Подробное изложение с творческим заданием по рассказу Г. Скребицкого «Воришка». (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Арсеньева Наталья Анатольевна

Конспект урока развития речи в 3 классе, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc77.5 КБ
Microsoft Office document icon vorishka_razdat.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Подробное изложение с творческим заданием по рассказу

Г. Скребицкого «Воришка».

Цели:

  1. Формирование умения делить текст на части, составлять план.
  2. Формирование умения формулировать вводную и заключительную части, делить основную часть на абзацы.
  3. Формирование умения использовать в речи синонимы.

Ход урока:

  1. Сообщение темы и цели урока.
  • Сегодня будем писать изложение по рассказу Г. Скребицкого и на 1-ом уроке подготовимся к этой работе.
  • Прочитайте название текста (записано на доске).
  • Как вы понимаете значение этого слова?
    Вор – тот, кто ворует, занимается кражами, берёт чужое в старину – изменник, злодей; воришка – уменьшительно-ласкательное.
  • О ком м. б. текст с таким названием? (предположения детей)
  • Насколько ваши предположения верны узнаем, прочитав рассказ.
  1. Первичное знакомство с текстом.
  1. Самостоятельное чтение.
  • Подготовьтесь читать вслух выразительно (тексты напечатаны на листочках).
  1. Чтение текста вслух.
  2. Анализ первичного восприятия.
  • Почему же текст называется «Воришка»? Верны ли оказались ваши предположения?
  • Что показалось интересным?
  • А мне было интересно, какой тайник (тайник – место, где что-то спрятано) под шляпой устроила белка.
  • Как вы думаете, рассердились ли герои рассказа на белку?
  • Как вы можете это доказать? (название «Воришка» - понятно, что никто на неё не сердится)
  1. Словарная работа.
  • К уроку я попросила ребят уточнить в Толковом словаре значение слов БУФЕТ и ШЛЯПА.
  • БУФЕТ – длинный стол или стойка для продажи закусок и напитков, небольшая закусочная; шкаф для хранения посуды, столового белья, закусок, напитков.
  • В каком значении используется это слово в тексте?
  • ШЛЯПА – головной убор с полями (показать картинку).
  1. Постановка учебной задачи.
  • Подумайте, какое задание надо выполнить при работе с этим текстом? (Какому требованию он не отвечает?)
  • Продолжим учиться делить текст на логически законченные части. Чтобы правильно разделить текст на части, надо хорошо понять его содержание.
  1. Структурный анализ текста.
  1. Определение темы текста.
  • Прочитайте текст про себя и подумайте, о чём он. (дети читают)
  • О чём этот текст, или какова его тема?
  • Тема: Как белка устроила себе на шкафу тайник.
  1. Определение идеи текста.
  • Чтобы определить главную мысль (идею) рассказа, подумайте, почему белка так себя вела?
  •         (Белка делала запасы на зиму, как все белки на воле.)
  • Идея: Так белка готовила запасы на зиму.
  • Сказано ли об этом в тексте? (нет)
  • В какой части рассказа можно об этом сказать? (в заключительной)
  • Эту часть мы допишем самостоятельно на листочках. Обозначьте знак красной строки.
  • Какое слово из предложенных можно использовать для присоединения этой части к основной?
  • ВОТ                ТАК
    ЭТО                ТОГДА
  • Запись: Так (Это) белка готовила запасы на зиму.
  • Слайд: белки в природе.
  1. Определение типа речи.
  • Какой это текст по типу речи? (повествование)
  • Докажите. (С использованием памятки)
  1. Отвечает на вопрос ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? ЧТО ПРОИЗОШЛО?
  2. Заголовок указывает на действие: происходит воровство.
  3. Есть начало действия: белку подарили, она стала ручной, смело просила сладости;
    его развитие: исчезли конфеты, пропал сахар, отец рассердился, Юра увидел воришку;
    конец: белка прятала всё на шкаф под шляпу.
    можно нарисовать картинки.
  • Я покажу вам несколько иллюстраций. Внимательно посмотрите их и докажите, что они подходят к тексту.

                ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ

  • Как белка смело прыгала на плечи и просила конфету.
  • Рассердился отец и запер буфет.
  • Юра сидел на диване и увидел, как белка вскочила на шкаф.
  1. В повествовании 3 части.
  • Какая часть нами выделена? (концовка, или заключительная)
  • Какие части надо выделить? (начало и основную)
  • Почему важно выделять части при записи? (легче понять содержание, выделить главное)
  • Вывод: будем писать изложение повествовательного текста.
  1. Деление на логически законченные части, составление плана.
  • Автор, начиная предложение с красной строки, показывает, что переходит к новой части, к другой мысли.
  • Выделите на листочках начало (вводную часть) текста.
  • Читайте вслух. Остановитесь там, где закончится начало текста.
  • О чём узнали из этой части? (Как белка появилась в доме и какая она была)
  • Как озаглавим?        Ручная белка.
  • У нас выделена вводная и заключительная часть. Какая часть находится между ними? (основная)
  • О чём узнаём из основной части?
  • Разделите её на 2 абзаца.
  • Читайте и остановитесь там, где закончится в основной части 1-ый абзац.
  • О чём он? (Как пропали конфеты и сахар.)
  • Как можно озаглавить?        Пропажа сладостей.
  • Прочитайте 2-ой абзац основной части.
  • О чём он? (О том, как Юра узнал, кто воришка)
  • Как можно озаглавить?        Юра увидел воришку.
  • Какие слова помогли определить начало частей? (однажды, один раз)
  • Что произойдёт, если их пропустить? (Не будет связи между частями. Они помогают перейти от части к части.)
  • Прочитайте дописанное нами заключение.
  • О чём узнали? (Почему белка прятала сладости, хлеб и косточки.)
  • Как озаглавим?        Так белка готовилась к зиме.
  • Составленный план поможет вспомнить все главные моменты рассказа.
  1. Языковой анализ текста.
  1. часть Продолжим подготовку к написанию изложения.
  • Как белка появилась в доме?
  • Какой она стала?
  • Как понимаете смысл слова РУЧНОЙ? (прирученной, привыкла к человеку, не боится)
  • Можно ли пропустить слова ОЧЕНЬ СКОРО? Почему? (Прошло мало времени, через короткий промежуток времени)
  • Прочитайте предложение, доказывающее, что белка привыкла к детям.
  • Как она могла ПРОСИТЬ сахар или конфетку?
  • Почему в предложении стоит «,»?
  • Что она ОЧЕНЬ ЛЮБИЛА? (сильно любила, полнота чувств)
  • Читайте, запоминайте 1-ую часть. Попробуйте себе рассказать.
  1. часть.
  • Прочитайте предложения, в которых говорится о пропажах.
  • Какие глаголы автор использует, говоря о пропажах? (исчезли, пропал)
  • Почему используются разные слова? (Чтобы избежать повторов.)
  • Замените слово ОДНАЖДЫ близкими по смыслу словами. (один раз, как-то раз)
  • Можно ли пропустить в предложении слово ОДНАЖДЫ? Почему? (Это случилось в первый раз.)
  • Почему автор употребляет слово ВАЗОЧКИ?
  • ИСЧЕЗЛИ КОНФЕТЫ: что это значит? (их не стало, кто-то взял)
  • Почему мама ПОЗВАЛА РЕБЯТ? (попросила приблизиться, подойти, чтобы узнать, кто это сделал)
  • Зачем в следующем предложении автор использует слово НО? Может быть его можно убрать? (противопоставление: дети подошли, но им нечего сказать)
  • Как быстро произошла следующая пропажа? (на другой день)
  • Как отреагировал на это отец? Прочитайте.
  • Что значит рассердился? (был в раздражении, гневе, чувствовал злобу)
  • Подберите синонимы к слову ЗАПЕР. (закрыл, замкнул на ключ)
  • Какое слово лучше использовать? Почему?
  • ЗАПЕР, потому что был сильно сердит, передаётся решительность действий.
  • Читайте и запоминайте 2-ую часть. Попробуйте себе рассказать.
  1. часть.
  • Какими словами начинается 2-ой абзац основной части? (ОДИН РАЗ)
  • Как думаете, почему? (чтобы избежать повтора, продолжение истории)
  • Что ОДИН РАЗ делал Юра?
  • Прочитайте выразительно предложение о том, как у белки оказалась корочка хлеба.
  • Чем интересно это предложение? (есть : и - )
  • Предложение можно изменить, вставив в него слова, и эти знаки при его записи будут не нужны. Например:

Вдруг видит, что белочка вскочила на стол, схватила корочку хлеба и прыгнула на шкаф.

  • Какие слова я добавила? (что, прыгнула)
  • Что подчёркивает автор, пропуская эти слова? (быстроту, стремительность действий белочки)
  • Можно ли не употреблять слово ВДРУГ? (случилось внезапно, неожиданно)
  • Как понимаете слово ВСКОЧИЛА? (прыгнула, очутилась на столе быстрым движением)
  • Почему автор использует слово СХВАТИЛА, а не взяла, например? (схватить – брать резким поспешным движением)
  • Как, по-вашему, могла схватить корочку хлеба белка? (зубами, потому что она потом сразу прыгнула на шкаф)
  • Почему в предложении нужна «,»? (перечисляются действия)
  • И – НА ШКАФ.
  • Почему Юра ЗАГЛЯНУЛ на шкаф? (Заглянуть – быстро или украдкой посмотреть, чтобы что-то узнать, выяснить)
  • Прочитайте последнее предложение основной части.
  • Что в нём интересного? (есть перечисление)
  • Следует ли употребить слова А ТАМ? (Да, конкретно указывается место, там – на шкафу.)
  • Почему перечисляя то, что лежало ПОД СТАРОЙ ШЛЯПОЙ, автор повторяет слово И? (подчёркивает, что очень много всего было)
  • Читайте и запоминайте 3-ю часть. Попробуйте себе рассказать.
  1. часть.
  • Почему же белка так себя вела? (Готовила запасы, как все белки на воле. Запасы – то, что запасено, приготовлено, собрано для чего-нибудь; то, что имеется для использования.)
  • Прочитайте и запомните заключительную часть. Расскажите себе.
  • Попробуйте, опираясь на план, рассказать себе всю историю.
  1. Орфографическая подготовка.

Подготовимся к грамотному письму изложения.


  1. На карточке напечатаны слова с неизученными нами орфограммами.
  1. Юре

очень

скоро

смело

прыгала

сахар

конфетку

сладкое

  1. однажды

из вазочки

исчезли

не знали,

пропал

рассердился

отец

запер


  1. один

на диване

видит:

вскочила,

корочку

и –

под старой шляпой

и, и, и

разные косточки

  1. готовила
  1. Объяснение в словах изученных орфограмм.
  • В каждой части найти и объяснить правописание слов на изученные орфограммы. (коллективная работа с обозначением орфограмм в тексте)
  1. подарили, она, просила

        сладкое

        очень, ручной

        на плечи

        подарили

  1. позвала, они

        ребят

        день, вазочки

        на другой, из буфета

  1. сидел, читал, схватила, заглянул

        вдруг

        раз, шкаф

        на диване, на стол, на шкаф, под старой

        Юра

  1. на зиму
  1. Запись текста.
  • Мы обратили внимание не только на то, что описано, но и на то, как, какими словами и предложениями об этом сказано, чтобы ваше изложение, как и рассказ, получилось выразительным, помогало ярко представить себе события, которые описываются. Подготовились к грамотному безошибочному письму. Помните о необходимости выделения частей. Будьте внимательны.
  1. Проверка работы.
  • Прочитать текст полностью, определяя, всё ли понятно.
  • Проверить, правильно ли выделены части.
  • Проверить написание слов на изученные орфограммы.
  • Слова, написанные на карточке, найти в своём тексте и сравнить написание.
  1. Итог урока.
  • Чему учились на уроке?
  • Что для этого делали?



Предварительный просмотр:

Воришка.

Юре подарили белку. Она очень скоро стала ручной. Смело прыгала детям на плечи, просила сахар или конфетку. Очень любила сладкое. Однажды из вазочки исчезли конфеты. Мама позвала ребят. Но они не знали, кто конфеты взял. А на другой день из буфета сахар пропал. Рассердился отец и запер буфет. Один раз сидел Юра на диване и читал. Вдруг видит: белка вскочила на стол, схватила корочку хлеба и – на шкаф. Заглянул Юра на шкаф. А там под старой шляпой и конфеты, и сахар, и разные косточки.

Воришка.

Юре подарили белку. Она очень скоро стала ручной. Смело прыгала детям на плечи, просила сахар или конфетку. Очень любила сладкое. Однажды из вазочки исчезли конфеты. Мама позвала ребят. Но они не знали, кто конфеты взял. А на другой день из буфета сахар пропал. Рассердился отец и запер буфет. Один раз сидел Юра на диване и читал. Вдруг видит: белка вскочила на стол, схватила корочку хлеба и – на шкаф. Заглянул Юра на шкаф. А там под старой шляпой и конфеты, и сахар, и разные косточки.

Воришка.

Юре подарили белку. Она очень скоро стала ручной. Смело прыгала детям на плечи, просила сахар или конфетку. Очень любила сладкое. Однажды из вазочки исчезли конфеты. Мама позвала ребят. Но они не знали, кто конфеты взял. А на другой день из буфета сахар пропал. Рассердился отец и запер буфет. Один раз сидел Юра на диване и читал. Вдруг видит: белка вскочила на стол, схватила корочку хлеба и – на шкаф. Заглянул Юра на шкаф. А там под старой шляпой и конфеты, и сахар, и разные косточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: изложение с творческим заданием (Хатынь)

Урок развиття речи с целью создания своего текста на основе данного....

Изложение с творческим заданием

Конспект урока развития речи в 4 классе по учебнику Канакиной УМК " Школа России". Изложение с творческим заданием....

Статья "Изложение с творческими заданиями как средство речевого развития младших школьников"

В  статье предложена программа речевого развития  учащихся третьего класса при обучении изложению с творческим заданием,с фрагментами уроков....

Технологическая карта урока по развитию речи: «Подробное изложение деформированного текста по рассказу В.Чаплиной «Мушка», 3 класс».

Целью урока является отработка навыков написания подробного изложения с использованием приёма реконструкции деформированного художественного текста....

Разработка урока по русскому языку на тему: "Обучающее изложение с творческим заданием по тексту С. Коноваловой «Штора»"

Цель урока: создать условия для организации деятельности обучающихся по формированию умений сжатия текста изложения....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Подробное изложение с языковым анализом текста» УМК « Школа России», 3 класс

Тема: Подробное изложение с языковым анализом  текста Тип: Изучение нового материалаЦель урока: развивать умения передавать содержание текста после языкового анализа  текста  с опо...

Тема: Обучающее изложение с творческим заданием по тексту С. Коноваловой «Штора».

Тема: Обучающее изложение с творческим заданием по тексту С. Коноваловой  «Штора».Тип урока: урок обучения умениям и навыкам. Развитие речи.Форма урока: урок - изложениеЦель:...