Творческое изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Никифорцева Анна Андреевна

Важнейшей задачей обучения русскому языку в начальных классах является обучение текстовой деятельности учащихся.

Тип урока: развитие речи

Цель: научить писать творческое изложение по рассказу Л.Н Толстого "Воробей на часах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozhenie_vorobey_na_chasakh.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя  общеобразовательная школа №14

имени К.С.Федоровского»

г.Юрги Кемеровской области

Творческое изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах»

Подготовила:

Никифорцева Анна Андреевна,

учитель начальных классов

г.Юрга

2014

Тема: Творческое изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах»

Вид: творческий пересказ на основе рассказа Л.Н. Толстого «Воробей на часах»

Тип: развитие речи

Цель: научить писать творческое изложение

Задачи:

Образовательная: повторить знания о типах текстов, совершенствовать умение составлять план, пересказывать текст с изменениями, учить использовать авторский язык, совершенствовать способности редактировать текст, учить предупреждать речевые ошибки.

Воспитательная: воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого.

Развивающая: обогащать словарный запас, совершенствовать письменную и устную речь, развивать память, внимание, творческие способности.

Литература: рассказ Л.Н. Толстого «Воробей на часах» для каждого ученика.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примеч.

I. Орг. класса

II. Под-готовка к пер-вичному восприя-тию.

III. Пер-вичное восприя-тие.

IV. Ана-лиз пер-вичного восприя-тия.

V. Язы-ковая подго-товка.

VI. Вто-ричное восприя-тие

VII. Соз-дание письм. выска-зывания

  1. Приветствие.
  2. Слово-инструктаж.

- Проверим готовность к уроку, все ли принадлежности на местах.

  1. Сообщение темы и целей.

- Сегодня мы пишем изложение. Кто помнит, что это такое?

-Но не простое изложение, а творческое. Как вы понимаете такое сочетание слов?

- Это необычное изложение, сегодня вы превратитесь в одного из героев рассказа. Будете писать историю, будто она произошла с вами.

  1. Сообщение типа, стиля и жанра текста.

- Как уже было сказано жанр произведения – рассказ, стиль текста – художественный, т.к. он написан определенным автором, очень известным и помещен в книги.

- Тип текста – повествование. Как вы понимаете, что это?

- Какие основные части этого типа текста вы знаете?

                                 К

                   З                       Р

- Именно такой структуры мы будем придерживаться при составлении текста. Схема будет на доске на протяжении урока.

1. Беседа об авторе.

- Автор произведения, по которому мы будем писать изложение, Л.Н. Толстой.

- Что вы о нем знаете?

-Он известен на весь мир как великий русский писатель. Он имел титул графа. Лев Николаевич Толстой родился в Ясной поляне, которое было наследственным имением его матери. В дворянской большой семье он был четвертым ребенком. Когда Льву еще не исполнилось 2-х лет, его мать княжна Волконская скончалась и воспитанием детей занялась их дальняя родственница. В возрасте 29 лет  уезжает заграницу. Он путешествует почти по всем европейским странам – Германии, Франции, Швейцарии, Италии, а осенью возвращается в Москву. Едет в Ясную поляну и начинает обустраивать школы в окрестностях родного селения и даже открывает для крестьянских детей школу. Это занятие ему так понравилось, что в он решает опять ехать за границу, для ознакомления со школами в Европе.

2. Беседа о творчестве.

- Лев Николаевич очень много писал как для взрослых, так и для детей. Он написал много коротеньких рассказов для детей, которые учат добру и правильным поступкам. Какие из произведений вам известны?

3. Установка на восприятие.

- Ну а сейчас я буду читать, а вы сядьте поудобней, закройте глазки и представляйте себе картинки, которые будут возникать при моем чтении.

(Я читаю, дети слушают)

Воробей на часах.

  В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей.

   Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.

   Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.

   Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

  1. Сообщения учеников.

- Сколько картинок возникло при чтении?

- Какие? Нарисуйте их словесно.

  1. Эмоционально-оценочная беседа.

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

- Что необычного? Может что то удивило или поразило вас?

  1. Лексическая работа.

- Возможно некоторые слова в тексте были непонятны вам. Давайте объясним их смысл, возможно  подберем синонимы.

Уселся

Лютый

Мелкий

Злодей

Часовой

Воробьята

  1. Текстовая работа.

- О ком этот текст?

- Зачем автор его написал? Что хотел объяснить в этом тексте?

- Какова идея текста?

- Найдем опорные слова. Что это за слова?

прыгали

охранял

ястреб – враг

старый воробей увидал

Громко и тревожно зачирикал

скрылись

улетел

весело прыгают

- На доске заголовок. Прочитайте его. Почему у текста такое странное название?

- У вас на столах лежит данный текст. Из скольких частей он состоит?

1. Составление плана.

-Мы сегодня не зря вспоминали тип текста. Какой это текст?

- Вспомним структурные элементы.

                                 К

                   З                       Р

- Сейчас мы будем составлять план по данной схеме.

- С чего начинается действие в рассказе?

- Каким предложением заканчивается первая часть?

- Какое главное событие для 2 части?

- Чем заканчивается 2 часть?

- О чем повествует 3 часть?

План.

1.Воробьята на прогулке.

2.Появился ястреб.

3.Враг обманут.

2. Орфографическая работа.

- Разберем орфограммы, которые встречаются в нашем тексте, чтобы не допустить ошибок при письме.

- На листочках слова с пропущенными буквами. Сейчас мы все вместе разберемся какие буквы надо вставить.

дороЖкам- дороженька

мОлОдые – молод, молоденький

воробЬи

высОко - высокий

мАлышей - маленький

ястреБ- ястребы

враГ - враги

увИдал - видел

злОдея - злой

слЕдит - след

улЕтел - лётный

птЕнцы - птенчик

чАсовой - час

стОрОжИт – сторож, сторожка

- Листочки отложили

3. Пунктуационная работа.

- Нам необходимо знать некоторые правила при построении предложений.

- Как начинается предложение?

- Чем заканчивается?

- Какой знак может стоять у нас внутри предложения?

- На доске схемы, посмотрите на них

           И  

          ,

 - это однородные члены. Что это?

- Найдите их в тексте, если их нет, то придумайте сами по двум схемам.

                 ,

                       Но

                    , А

                      Что

- это схемы сложных предложений. Что это такое?

- Найдите такие в тексте или придумайте свои предложения по тексту.

4. Устное создание текста.

    Пересказ.

 - Помните, я говорила, что мы пишем сегодня не простое предложение?

- Мы будем писать от лица старого воробья. Т.е. вы являетесь участниками действия.

- Сейчас берете в руки карандаш и исправляете текст, которые находится перед вами. Как это сделать?

- Совершенно верно. Но обратите внимание, что поменяется и форма остальных слов.

- А сейчас мы будем пересказывать по частям. План написан на доске, обращайтесь к нему.

1. Повторное чтение исправленного текста.

  1. Запись текста на черновик.
  2. Переписывание в чистовик.

- Письменный пересказ текста.

- В тексте нужно будет самим что то придумать, изменить или добавить.

- Рассказывается о каком то событии.

- завязка-начало действия, кульминация-пик напряжения в рассказе, развязка-окончание действия.

- тревога, смятение, страх за воробьят и старого воробья.

- Необычно, что старый воробей начал кричать, чтоб предупредить птенцов.

- сел на что то, взгромоздился.

- злой.

- маленький

-человек, который делает зло, плохо

- сторож, охранник

- маленькие воробьи

- о воробьятах и старом воробье

- Воробьи здесь вместо людей, Л.Н. хотел показать, что малыши могут подвергнуться опасности, что нужно быть внимательным.

- Любовь родителей к детям.

- Ключевые слова, главные в тексте. Они помогут отразить главную мысль.

- Оно означает – воробей на стороже. Он сторожил малышей.

- из 4

- повествование.

- Воробьята выходят на прогулку.

-Их сторожит старый воробей.

- Появляется ястреб.

 – Ястреб приближается в малышам.

Самый напряженный момент, потому что не знаем чем закончится.

Старый воробей заметил ястреба и громко зачирикал. Воробьята успели спрятаться.

- начинается с большой буквы. Каждый абзац с красной строки.

- Знаками конца предложения (.  !   ?)

- запятая

- это слова отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову.

- Предложение, в котором 2 простых предложения.

- Слова «старый воробей» заменяем на местоимение «Я».

Схема на доске

Слова на доске.

Слова на доске

На доске

На доске

Слова у каждого на листочке. Работаем все вместе, с объяс-нением.

Схемы на доске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробное изложение с творческим заданием по рассказу Г. Скребицкого «Воришка». (3 класс)

Конспект урока развития речи в 3 классе, раздаточный материал....

Сжатое изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах»

Сжатое изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах»...

Литературное чтение 3 класс Тема раздела «Произведения Л.Н.Толстого» Тема Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Зайцы».

Учимся анализировать научно-популярный рассказ и отличать его от художественного рассказа...

Изложение " Воробей на часах"

В материале представлен текст для обучения учащихся 3 классов письменному пересказу текста. Текст знакомит учащихся с жизнью растений и животных, с бережным отношением к природе. К тексту прилаг...

Изложение по рассказу Л.Н. Толстого "Котёнок".

Презентация. Конспект урока....

Творческое изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах»

Вид: творческий пересказ на основе рассказа Л.Н. Толстого «Воробей на часах»    Тип: развитие речиЦель: научить писать творческое изложение...