Урок по русскому языку "Я умею писать..."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Лысенко Тамара Федоровна

Тема урока: "Я умею писать..."

Цель урока: повторить ранее освоенные жанры письменной речи, их особенности.

Тип урока: урок повторения знаний с использованием интерактивной доски.  Используются технологии: активных методов обучения, уровневой дифференциации, здоровьеформирующие технологии, ИКТ,  проектные технологии, технология формирования общеучебных умений.

Форма организации  урока: коллективная, парная, индивидуальная.

Преподавание русского языка  ведётся по учебнику «Русский язык» УМК «Гармония». Авторы  Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. По календарно- тематическому планированию урок входит в состав темы: Речь, речевая деятельность. Продолжаем учиться хорошей речи.

В ходе урока учащиеся смогут:

-самостоятельно находить информацию;

-работать в команде над решением одной проблемы;

-планировать и реализовывать проектную деятельность;

-устанавливать связи между теоретическими знаниями и практической деятельностью;

-выступать перед аудиторией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Тема: Я УМЕЮ ПИСАТЬ…

Цель урока: повторить ранее освоенные жанры, их особенности.

Личностные УУД: 

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося,
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • способствовать формированию бережного отношения к слову,
  • развивать самостоятельность, настойчивость, чуткое отношение к близким.

Регулятивные УУД:

  • формировать умение понимать учебную задачу урока;
  •  осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • планировать свою проектную деятельность.

Познавательные УУД: 

  • общеучебные: развивать умение структурировать полученные знания и оценивать их;
  • логические: развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, анализировать, синтезировать.

Коммуникативные УУД: 

  • развивать организационные умения, самоорганизацию и организацию своего рабочего места;
  •  мотивацию к деятельности;
  • развивать умение выражать свои мысли и чувства с помощью письменной речи.

Предметные УУД: 

  • повысить интерес к жанрам письменной речи;
  • обратить внимание учащихся на ценности родного языка.

Метапредметные УУД: 

  • формировать у детей младшего школьного возраста целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.

Планируемые результаты:

Учащиеся приобретут следующие умения:

  1. Научатся основам элементарного рассуждения.
  2. Пополнится словарный запас учащихся.
  3. Смогут научиться передавать содержание, выделять главную мысль, устанавливать смысловые связи.
  4. Научатся сравнивать, аргументировать свои высказывания.

Учащиеся смогут:

-Самостоятельно находить информацию.

-Работать в команде над решением одной проблемы.

-Планировать и реализовывать проектную деятельность.

-Устанавливать связи между теоретическими знаниями и практической деятельностью.

-Выступать перед аудиторией

Тип урока: урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

ОБОРУДОВАНИЕ:  компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация для ИД, карточки для инфо-карусели, сердечки для психологического настроя материал для проектной работы.

Ход урока.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

I. Орг момент. Инициация

(Создание благоприятного психологического настроя)

Метод "Здороваемся глазами"

Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу

Технология проведения:

Ученики здороваются глазами.
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

III. Целеполагание. Формирование ожиданий учеников.

Метод «Что у меня на сердце»

Цель: подведение  учащихся к формулированию темы и цели урока.

Задача: мотивировать детей на достижение целей  урока

Метод: адаптированный

Подготовка: ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

 - Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное,  а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

II. Актуализация знаний. Введение в тему урока. Вхождение и погружение в тему.

Метод «Инфо-карусель».

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока: карточки-рисунки. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания: подпишите и определите что общего у этих слов. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.

Фаза 2    «Работа над темой»

III. Работа по теме урока. Проработка содержания темы.

  1. Коллективное разгадывание кроссворда в ТПО № 618 (параллельно работа с кроссвордом на ИД)

– С первого класса мы учимся письменно обращаться к людям, создавать небольшие произведения.

– Давайте же вспомним виды этих произведений. А поможет нам кроссворд.

– Откройте в тетради-задачнике упр. 618.

(Дети читают задание и разгадывают кроссворд.)

– Так что же мы умеем писать?

– Как продолжить заголовок?

2. Работа в парах.

(Детям предлагаются карточки, на которых напечатаны тексты.)

– Прочитайте тексты на карточках, постарайтесь определить, к какому виду относятся они.

1. Для приготовления бульона необходимо взять 1 кг мяса с костью, промыть его, залить 4 л холодной воды, довести до кипения и варить на медленном огне 2,5–3 часа.

2. Без ног, без крыльев оно,

 Быстро летит, не догонишь его.

3. С юбилеем! Желаем здоровья, счастья, успехов во всех начинаниях, удачи.

4. Выезжаю 16 декабря. Встречай.

5. А сколько появилось в лесу грибов! Они выглядывают повсюду: из-под засохших стеблей травы и из-под серых прошлогодних листьев. Тут и стройные подберёзовики в тёмно-коричневой шапочке. Тут и нарядные подосиновики с оранжевой круглой головкой, похожие на увядший листок. Тут и розовые волнушки, и рыжие рыжики.

6. Сынок! Разогрей на обед гороховый суп. Я немного задержусь на работе.

7. Здравствуй, Саша!

Давно собирался тебе написать, но как-то всё не хватало времени. Я серьёзно увлёкся коллекционированием марок. Всё свободное время читаю книги о них. Оказывается, мир марок очень богат. Когда ты приедешь, я обязательно расскажу тебе о самых редких и ценных марках.

Приезжай поскорее. Я очень соскучился. Расскажи о себе. Я буду ждать.

До свидания. Твой друг Славик.

8. Когда я был совсем маленький, я очень любил ходить с дедом на рыбалку, мне нравилось, когда дед терпеливо объяснял, как завязывают леску на крючке, как насадить на крючок наживку. Мы долго сидели молча, глядя на поплавок. И даже если улов был совсем невелик, мы возвращались домой довольные и счастливые.

9. Перед выключением стиральной машины необходимо проверить, выполнена ли заданная программа, освобождён ли бак от воды.

3. Самостоятельная работа.

– Вы, работая в парах, легко справились с поставленной задачей. Теперь пора попробовать свои силы без помощи товарища.

– Выполните задание в упр. 619:

  1. Определить вид текста и надписать название

-письмо;

-поздравление;

-загадка;

-телеграмма.

2)Проверка.

– По каким особенностям вы узнали вид текста? Расскажите.

    3)Заполнить пропуски букв.

     Проверка.

– Какие орфографические задачи решали?

– Какие слова из словаря вам потребовались?

– Какие ошибкоопасные места в слове «поезд»?

4)Выбрать любой вид текста и закончить его.

     Проверка.

  1. Проектная деятельность. Работа в группах.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Учитель:

Прочитать пословицу

“Хорошее слово половина счастья”

- Как вы понимаете эту пословицу?

 - Конечно, ребята, вы правы. Хорошее, доброе слово улучшает настроение, поэтому мы чувствуем себя счастливее. Хорошее настроение нужно нам всегда.

- Скажите, а когда особенно необходимо принести человеку радость?

- Подходит к концу учебный год. И по нашей традиции у нас в классе состоится праздник «Прощания с 3-им классом». Сейчас мы подготовим к празднику несколько текстов разных жанров. Работать будем в группах. Давайте повторим правила работы в группах.

- Очень важными и дорогими гостями на этом мероприятии будут ваши родители.

1-ая группа : составит приглашение для родителей.

Давайте вспомним особенности написания приглашения.

План

1. Кому адресовано приглашение.

2.Какому событию посвящено приглашение.

3.Во сколько состоится и по какому адресу.

4. Подпись.

2-ая группа:  составит текст  о нашем классе.

- Заполните пропуски в тексте так, чтобы получился рассказ о нашем классе.                                          Дружные, добрые и весёлые.

Уже 3 года мы вместе, вместе учимся в одном классе! Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады видеть своих________________________________. Мы скучаем, когда долго ________________.

В нашем классе учится  6  __________________ и 5  __________________. Девочки _________ и ________________ ,а мальчики ___________________ и _________________. В нашем классе никогда не бывает ____________________.

3-я группа : напишет поздравление своим одноклассникам.

 Давайте вспомним особенности написания приглашения.

1.Обращение.

2. Информация о том, с чем поздравляют.

3. Пожелание.

4. Подпись и дата.

  1. Предоставление результатов проектной деятельности: каждая группа поочерёдно представляет свой проект.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

IV.Рефлексия.

Учитель:

-Давайте вернёмся к теме нашего урока и продолжим предложение «Я умею писать…»

Метод  «Составление кластера»

http://festival.1september.ru/articles/564804/img1.gif

- Как же теперь у вас на сердце: тяжело или легко? Почему?

Упражнение «Комплименты»

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов.

VI. Домашнее задание (разноуровневое):

1) Повышенный уровень:

- составить текст-воспоминание «Чем мне запомнился этот учебный год»;

2) Средний уровень:

- восстановить текст о весне (текст дан на карточке)

______ ______ солнышко. ______ дует ______ ______. По небу ______ ______ ______. Шелестят ______ ______. Солнечный ______ играет в ______ зелени. Приятно ______ по ______ ______, подышать ______ ______, послушать ______ ______. На сердце становится ______ и ______.

  1. Низкий уровень. Восстановите текст.

Далеко-далеко (что делала?) … песня жаворонка по полям, по лугам и даже по (каким?) трущобам.

Заслышав эту весеннюю песню, (как?) … полезли из (чего?) …, из …, из … все, кто скрывался (от какого?) …. холода. Жучки, паучки, букашки (что делали?) … на солнышко, (что делали?) … там, (что делали?) … крылышки, усики, ножки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать письмо" 7класс

Конспект разработан для учвщихся школ 8 вида, 7 класс...

конспект урока по русскому языку "учимся писать письмо"

конспект урока по русскому языку "учимся писать письмо"...

открытый урок по русскому языку «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова».

Тема урока: «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова». Цели урока:Обучающие: обобщить знания о написании безударных гласных, парных согласных в корне слова.Развивающие: развивать па...

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать слова с двумя корнями"

Данный материал содержит конспект урока по русскому языку "Учимся писать слова с двумя корнями"...

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать суффиксы ик, ек" 2 класс

Может быть использован на уроках русского языка с целью работы над суффиксами....

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» 2 класс "Начальная школа 21 века"

Цели и задачи:Формировать умение видеть орфограмму в корне слова;Уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;Развивать орфографическую зоркостьРазвивать внимание, мыш...