Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Солдаткина Анна Николаевна

В конспекте рассматривается тема "Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном паде". В игровой форме проходит знакомство с темой, формирование навыка правописания окончаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus._yaz._okonchaniya_imen_prilagatelnyh.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия №29»

         

Конспект урока по русскому языку

 в 4 классе по теме:

«Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже».

Подготовила Солдаткина А.Н.

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия№29»

г.о. Саранск

Цель урока.  Формирование навыка правописания окончаний  имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

Задачи: 
- изучать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже;
- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся;
- развивать орфографическую зоркость;

- воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.

              Ход урока.

1.Организационный момент.

    Доброе утро! Желаю , чтобы это утро и этот день были для вас по-настоящему добрыми.

2. Вступление.

     Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок- путешествие, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к земле знаний.( Слайд 1).

И мы продолжим наше плавание по теме «Окончания имен прилагательных».            Позвольте познакомить вас с маршрутным листом нашего путешествия:

    ( Слайд 2).

  Порт Чистописания

Море Словарных Слов

Остров Повторения

Шторм для Смелых и Отважных

Залив Закрепления

Архипелаг Дружных Экипажей

Мыс Поэзии

Порт Итог

   ( Выходят два ученика )

     1 уч.

 Кто за приключения?

Все: Все без исключения!

Давай поднимем парус

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось

Еще немало стран,

      2 уч.

Пока что не отрытых

 Или давно забытых!

Дорог в морях немало –

Смелее у штурвала!

3. Минутка чистописания.

А отправляемся мы из Порта Чистописания. (Слайд 3)

мМм  ЛлЛ  мМм  ЛлЛ

-На что похожи сочетания строчных и заглавных букв М и Л ?( Волны, волнение на море)

-Найдите закономерность расположения букв и напишите красиво сочетания.

4. Словарная работа.

     И вот мы уже в Море Словарных слов и думаем про наше путешествие.

-А  что это за слово путешествие? ( Словарное слово)

- Какие словарные слова на морскую тематику вы знаете?

- Я предлагаю вспомнить написание следующих словарных слов:  

     (Слайд 4)      

Про путешестви...

На корабл…

С экипаж…

К горизонт..

   Назовите орфограммы в этих словах, определите падежи существительных, объясните написание окончаний.

   Проверим. ( Слайд  5)

5. Повторение.

     Предлагаю подплыть к Острову Повторения.

-Ребята, подберите к каждому словарному слову подходящие по смыслу прилагательные.

- Запишем некоторые из них.( Слайд 6)

Про увлекательное путешествие

На большом корабле

С дружным экипажем

К далекому горизонту

   Определите падежи имен прилагательных , объясните.

Определите окончание, объясните.

Сделайте вывод!  ( Имена прилагательные согласуются в роде, числе, падеже с именем существительным.)

Составьте и запишите с этими словосочетаниями предложение.

6. Работа над новой темой.

    На таком корабле, да с таким экипажем, можно плыть к самому горизонту, на котором , по-моему, начинается Шторм, а это для Смелых и Отважных.

-А какие пословицы о смелости вы знаете?

-Я тоже приготовила для вас две пословицы, но слова в них случайно перепутались. Восстановите эти пословицы.

 (Слайд 7)

Трусливому, смелому, воину, уважение, презрение, а.

Боится, штык, смелого, не берет, смелого, пуля.

Смелому воину уважение, а трусливому презрение.

Смелого пуля боится, смелого штык не берет.

 (Слайд 8)

   Объясните смысл пословиц.

   Объясните написание окончаний имен прилагательных. ( По окончанию вопроса – какому?  Смелому, трусливому. Какого?  Смелого ).

  Ребята, мне показалось, что в вопросе какого? Слышится окончание  -ова, а в окончании прилагательного смелого  -ава. Что вы думаете по этому поводу? (Ребята высказывают свои предположения)

       Работа по таблице. (Слайд 9)

В каком падеже стоит прилагательное смелого? (Р.п.)

На какой вопрос отвечает? (Какого?)

   Казалось бы все очень просто, ставим вопрос какого? и пишем окончания ого ,его. Но у родительного падежа (  и только у него!) есть секрет: произносим какова?, а пишем окончания ого, его. Запомните этот секрет!

     Сформулируйте правило!

Сформулируйте тему нашего урока!

     Запишите вторую пословицу по памяти, выделите окончания, над прилагательными запишите падеж.

      С целью проверки обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

7. Первичное закрепление.

     Мы справились со штормом и плывем в Залив Закрепления.

   Откройте свои тетради на печатной основе на странице 27, упр. №2.

На какой вопрос отвечают прилагательные в этом упражнении ? ( Какого?) Значит в каком они падеже? ( Р.п.)

Какие окончания будем писать ? ( ого или его.)

    Первый ряд выписывает прилагательные с окончанием ого, второй –его.  

    В каком роде были употреблены имена прилагательные? (М.р. и с.р.)

-Уточните вывод!

- А почему в одних прилагательных окончание ого, а в других его? ( В зависимости от твердой и мягкой основы).

8. Физкультминутка.

9. Закрепление.

    Я напоминаю,  что мы находимся в Заливе Закрепления.

На доске вы видите вопросы. Напишите ответы, употребляя данные в скобках слова. Выделите окончания и определите падеж прилагательных.                        (Слайд 10)

  1. Откуда вышли грибники? (Старый сосновый бор)
  2. От кого получили письмо ребята? ( Известный писатель)
  3. Из чего шьют куртку моряка? (Толстое сукно)
  4. У кого ветвистые рога?(Северный олень).

   Например.

Д. Грибники вышли из старого соснового бора.

Старого, соснового -прилагательные в родительном падеже, окончания ого.

   Проверим  наши ответы. ( Слайд 11)

10. Групповая работа.

   На горизонте показался Архипелаг Дружных  Экипажей. А это работа для групп.

   Объединитесь в группы.

   Каждая команда получает лист со словосочетаниями. Первая команда выписывает словосочетания с прилагательными в родительном падеже, вторая- в дательном падеже,  третья- в творительном , четвертая- в предложном падеже. Кто быстрее, дружнее и тише!

  (Слайд 12)

Неуклюж..м медвежонком

К больш..й перемене

О праздничн..м дне

Из ближн..го села

Лучш..м подарком

В син..м море

От горяч..го молока

За крут..м поворотом

По скрипуч..й ступеньке

Из-за весел..го случая

К золот..му орешку

Хорош..м уроком

Для больш..го дела

О скучн..м разговоре

По зимн..му пути

На военн..м корабле

   После проверки (Слайд 13 )  каждая команда делает вывод о написании окончаний имен прилагательных в том падеже с которым работали.

11. Мыс поэзии.

   Я читаю отрывки из стихотворений. Найдите в них имена прилагательные в родительном падеже, назовите окончания.

  1. И дремлют пташки нежные

     Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

2. Перед домом на Садовой

    Сели мы в троллейбус новый.

    Из открытого окна

     Вся Садовая видна.

3. Пусть добрым будет ум у вас,

  А сердце умным будет.

  Вам от души желаю я,

  Друзья, всего хорошего.   (Слайд 14)

12. Итоги урока.

    Давайте и мы пожелаем друг другу всего хорошего и доброго!

    А  мы с вами  добрались до Порта Итог.

-Кто подведет итог урока?

-Ответьте, пожалуйста, продолжая схему.( Слайд 15)

             

Мне      понравилось

                    Захотелось

 Я              запомнил

   Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Молодцы!

Неуклюж..м медвежонком

К больш..й перемене

О праздничн..м дне

Из ближн..го села

Лучш..м подарком

В син..м море

От горяч..го молока

За крут..м поворотом

По скрипуч..й ступеньке

Из-за весел..го случая

К золот..му орешку

Хорош..м уроком

Для больш..го дела

О скучн..м разговоре

По зимн..му пути

На военн..м корабле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».

Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».  Тема«Правописание безударных падежных окончаний...

Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

Конспект  и презентация урока русского языка в 4 классе. Работа построена на основе деятельностного метода с получением продукта на основе изученного материала. Виды работы на уроке позволяют зак...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.Цели деятельности учителя: формирование умения правил...

Конспект урока русский язык 4 класс "Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"

Цель урока: Сформировать представление о написании  окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.Развитие умения распознавать падеж имен прилагательных; развива...

Урок "Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже"

Научить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже....