Написание сочинения по картине К.Ф.Юона "Волшебница зима"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Татаринова Оксана Викторовна

Конспект урока с презентацией по теме "Сочинение по картине К.Ф.Юона "Волшебница зима".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sochinenie_po_kartine_yuona.zip2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Написание сочинения по картине К.Ф.Юона «Волшебница зима».

1. «Перекрёстная дискуссия»

- В начале нашего урока проведём перекрёстную дискуссию.

- Назовите, какие ассоциации у вас вызывает слово «зима»: 1 группа – приводит  положительные аргументы, 2 группа – отрицательные.

- Молодцы. Наша разминка закончена.

2. Приём «Собери стихи»

- Вспомним строчки стихотворений о зиме.

-  Задание группам: кто быстрее и правильнее «соберёт» четверостишие

(5-6 групп). Эксперты проверяют правильность ответов. На работу отводится 2 минуты.

Пришла, рассыпалась, клоками                               Заколдован невидимкой,

Повисла на суках дубов,                                           Дремлет лес под сказку сна,

Легла волнистыми коврами                                      Словно белою косынкой,    

Среди полей, вокруг холмов                                     Подвязалася сосна.

                           А. Пушкин                                                               С. Есенин

Чародёйкою Зимою                                                     На дворах и домах

Околдован, лес стоит -                                                Снег лежит полотном

И под снежной бахромою                                           И от солнца блестит

Неподвижною, немою,                                                Разноцветным огнём

Чудной жизнью он блестит.                                                           И.Никитин

                           Ф.Тютчев

Вы, проворные ткачи –                                            

Вихри и метели,                                                        

Дайте радужной парчи                                              

для мохнатой ели.                                                      

                        С.Маршак                                            

                                                                                     

-Готовы?    (Дети читают стихи.)

- Выберите из них наиболее образные выражения, которые характеризуют русскую зиму и  запишите их в «корреспондентский» блокнотик.

       

3. Сообщение темы

- Многие писатели и художники любили русскую зиму и называли её различными  ласковыми именами.

- Как можно назвать это время года , с кем или с чем сравнить? (красавица, гостья, рукодельница, чародейка, волшебница) – карточку на доску – зима

 

- Какая же тема нашего сочинения?  (Сегодня мы будем писать сочинение по картине Константина Фёдоровича Юона «Волшебница зима»)

4. Слово о художнике. Мини-выставка его произведений о зиме.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран.

- Константин Фёдорович Юон очень любил весну и зиму. Он писал: «Я искал новые краски в природе – в русской зиме и весне».

- Эта картина называется «Зима. Сергиев Посад», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень»,  «Мартовское солнце», «Русская зима. Лигачёво».

- Что интересного вы заметили в работах этого художника?  (На всех картинах присутствуют люди)

- Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.

 

- А его картину «Волшебница зима» можно смело назвать песней русской зиме.

5. Беседа по содержанию картины.

- Каково ваше впечатление от картины? Какие чувства она у вас вызывает?  Можете пользоваться «Словарём настроений».         (радости, лёгкости, очарования, торжества, восторга.)

Приём «вхождения» в картину.

- Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?

- Что бы мы могли там услышать?

- Назовите три предмета на картине, которые вас сразу чем-то заинтересовали, привлекли ваше внимание.

- Подберите к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее.

Или:

- Перечислите то, что вы видите на картине. (Окраина деревни, речка, по берегам деревья, причудливо разукрашенные, принаряженные снегом.)

- Что вы видите на переднем плане?   (Берег речки, деревья на берегу, мальчишки катаются на коньках)

- Этот вид очень напоминает строки Пушкина:

                                Опрятней модного паркета

                                Блистает речка, льдом одета,

                                Мальчишек радостный народ

                                Коньками звучно режет лёд.

- Можно ли сказать о том, что больше всего нравится художнику на картине?  (Ему очень  нравятся люди, которые вышли на улицу. У них радостное настроение оттого, что выдался хороший денёк. Каждый занят чем-то своим, но всё делается с большим удовольствием.)

- Что особенного вы заметили в изображении среднего плана?  ( Красочно показаны деревья, они очень большие, их ветки причудливо вырисовываются на фоне розовато-сероватого неба.)

- Зима – это прежде всего снег. Как изображает снег художник?  (Серебристый, синеватый, белый снег пушистым ковром устилает землю. Снег осыпал, украсил ветви деревьев. Снег лежит на крышах домов.)

- И это обилие снега придаёт величие русской природе. Всё кругом становится необыкновенным и сказочным. Вот почему название картины – «Волшебница-зима». Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас, что зима – волшебница.

- Что ещё создаёт образ волшебницы зимы?  (Разубранные инеем деревья, большие сугробы, мягкие пуховые перины и ковры из пушистого снега. Мы как будто ощущаем мягкий снег, морозный воздух.)

- Что мы видим на заднем плане?  (Слева и справа деревенские улицы, тёмный лес, фигурки людей на лошадях.)

6. Составление плана.

   1. Волшебница-зима.

   2. Зимние забавы.

   3. Сказочные деревья.

   4. Чувства и настроения, навеянные картиной.

7. Устное составление описания картины по плану.

8. Речевая подготовка к сочинению.

(на доске:  художник, живописец, автор картины.)

- Прочитайте слова. Используйте эти синонимы, чтобы избежать повтора как в устной речи, так и своих сочинениях.

- Попробуйте составить предложения с этими словами.

- Отредактируйте предложения:

    Художник показывает нам радость.

    Художник выразил любовь в том, что солнце ярко светит.

    Яркие краски природы придают картине прекрасное ощущение.

9. Письменное написание сочинения.

Пришла, рассыпалась, клоками                               Заколдован невидимкой,

Повисла на суках дубов,                                           Дремлет лес под сказку сна,

Легла волнистыми коврами                                      Словно белою косынкой,    

Среди полей, вокруг холмов                                     Подвязалася сосна.

                           А. Пушкин                                                               С. Есенин

Чародейкою Зимою                                                     На дворах и домах

Околдован, лес стоит -                                                Снег лежит полотном

И под снежной бахромою                                           И от солнца блестит

Неподвижною, немою,                                                Разноцветным огнём

Чудной жизнью он блестит.                                                           И.Никитин

                           Ф.Тютчев

Вы, проворные ткачи –                                            

Вихри и метели,                                                        

Дайте радужной парчи                                              

для мохнатой ели.                                                      

                        С.Маршак                                            

                                                                                     

Пришла, рассыпалась, клоками                              

 Повисла на суках дубов,                                          

Легла волнистыми коврами                                      

Среди полей, вокруг холмов  

                                          А.Пушкин                                                            

Чародёйкою Зимою                                                    

Околдован, лес стоит -                                                

И под снежной бахромою                                          

Неподвижною, немою,                                                

Чудной жизнью он блестит.                                                          

                           Ф.Тютчев

Вы, проворные ткачи –                                            

Вихри и метели,                                                        

Дайте радужной парчи                                              

для мохнатой ели.                                                      

                        С.Маршак    

                                       

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.  

                             С.Есенин    

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит    

Разноцветным огнём  

                            И.Никитин

- Поприветствуйте, пожалуйста, гостей. Садитесь.

1. «Перекрёстная дискуссия»

- Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине русского художника Константина Фёдоровича Юона.

- А начнём наш урок с перекрёстной дискуссии.

- Назовите, какие ассоциации у вас вызывает слово «зима»: 1 группа – приводит  положительные аргументы, 2 группа – отрицательные.                  Хорошо, достаточно.

- Несмотря на то, что у этого времени года есть и отрицательные стороны, многие поэты и художники очень любили зиму и посвятили ей свои прекрасные произведения.

2. Приём «Собери стихи»

-  А теперь вспомним строчки стихотворений о зиме.

-  Задание группам: кто правильно «соберёт» четверостишие.

Эксперты проверяют правильность ответов.

-Готовы?    (Дети читают стихи.)             Молодцы, все справились.

- Выберите из них наиболее образные выражения, которые характеризуют русскую зиму и  запишите их в «корреспондентский» блокнотик.

       

3. Сообщение темы

- Скажите, пожалуйста, какая же тема нашего сочинения?  (Сегодня мы будем писать сочинение о зимней природе или о зимнем пейзаже)

4. Показ картины.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран.

- А вот русский художник Константин Фёдорович Юон так представил и изобразил русскую зиму.

- Попробуйте придумать своё название для этой картины.  (Вспомните, с кем или с чем можно сравнить зиму?)

- Автор картины дал своему произведению сказочное название: «Волшебница зима».

- Кто оказался прав? Ты думаешь так же, как и художник.

- Итак, скажите, пожалуйста, чему же мы будем учиться сегодня на уроке ?

                - Учиться передавать свои мысли и впечатления в своём сочинении

                - Учиться видеть красоту родной природы

                - Учиться описывать картину

                - учиться строить (составлять) текст


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовительные упражнения при обучении написанию сочинений по картине.

Тема по самообразованию"Работа над сочинением, как средство развития речи младших школьников"...

Презентация к уроку по русскому языку 2 класс Написание сочинения по картине

Урок написания  сочиненияЗадачи урока: познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;привлечь внимание детей к красоте зимней природы;способств...

Фрагмент урока по развитию речи. Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег».

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Пластова, учить...

Статья по русскому языку на тему "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ»

Данная работа  подскажет учителю начальных классов, как   сформировать связную речь учащихся при работе над сочинением по картине....

Написание мини - сочинения по картине « Матушка – красавица русская зима».

Цели: создать условия для свободного высказывания; учить последовательности и логической связи мыслей, стилистически грамотному письму; содействовать развитию интереса к самостоятельному написанию ...

Листы-опоры для написания сочинений по картине

Данный материал облегчает детям написание сочинения по картинам русских художников....

План-карточка для написания сочинения по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Русский язык. 3 класс.

Данная карточка поможет младшему школьнику выстроить структуру сочинения по картине К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень". Она содержит опорные слова и выражения, которые ученик может взять за осн...