Урок русского языка. Текст-рассуждение. 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Суркова Ирина Григорьевна

Урок руссого языка. Текст-рассуждение. 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока

по русскому языку

с презентацией

по теме « Текст-рассуждение. Написание мини-сочинения. »

3 класс

Технология проблемно-диалогическая, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных достижений

Автор разработки: Суркова Ирина Григорьевна

2013 год

2.Методическая разработка урока

Цель урока: формирование представления о рассуждении, как типе речи, умения составлять тексты рассуждений.

Задачи урока:

  • Совершенствование  речевой практики учащихся
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  • Формирование умения применять орфографические правила ( в объеме изученного) при записи собственных сочинений
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе

2.2. Содержание учебного материала

  • Знакомство с понятием « текст рассуждения», установление сходства и различия этого типа текста с текстами описания и повествования
  • Значение текста рассуждения в жизни
  • Особенности  текстов рассуждения
  • Составление небольших текстов рассуждения по заданной теме и плану
  • Написание сочинений - рассуждений после лексической и орфографической подготовки

Опорные понятия: рассуждение,  слова-связки, части текста, заголовок, план, опорные слова, цитата.

Технологии: проблемно – диалогическая, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных достижений

Планируемые результаты урока

Личностные результаты

  • Положительное отношение к языковой деятельности
  • Развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы  из спорных ситуаций

Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД

  • Самостоятельное формирование темы и цели урока
  • В диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и других

Познавательные УУД

  • Использование разных видов чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное)
  • Использование справочной литературы
  • Установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД

Высказывание и обоснование своей точки зрения

Слушание и слышание других, коррекция своей точки зрения

Предметные УУД

  • Определение типа текста, распознавание текстов
  • Самостоятельный выбор типа текста, формулирование главной мысли текста
  • Составление текста -рассуждения
  • Самостоятельное чтение про себя
  • Выборочное чтение

Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Постановка цели,

проблемы, сообщение темы урока.

1.Актуализация знаний.

2.Постановка учебной задачи.

 

3. Объявление темы урока.

II. Открытие новых знаний. Подготовка к сочинению.

1.Знакомство с основными признаками текста - рассуждения.

2.Первичное закрепление знаний.

Физминутка

III. Самостоятельное написание текста.

1.Творческая работа.

IV. Анализ сочинений.

V.Презентация работ.

VI. Домашнее

задание

VII. Рефлексия.

VIII. Самооценка

-Сегодня на уроке мы продолжим работу по развитию речи.

Слайд 1

- В начале урока я хочу вас спросить, какое слово на свете самое беспокойное, самое любознательное. Оно, по словам Джанни Родари «гуляет по свету, оно забирается во все, что мы с вами видим, слышим, трогаем, нюхаем. Оно заставляет людей, не только маленьких, но взрослых, задавать массу полезных и нужных вопросов».

-Кто догадался, что это за слово?

-Эти слова заставляют людей думать, рассуждать, доказывать.

- Скажите, чем будем заниматься на уроке.

- Сегодня на уроке мы будем рассуждать, доказывать и напишем сочинение.

- Вспомним, как называются тексты, в которых мы что-то доказываем, рассуждаем, доказываем?

Тема урока: Тест-рассуждение Слайд 3

- Из каких частей он состоит?

Слайд 4

Какие слова связывают эти две части?

- Попробуем ответить  на некоторые «почему». Составим небольшой текст- рассуждение, используя слова-связки.

1 группа: Почему лягушек и жаб называют земноводными?

2 группа: Почему происходит смена времен года?

3 группа: Почему каменный  уголь назвали каменным?

-Можно ли поменять местами части текста- рассуждения?

-Давайте попробуем то сделать.

- Но не всегда бывает так легко ответить на все « почему». Даже папы и мамы не всегда знают ответ и тогда на помощь нам приходят…

- Они есть в каждом доме, всем доступны

-Книги- молчаливые  и скромные помощники, готовые ответить на все наши почему.

- Дома вы составляли тект-

рассуждение на тему: «Почему воз не сдвинулся с места» по басне И.А.Крылова « Лебедь, Щука и Рак»

-Кто хочет прочитать свое сочинение?

- У кого удачнее сочинение?

Почему? ( более убедительно)

Что вам понравилось?

Что получилось?

-Одним из способов сделать объяснение более убедительным является введение в текст рассуждения цитаты.

-Кто знает, что это такое?

 -Обратимся за помощью к книге. Найдем ответ в толковом словаре Даля.

- Найти нужную цитату не просто. Попробуем это сделать. Подтвердите свое объяснение текстом басни, отрывком из нее.

Распознавание текстов рассуждений

- Прочитайте тексты и найдите  тексты-рассуждения

-Докажите, что это текс рассуждения.  Ведь в нем нет вопроса  « Почему?»

-Сколько в тексте доказательств?

-Прочитай каждое.

 -Как в тексте выделено каждое доказательство?

-Что объясняется в тексте?

 

-Приходилось ли вам в жизни спорить , доказывать что-то? Удалось ли тебе убедить кого-то , отстоять свою точку зрения?

Очень важно каким тоном это делать.

Когда вежливый человек что- доказывает, спорит, он начинает свое рассуждение словами: я думаю, мне кажется,…тем самым показывая, что он прислушивается к мнению других людей, уважает чужое мнение, уважает  собеседника.

    Работа в группах. Составление текста- рассуждения.

-Почему так говорят?:

1 гр. –Прочел новую книгу – встретился с другом.

2 гр. –Чтение –лучшее учение.

3 гр. – Не на пользу книги читать, если только вершки в них хватать.

 

 

На доске появляется план будущего сочинения с опорными словами

  1. Чем является книга для человека.
  2. Что узнаем из книг.
  3. Чему учит книга.

Написание сочинение-рассуждение « Почему надо беречь книги?»

О чем будем писать

Зачем, с какой целью

Что напишем в основной части

Как закончим сочинение

Учитель помогает детям, которые поднимают сигнальную

карточку.

- Прочитайте в группах свои сочинения, выберите лучшее, с точки зрения соответствия типу выбранного текста и полноты раскрытия темы.

-Подведем  итоги.

-Выслушайте выступления  и оцените работу своей группы и других групп.

-Соответствует ли сочинение типу текста? Докажите.

-Насколько раскрыта тема?

Написать сочинение рассуждение на любую тему

-Закончите предложения:

Я понял что…

Было интересно…

Было трудно…

У меня получилось…

На следующем уроке….

Слайд 10

-Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе отметку. После проверки сочинения, я поставлю  рядом свою отметку.

-Спасибо за работу на уроке.

-Почему? Зачем? Отчего?

Слайд 2

-Тест-рассуждение

- Из того, что надо доказать(объясняемое) и из доказательства (объяснение)

-Слова-связки: потому что, так как, ведь…

Работа в группах

-Лягушек и жаб называют земноводными, так как они живут и на воде и на земле.

Слайд 5

-Смена времен года происходит потому, что Земля вращается вокруг Солнца.

Слайд 6

-Каменный уголь назвали каменным, ведь он твердый как камень. Слайд 7

-Да

Дети в группах работают и приходят к выводу, что меняя местами части текста, меняются слова- связки

Слайд 8

- Книги

2-3 человека зачитывают свои сочинения

« Цитата-«ссылка на кого-либо, приведение его слов» .Подтверждение объяснения словами текста.

Слайд 9

Ребята обсуждают в группах и высказываются.

-Лебедь, Щука и Рак не смогли сдвинуть воз с места, потому что не смогли согласовать свои действия, не договорились. Вот как об этом написано в басне: «Поклажа бы для них казалась и легка, да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в море»

Рабочий лист.

Дети работают в парах.

- Такой вопрос можно задать к тексту.

-Несколько.

-Словами: во-первых, во-вторых, наконец…

- Почему люди строят  дома из кирпича

Дети высказывают свое мнение, обсуждают, делают вывод.

-Книга-друг, так как дарит веселое настроение, заставляет смеяться, утешает в горе…

-Книга- источник знаний, раскрывает тайны природы и животного мира, показывает и объясняет строение человека, вселенной, объясняет слова и явления…

-Книга- наставник, учитель, учит любить, дружить , жить, быть справедливым, добрым, благородным, воспитывает волю, характер формирует, заставляет задуматься над своими поступками, над смыслом жизни.

Индивидуальная работа.

Самостоятельное написание текста. Использование орфографических словарей, сигнальных карточек.

Зачитывание текстов в

группах, обсуждение, выбор лучшего.

Объяснение выбора.

Оценивают по шкале выступление  своей группы и других групп.

У каждой группы листок с тремя шкалами( по количеству групп). Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Текст-рассуждение" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о понятии текст-рассуждение, его отличительныхпризнаках.Планируемые результатыПредметные:- уметь определять вид текста (описание, по...

Конспект урока русского языка: "Текст-рассуждение" ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Текст-рассуждениеЦели деятельности учителя: формирование знаний о структуре текста-рассуждения и его признаках, формирование умений составлять текст-рассуждение, распознавать текст-рассуждение с...

Конспект урока русского языка «Текст-рассуждение» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями текста-рассуждения, развитие умения употреблять в тексте глаголы.Планируемые результатыПредметные:- знать, что такое текст-рассуждение;- знать о...

Конспект урока по русскому языку «Текст-рассуждение» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Текст-рассуждение»Цели деятельности учителя: формирование понятия о тексте – рассуждении, его отличительных признаках текста-рассуждения.Планируемые результатыПредметные:- зна...

Конспект урока по русскому языку «Текст-рассуждение» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста-рассуждения; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографическую зоркость; воспитание аккуратность в работе.Планир...

Конспект урока русского языка «Текст-рассуждение» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста-рассуждения; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографическую зоркость; воспитание аккуратность в работе.Планир...

Технологическая карта урока русского языка "Текст-рассуждение " 2 класс, УМК «Школа России»

Тема урока: «Текст-рассуждение»Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель урока: формирование знаний о текста-рассуждения, его особенностях и структуре. Задачи уро...