ___________его молока

    с       ____________ого берега

    до     ___________ого озера

    от     ___________ ого мороза  

Вставить подходящие по смыслу слова:

     

    До     __________ого дерева

    от      ___________его дождя

    из     ___________ого шёлка

    с       ____________его утра

    из     ___________его молока

    с       ____________ого берега

    до     ___________ого озера

    от     ___________ ого мороза  

Вставить подходящие по смыслу слова:

     

    До     __________ого дерева

    от      ___________его дождя

    из     ___________ого шёлка

    с       ____________его утра

    из     ___________его молока

    с       ____________ого берега

    до     ___________ого озера

    от     ___________ ого мороза  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...

Проверочная работа по теме: Безударное окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в Творительном и Предложном падежах. 4 класс.

Цель данной работы;  формировать умение детей писать правильно безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в Т.л и П.п....

Презентация: Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Творительном и Предложном падежах" 4 класс.

Цель работы: Способствовать формированию знания учащихся правильного написания безударныых окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и Предложных падежах....

Конспект урока по русскому языку "Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"

Урок русского языка в 4 классеТема: Правописание падежных окончаний  имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже».

В конспекте рассматривается тема "Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном паде". В игровой форме проходит знакомство с темой, формирование навыка правописания ок...

Урок "Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже"

Научить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже....