«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»
статья по русскому языку на тему

Барулина Марина Геннадьевна

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»

     В настоящее время проблемы развития связной речи находятся в центре внимания методической науки. Важность данного вопроса диктуется тем, что учащиеся всех классов, начиная с первого и заканчивая одиннадцатым, не всегда могут выразить мысль, передать и высказать своё мнение так, чтобы собеседник их понял.

К.Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь из родного слова».

Роль языка в развитии мышления и речи ребёнка, в воспитании эмоции и воли определена самой природой, самой сущностью языка  - быть средством связи между человеком и окружающим его миром, окружающей действительностью. Без языка невозможно существование общества, невозможен обмен мыслями между людьми, передача и хранение информации.

В процессе обучения совершенствуются речевые функции: коммуникативная, познавательная, регулирующая.

В наше время в педагогике и психологии широко исследуется вопрос о формировании личности ребёнка. «Индивидуальность составляет естественную основу развития личности и базируется на природном генофонде, обуславливающем задатки, способности. Таланты человека. Все существенные силы ребёнка изначально наделены биоэнергией, которая обеспечивает процесс их развития».

Индивидуальность проявляется в творчестве. Одним из видов такой творческой деятельности является сочинение. Выбор сочинения в качестве средства формирования творческого подхода обуславливается тем, что сочинения открывают широкие возможности для творческого использования изобразительных средств языка, построения предложений различных конструкций с целью выражения собственного отношения к теме и замысла высказывания. Сочинения развивают умения делать краткие зарисовки каких-либо картин из жизни людей, природы и т.п. Сочинения носят творческий характер, проявляющийся в выборе слов, замысле и его реализации, в выборе собственного направления в раскрытии темы, в формулировки вводных и заключительных предложений текста. В таких творческих работах раскрывается личность, проявляется индивидуальность.

Уроки развития речи открывают широкую возможность для формирования творческого подхода к созданию собственных высказываний. Использование этих возможностей является одной из важных задач в речевом развитии учащихся.

В связи с этим целью исследования является выявление методических условий, способствующих формированию у младших школьников творческого подхода к созданию текста в процессе работы над сочинением.

Объектом исследования является совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на развитие творческого подхода в процессе обучения сочинению.

Предметом исследования является проявление творческого подхода к созданию текста в процессе работы над сочинением.

Гипотеза исследования: формирование у младших школьников творческого подхода к созданию текста в процессе работы над сочинением окажется возможным при соблюдении следующих методических условий:

1. Включение в систему обучения личностно-значимых тем, вызывающих интерес и потребность высказаться;

2. Предоставление учащимся самостоятельности в выборе стиля и жанра высказывания в рамках предложенной темы;

3. Формирование комплекса умений, направленных на различные стороны текста как продукта творческой речевой деятельности;

4. Ориентация учащихся на оригинальность в раскрытии темы сочинения;

5. Устранение учителем недочётов в творческих работах учащихся с учётом следующих подходов:

  • внимательного отношения к авторскому замыслу;
  • максимального сохранения формы выражения избранной учеником;
  • сохранения стиля автора, особенностей его речи.

Лингвистические основы обучения речи.

 Характеристика текста как речевой единицы

Как известно, есть особый, специфический вид общения между людьми  с помощью письменных текстов. В нём участвуют автор и читатель, а текст является между ними посредником. Текст – это определённая реальность: за ним всегда стоит автор. Текст – это авторское открытие, осознание им тех или иных сторон действительности и его умения выразить эту действительность средствами языка.

В процессе, ведущем к пониманию, как бы взаимодействуют две силы: сам текст и то, что происходит в психике человека во время восприятия читаемого. Читатель воспринимает текст через сигналы. Такими сигналами являются слова, словосочетания, предложения, а также взаимосвязь между ними.

Понимание текста зависит, во-первых, от умения читателя воспринимать обращённые к нему сигналы, во-вторых, от умения на них реагировать

Предложения, объединённые по смыслу и грамматически, рассматриваются как текст. Текст тоже познаётся учащимися как единица сообщения, только более крупная, чем предложение. С помощью текста можно передать развёрнутое сообщение на определённую тему, описать предмет или явление, доказать и убедить в чём-либо своего собеседника

Тема – это предмет речи, то, о чём говорится в сочинении или в изложении, вопрос, который требуется раскрыть в высказывании. Основная мысль – это ответ на поставленный темой вопрос. Тема и основная мысль высказывания обычно отражаются в плане высказывания.

Зависимость высказываний от условий и задач общения рассматривается стилистикой.

Стиль – это одна из дифференциальных разновидностей языка, языковая подсистема с  своеобразным словарём, фразеологическими сочетаниями, оборотами и конструкциями, отличающаяся от других разновидностей, в основном, экспрессивно-оценочными свойствами составляющих её элементов и обычно связанная с определёнными сферами употребления речи; то, что эти разновидности или подсистемы являются дифференциальными, выявляется особенно ясно тогда, когда элементы одного стиля контрастируют с элементами другого.

Нас же интересует индивидуальный стиль, содействующий творчеству, обеспечивающий осмысленный и мотивированный выбор слов для написания собственных высказываний.

Индивидуальный стиль – это совокупность основных стилевых элементов, неизменно присутствующих в произведениях данного автора в определённый период его творчества или распространяющихся на всё его творчество в целом, своеобразие (специфика) приёмов словоупотребления, конструкций и т.п., характеризующее устную или письменную речь отдельного лица, независимо от его отношения к писательской деятельности.

В стиле речи отражены особенности умственной и трудовой деятельности человека, т.е. стиль речи тесно связан с направленностью личности.

 Индивидуальный стиль характеризует речь отдельного лица, обеспечивает осмысленный выбор слов для написания собственных высказываний. Рассматривать индивидуальный стиль мы будем с точки зрения творческого подхода к выбору слов, к выбору собственного направления в раскрытии темы, к формулировке вводных и заключительных предложений текста.

Творчество – это созидание, это деятельность, результатом которой является созидание новых материальных и духовных ценностей.

Необходимо создавать такие средства воздействия на процесс формирования речевых умений и навыков учащихся, при которых совершенствовалась бы их речь, проявлялась бы индивидуальность, была бы потребность в творчестве, в открытии нового для самого себя.

Комплекс речевых умений

В системе обучения предусматривается овладение такими видами работы с текстом, как восприятие, воспроизведение, создание высказывания, следовательно, возникает необходимость учёта связей между умениями воспринимать и излагать готовый текст и создавать собственный.

В ней выделены те умения, при формировании которых, открывается возможность развивать творческий подход к созданию текстов учащихся.

Как при восприятии, так и при воспроизведении и создании высказывания объектом деятельности учащихся является текст, представляющий собой единство трёх сторон – содержания, структуры и речевого оформления.

 Г. С. Щёголева выделяет следующие умения:

  • умения информационно – содержательного характера, обеспечивающие содержательную сторону текста, т.е. умения получать информацию для высказывания, определить и раскрыть тему и основную мысль текста, умение отбирать материал в соответствии с темой и основной мыслью и раскрыть микротемы текста;
  • структурно – композиционные умения, обеспечивающие правильное построение текста. Это умения выделять части в тексте, строить вводное и заключительное предложения, умения составлять план, формировать части текста, последовательно излагать содержание;
  • умения использовать языковые средства, обеспечивающие правильность,  ясность, богатство и стилистическую точность речи. Умения правильно и стилистически точно употреблять слова в речи, выбирать из синонимического ряда слово, наиболее соответствующее замыслу высказывания, синонимы и антонимы, способствующие созданию яркого, образного, выразительного высказывания в художественном стиле;

--  умения, связанные с совершенствованием текста

 --  умения находить в тексте ошибки, недочёты в тексте и вносить необходимые исправления

С помощью сочинений происходит осмысление изучаемого, совершенствуется стиль, выразительность и композиция связных высказываний. В них с наибольшей силой и выразительностью отражается внутренний мир ученика. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает школьника осмысливать, оценивать и систематизировать увиденное, пережитое, усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает веру в себя, в свои силы и возможности.

Сочинение – творческая работа, оно требует наивысшей самостоятельности, активности, увлечённости. В сочинениях письмо приобретает средство правильного оформления собственной мысли. В сочинениях языковая теория соединяется с речевой практикой.

В процессе обучения сочинению реализуется умения, способствующие развитию творческого подхода к созданию текста.

Сочинения-миниатюры выполняются на уроке в течение 10 –15 минут. Их целью может быть тренировка в использовании каких-либо стилистических приёмов, изобразительных средств языка, тематических словарей, в построении предложений определённой конструкции, а также активизация словаря, навыки делать краткие зарисовки каких-либо картин из жизни людей, природы и т.п. Сочинения-миниатюры могут проводиться довольно часто, они могут быть основой при написании развёрнутых сочинений, их можно использовать на уроках русского языка в связи с изучением грамматико-орфографических тем и других.

Итак, сочинения-миниатюры являются удобным приёмом подготовки учащихся к развёрнутым сочинениям, позволяют создать условия для проявления творческого подхода в разных аспектах, связанных с созданием текста

Выводы

Анализ психологической и лингвометодической литературы позволил сформулировать основные положения, которые стали теоретической основой исследования.

1. Формирование творческого подхода основывается на индивидуальном восприятии окружающего мира и его отражения в речи, а также особенностей речевого развития учащихся.

2. Необходимо создавать условия, в которых у учащихся возникает потребность в творчестве, в открытии нового для самого себя. В речевой деятельности творчество учащихся проявляется и в построении предложений разнообразных конструкций, и в создании текста различных типов, и в изобретении образных оборотов речи, и в других языковых средств выразительности.

3. Наибольшую возможность проявления творческого подхода предоставляет художественный стиль. Признаки художественной речи: сфера применения высказывания, задача речи, стилевые черты, языковые средства позволяют раскрыть индивидуальную речь ученика, его творческий подход к созданию текста.

4. Проявление творческого подхода к созданию текста требует осознанное овладение речевыми умениями для сознательного восприятия, воспроизведения и создания собственного высказывания.

5. Одним из средств формирования творческого подхода является сочинение, иными словами творческая работа, требующая наивысшей самостоятельности, активности, увлечённости,  позволяющая совершенствовать стиль, выразительность и композиционную связность высказываний;

6. Необходимо вести работу по предупреждению и устранению речевых ошибок. Придерживаться принципов по исправлению текстов учащихся:

  • внимательного отношения к авторскому замыслу;
  • максимального сохранения формы выражения, избранной учеником;
  • сохранения стиля автора, особенностей его речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие работы учащихся на уроках по развитию речи

Сочинение по картине К.Ф.Юона "Волшебница зима"...

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ...

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

НМР состоит из 2 основных глав:ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХГЛАВА 2  ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (написание сочинений).

В статье рассматривается методика  написания сочинения по картине. В ходе работы над текстом развивается  воображение детей, фантазия....

Развитие речи учащихся на уроках русского языка посредством написания сочинений по наблюдениям и по картинам (из опыта работы)

Развитие речи школьников - одна из главных задач деятельности учителя начальных классов. И качество дальнейшего обучения и воспитания во многом зависит от успешной ее реализации. В выступлении раскрыт...