Конспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Стеценко Виктория Викторовна

Урок- исследование. Урок введения нового материала. Использованы технология критического мыщления, технология проблемного диалога, технология исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

4 класс

Предмет: русский язык.

Тип урока:  изучение нового материала.

Вид урока: урок-исследование

Форма организации: индивидуальная, парная, групповая

Тема:  Что такое склонение? Три склонения имён существительных.

Цели: осмыслить новое понятие, основные признаки склонения, составить  алгоритм определения склонения имён существительных, отработать умение определять склонение существительных по алгоритму.

Задачи:

1. Повторить знание о падежах и об имени существительном.

2. Познакомить с тремя склонениями имен существительных.

3. Составить алгоритм определения склонения существительных.

3.  Формировать умение определять склонение имён существительных по окончанию и роду.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, группе.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование:  презентация, раздаточный материал, учебник «Русский язык 4 класс».

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент.

-Солнце на небе проснулось, нам, ребята улыбнулось. Глазки тихо закрываем, руки к небу поднимаем. Лучик солнышка возьмём и к сердечку поднесём.

- Вы чувствуете солнечное  тепло? Откройте глазки. Пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая дружеская атмосфера.

 Настрой на урок.

  1. Актуализация знаний, мотивация.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Подчеркните орфограммы.

Повторим то, что знаем.

1. Диктант- игра « Узнай падеж». 

Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги.

Материал для игры:

а) кому? (Д.п.)

б) на, за, под, через, про, в (В.п.)

в) нет (Р.п.)

г) «щедрый» падеж (Д.п.)

д) без предлога не употребляется (П.п.)

е) подлежащее (И.п.)

ж) «падеж-работяга» (Т.п.)

з) кого? (В.п., Р.п.)

и) два предлога (Д.п.)

к) что? (И.п., В.п.)

л) о, об (П.п.)

2. Прием «Верные и неверные утверждения»
У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет сомнение, то обведите этот номер в кружок.
1. Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?
2. Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?
3. Верите ли Вы, что род - это непостоянный признак?
4. Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?
5. Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?
6. Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?
7. Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?
8. Верите ли Вы, что склонение - это постоянный признак имени существительного?

Есть ли такие высказывания, которые вызвали сомнение? Почему?

Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном. (эти понятия записаны на слайде в виде «лестницы знаний») Расскажите, что мы знаем об имени существительном.

Имя существительное

самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы  Кто?  Что?

Имена существительные

бывают собственные или нарицательные, одушевлённые или неодушевлённые, мужского, женского или среднего рода

Имена существительные

изменяются по падежам и числам.

Имена существительные

В предложении бывают подлежащими, дополнениями,  обстоятельствами.

Работают в тетради.

Определяют падеж.

Называют падеж.

Работа в парах

Заполняют таблицу

Отвечают на вопросы

По «лестнице знаний» делают вывод, что знают о существительном и чего еще не знают.

  1. Постановка учебной задачи.

Что же такое склонение?

– Где мы можем узнать значение слова «склонение»? (в толковом словаре)

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова:

СКЛОНЕНИЕ

1. Действие по глаг. склонить - склонять

2. Угол, образуемый магнитной стрелкой компаса и направлением географического меридиана.

3. Угол, составленный лучом зрения на светило с плоскостью небесного экватора.

4. Изменение имен существительных, местоимений и причастий по падежам.

-Нас интересует значение под № 4.

-Какой сделаем вывод?

- Высказывают предположения

-Ведут наблюдение делают вывод

-ВЫВОД склонение – это изменение существительных по падежам

4. Создание проблемной ситуации с затруднением.

-Люди заметили, что имена существительные по-разному изменяются, имеют разные окончания при одном и том же вопросе.

-Вот, например, почему если любуемся, то любуемся травОЙ, землЁЙ, конЕМ, облакОМ, жизньЮ? Почему вопрос один, а окончания у существительных такие разные?

-Чтобы ответить на этот вопрос  нам необходимо провести небольшое исследование и вывести один из законов русского языка, а исследование мы будем проводить с помощью метода наблюдения.

-Для этого мы с вами разделимся на группы.

-Повторим правила работы в группе.

-Выдвигают гипотезы.

Повторяют правила

  1. Решение учебной задачи.

-Задание группам: просклоняйте имена существительные. Что значит «просклонять?

-Работа в группах.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

6 группа

земля  страна  

дядя  юноша  

море  небо

тополь клен  

ель

степь

По одному представителю от группы приглашаются к доске

- Задание представителям групп у доски: внимательно посмотрите на демонстрационные листы и найдите существительные с одинаковыми окончаниями. Объединитесь в группы

1 группа

2 группа

3 группа

земля  страна дядя  юноша  

море  небо тополь клен  

ель         степь

Вывод: люди стали наблюдать и заметили, как и вы, что у некоторых существительных в разных падежах одинаковые окончания.

- Какие это существительные? Назовите.

- Сколько же всего в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания?

- Прочитай про себя определение на с.141.

- Как иначе можно назвать эти группы слов?

- Сколько склонений в русском языке?

- Что значит просклонять слово?

- Назовите, по каким признакам определяем склонение имён существительных?

- Как вы понимаете слова однотипные?

- Ответьте на вопросы 2,4 на с.141-142

-Давайте ещё раз посмотрим на словосочетания  в начале урока.

- Почему у слов разные окончания, хотя род падеж один и тот же?

- Как определить склонение? Что для этого нужно сделать?

Составим алгоритм действий:

- какой будет первый шаг? Второй? Третий? Четвертый?

Запомните подсказку : три слова РУКА. ПЛЕЧО. ГРУДЬ (эти слова легко запомнить, это части тела человека). Три слова. - три склонения. Эти слова помогут вам правильно писать безударные окончания существительных. А значит, помогут стать вам грамотными людьми. Что очень важно для будущей жизни.

Вернемся к лестнице знаний.

Что запишем на следующей ступеньке?

Вернемся к карточке, выполним задание до конца.

Физкультминутка.

Игра «Раз, два, три – склонение назови».

Учитель или дети называют имена существительные. Если существительное 1-ого склонения все хлопают, 2-ого – приседают, 3-его – спокойно стоят.

Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.

- «просклонять» - изменить по падежам

1 ученик в группе- называет падеж, 2 – вопрос, 3- вспомогательное слово, 4 – существительное записывает выделяет окончание. Задание группы выполняют на демонстрационных листах.

-Представители от групп выходят к доске

-ведут наблюдение и создают три группы по итогам наблюдения

1 группа: Ж.Р. и М.Р. с окончаниями –а, -я

2 группа: М.Р. с нулевым окончанием  и С.Р. с окончаниями –е,-о

3 группа: Ж.Р. с нулевым окончанием

- Склонение

-Три.

-Изменить по падежам и числам.

 -По роду и окончанию в начальной форме.

- Одинаковые, но могут быть выражены разными буквами, передающими и те же звуки, например а/я,у/ю.

- Они относятся к разным склонениям.

  1. Поставить слово в начальную форму – И.п.,ед.ч.
  2. Определить род и окончание.
  3. Определить склонение.

- существительные бывают 1,2,3 склонения

- существительные бывают 1,2,3 склонения

-Поставим в карточке знаки+

5.Первичное закрепление. (Применение на практике).

- По картинкам определить склонение существительных и записать в тетрадь под диктовку.

Отработка навыка на тренажере.

А сейчас посмотрите на доску. Выберите себе то задание, которое вам подходит.

– Прочитайте задание.

Спишите предложения, у существительных определите склонение.

Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение.

Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение.

Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом.

Через поляну вьётся лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц.

1.http://festival.1september.ru/articles/595307/3.gif

2.
http://festival.1september.ru/articles/595307/4.gif

Проверка.

1 группа – самопроверка по эталону

Лесом – 2 скл., местности – 3 скл., от жары – 1 скл., тропинка – 1 скл., к роще – 1 скл., под деревом – 2 скл.

2 группа – взаимопроверка.

3 группа – фронтальная проверка.

Дети зачитывают предложение, называют существительные и склонение.

– Кто выполнил своё задание без ошибок?

– Кто ошибся? Почему?

Поочередно называют существительные, записывают под диктовку, объясняют орфограммы.

Выполняют задания по алгоритму

Выбирают задание,  проверяют.

6.Обобщение усвоенного.

- Кто сможет записать опорные (ключевые) слова для определения склонения имён существительных?

Им.п.

Ед.ч.

Род

Окончание

7.Рефлексия.

- Ребята выскажите одним предложением, выбирая начало фразы.

      1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я приобрел…

8. Я научился…

9. Меня удивило…

10. Урок дал мне для жизни…

11. Мне захотелось…

-Ребята по одному высказывают своё мнение.

8.Домашнее задание.

С.11 упр.1 (книга 2)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка. 4 класс. Учитель: Стеценко Виктория Викторовна 2014 год

Слайд 2

Солнце на небе проснулось, Нам, ребята улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучик солнышка возьмём И к сердечку поднесём.

Слайд 3

Шестнадцатое декабря. Классная работа кому? на, за, под, через, про, в нет «щедрый» падеж без предлога не употребляется подлежащее «падеж-работяга» кого? два предлога что? о, об Д.п. В.п. Р.п. Д.п. П.п. И.п. Т.п. В.п., Р.п. Д.п. И.п., В.п. П.п.

Слайд 4

«Верные и неверные утверждения» 1. Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что? 2. Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа? 3. Верите ли Вы, что род - это непостоянный признак? 4. Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей? 5. Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога? 6. Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется? 7. Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения? 8. Верите ли Вы, что склонение - это постоянный признак имени существительного? + + + - - - ? ?

Слайд 5

Лестница знаний. Имя существительное. обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что? одушевлённые или неодушевлённые, собственные или нарицательные мужского, женского или среднего рода изменяются по падежам и числам.

Слайд 6

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова: СКЛОНЕНИЕ Действие по глаг. склонить-склонять Угол, образуемый магнитной стрелкой компаса и направлением географического меридиана. 3. Угол, составленный лучом зрения на светило с плоскостью небесного экватора. 4. Изменение имен существительных, местоимений и причастий по падежам.

Слайд 7

Любуемся травОЙ, землЁЙ, конЕМ, облакОМ, жизньЮ?

Слайд 8

Ж.Р. М.Р. а я Ж.Р. С.Р. М.Р. е о Имя существительное 1 склонение 3 склонение 2 склонение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

По воде И.п., ед.ч. вода 3. ж.р. а 4. 1 скл. Алгоритм Прочитать слово. Поставить слово в начальную форму – И.п.,ед.ч. Определить род и окончание. 4.Определить склонение.

Слайд 2

Слова - помощники Рука 1 скл . Плечо 2 скл . Грудь 3 скл . Грудь 3 скл .

Слайд 3

Лестница знаний. Имя существительное. обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что? одушевлённые или неодушевлённые, собственные или нарицательные мужского, женского или среднего рода изменяются по падежам и числам. Бывают 1,2,3 склонения

Слайд 4

«Верные и неверные утверждения» 1. Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что? 2. Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа? 3. Верите ли Вы, что род - это непостоянный признак? 4. Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей? 5. Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога? 6. Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется? 7. Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения? 8. Верите ли Вы, что склонение - это постоянный признак имени существительного? + + + - - - ? ? + +

Слайд 5

ракета собака мужчина земля планета луна звезда

Слайд 6

корабль облако море якорь дельфин солнце парус

Слайд 7

карусель лошадь печь сирень дочь мать ель


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Склонение имён существительных Интерактивный тест

Слайд 2

Проверь свои знания, определи склонение имен существительных. Щелчок по выбранной ячейке покажет, ошибаешься ты или нет. Если есть необходимость – повтори правило .

Слайд 3

1 скл 2 скл 3 скл Локоть + Сирень + Пианино + Берёза + Камень + Постель + Костя + Ягода + Кисть + Голубь + Повтори правило!

Слайд 4

1 скл 2 скл 3 скл Полиция + Щавель + Катя + Альбом + Стекло + Апрель + Дядя + Мышь + Медведь + Герой + Повтори правило!

Слайд 5

1 скл 2 скл 3 скл Лисица + Свиристель + Колено + Косуля + Портфель + Морковь + Ель + Морковка + Дождь + Лошадь + Повтори правило!

Слайд 6

Спишите предложения, у существительных определите склонение. Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение. Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение. Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом. Через поляну вьётся лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц. Задание на выбор

Слайд 7

Ключевые слова урока Им.п. Ед.ч. Род Окончание

Слайд 8

Рефлексия 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я приобрел… 8. Я научился… 9. Меня удивило… 10. Урок дал мне для жизни… 11. Мне захотелось…

Слайд 9

Домашнее задание МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК! Виктория Викторовна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Три склонения имени существительного"

Цель урока познакомить детей с тремя видами склонения существительных; выяснить роль склонений в написании безударных окончаний; научить детей определять склонение существительного; воспитывать интере...

Урок русского языка по теме "Третье склонение имени существительного"в 3 классе

Урок проведен в 3 классе.Использованы методики формирующего оценивания, коллективные способы обучения....

Урок русского языка на тему Три склонения имен существительных

Создать условия для ознакомления с тремя типами склонения имен существительных; совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по паде...

Конспект урока русского языка по теме "Три склонения имен существительных" УМК "Перспектива"

Конспект урока разработан к УМК "Перспектива", но может использоваться для работы другого УМК...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...