Урок обучения грамоте в 1 классе «Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Создание условий для формирования умений сопоставлять звуки [г] и [к] по звонкости-глухости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_og_sopostavlenie_g_-_k_klimenko_zh._v.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

в 1 классе

 по теме:

Сопоставление звуков

 [г] и [к] по звонкости-глухости 

(УМК «Начальная школа XXI века»)

                                                                                       Клименко Ж. В.

Тема: «Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости».

Цель урока: создание условий для формирования умений сопоставлять звуки [г] и [к] по звонкости-глухости.

Предметные УУД: ознакомление с характеристикой согласных звуков по звонкости-глухости; отражение этой характеристики в модели слова (знак «звоночек» расположен над звонким звуком); чтение слов и предложений; сравнение первых звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости в именах детей: Кира, Коля, Гена, Галя.

Регулятивные УУД:  дифференцирование букв, обозначающих близкие по акустико –артикуляционным признакам согласные звуки, имеющих оптическое и кинетическое сходство (г-к),  чтение предложений и небольших текстов с интонацией и паузами в соответствии  со знаками препинания. 

Личностные УУД :  формирование  добрых взаимоотношений между детьми в классе, развитие стремления быть терпимым в обществе людей, воспитание уважения   к одноклассникам.

Материально- техническое оснащение урока:

1. Журова Л. Е., Евдокимова М. И.  Букварь.  1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 1 ч. – М.: Вентана-Граф, 2011.

2. Мультимедийное приложение «Уроки Кирилла и Мефодия 1 класс»

3. Карточки

4. Звуковые модели

5. Условные обозначения

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Вот и прозвенел звонок.

                  Нам пора начать урок.

                  К гостям нашим повернитесь

                  И друг другу улыбнитесь.

- Для развития внимания я предлагаю вам в парах поиграть в «Волшебные превращения».

2. Работа в парах. Введение в тему урока.

- Этот значок подскажет вам правила игры. (Составь слово и запиши его)

- Из данных слогов  составьте слова и запишите их. Все буквы в словах должны быть одинакового цвета.

        ко       го      гу        ни      ра        но         за       ги           ки      си         ря

Проверка : коза     кони    кино     гора       гиря      гуси 

(На доске появляются карточки с этими словами)

- Вот какие чудесные превращения произошли благодаря вашему старанию и вниманию. Кто же оказался самым внимательным и верно составил все слова? Нарисуйте на шкале оценки красный кружок. Кто допустил ошибки? (синий кружок) Кто из ребят не справился с заданием? (зелёный кружок) Ребята, что помогло вам  быстро справиться с таким сложным заданием? (работа в парах)

- Послушайте, какой полезный совет много лет назад дал своим читателям детский поэт С. В. Михалков:

Ты в дальнюю дорогу бери с собой друзей.

Они тебе помогут, и сними веселей.

-Учитесь помогать друг другу, и тогда любое дело будет по плечу.

- Подумайте, по какому признаку эти слова можно распределить  в 2 группы? (одушевлённые – неодушевлённые, в ед. числе -  во мн. числе, начинаются с буквы к или г).

- Охарактеризуйте звуки, которые могут обозначать буквы г и к. Чем похожи эти звуки? (согласные, могут быть твёрдыми и мягкими, парные) Чем они различаются? (глухие – звонкие)

-Откройте учебник на с. 84 и попробуйте догадаться, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

3. Работа с учебником

- Как вы думаете, какое сложное задание предлагают вам выполнить авторы учебника?

-Рассмотрите пары картинок и сравните схемы слов. Что вы заметили? (В схеме появился новый значок – звоночек. Слова различаются только теми звуками, на которые указывает стрелка). Замените отмеченные звуки на парные им звонкие или глухие и назовите новое слово.

4. Фонетическая разминка.

- Молодцы! Справились с заданием. А теперь давайте поиграем. Если я называю слова, в которых слышатся звуки [к] или [к.] – хлопают в ладоши девочки, если слова со звуками [г] или [г.] – хлопают мальчики.

        Гриб, конфета, заяц, вилка, гитара, зеркало, санки, сапоги, игрушка, самолёт

5. Работа с учебником.

- В эту игру очень любят играть, ребята, с которыми вы познакомитесь на  с. 85 нашего учебника. Прочитайте, как их зовут. Сравним первые звуки в именах детей (выполнение задания).

- Дети живут в одном доме в 1, 2, 3 подъездах. Девочки живут в разных подъездах. Во 2 подъезде живёт мальчик, чьё имя начинается с твёрдого согласного звука. В первом подъезде живут дети, чьи имена начинаются с одинаковых букв. Кто где живёт? (1 – Гена, Галя; 2 – Коля; 3 – Кира)

6. Физкультминутка.

-Как и вы, эти ребята любят вместе собираться и дружно играть. Предлагаю и вам немного отдохнуть. (Уч-ся выполняют групповые движения, игра с мячом)

Раз-два – голова,

Три-четыре – руки шире,

Пять-шесть – тихо сесть,

Семь – восемь – лень отбросим.

Отдых наш кончается,
Работа начинается.

7. Самостоятельная работа.

- Чтобы проверить свои знания, поработайте самостоятельно (Значок – Впиши пропущенные буквы/слова)

    ∆                                                                      ∆                  ∆

И _ ОЛ _ А       МАТРЁШ _ А            БЕРЛО _ А               _ АРМОШ _ А

           

ДОРО _ А                   ЁЛ _ А

Самопроверка (на слайде): иголка, матрёшка, берлога, гармошка, дорога, ёлка

- Оцените свою работу (красный, синий, зелёный кружки на оценочной шкале)

- Почему допустили ошибки?

- Из данных слов составьте рифмующиеся пары.

8. Работа в группах.

- Используя эти рифмующиеся слова, попробуйте составить маленькие стихотворения.

- Поработайте в группах со словами: иголка – ёлка, матрёшка – гармошка, дорога – берлога

- Оцените работу своей группы (работали дружно, активно)

9. Закрепление ранее изученного материала.

- Из данных слов (на слайде) назовите то, в котором звуков больше, чем букв. Составьте звуковую модель слова ёлка. (Дети работают с моделями, 1 человек у доски)

- Какие буквы и в каких случаях обозначают 2 звука?

10. Работа с мультимедийным приложением «Уроки Кирилла и Мефодия 1 класс» (урок 4, задание 6)

Индивидуально у доски в паре: Соотнесите слова и схемы:

Иголка         к с к с с к

Берлога        з к с с к с к

Дорога         с к с к с к

Матрёшка    с к с з к с с к

Гармошка    с к с с к с с к

Проверка

11. Итог урока

- Чем занимались на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- Что было самым трудным?

- Что было самым интересным?

- Кого бы вы хотели поблагодарить или похвалить за урок?

12. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. У кого большая часть заданий выполнена без ошибок – нарисуйте на ладошке красный круг. Если вы допускали много ошибок и ещё не очень уверенно выполняете задания – синий кружок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте по теме "Опасности письма" на месте парных по звонкости-глухости согласных

Технологическая карта урока с позиции реализации теории поэтапного формирования умственных способностей....

открытый урок по обучению грамоте на тему : "Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости ."

на данном уроке дети приходят к выводу о том, что звуки [г ] и [к ] являются парными по звонкости и глухости....

Тема урока: «Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости - глухости»

                                                      ...

Конспект проведения урока обучение грамоте. Тема: «Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости»

Тема: «Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости».Тип урока: ОНЗЦель: создание условий для формирования умений сопоставлять звуки [з] и [с] по звонкости-глухости.Задачи:Образова...

Урок обучения грамоте. Тема: " «Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости».

Урок обучения грамоте. Тема: " «Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости».Цель урока: создание условий для формирования умений сопоставлять звуки [г] и [к] по звонкос...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Сопоставление звуков [з] - [с] по звонкости - глухости», УМК "Школа России", 1 класс.

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: формирование умения правильно обозначать звуки  [з] - [с] буквами....