Конспект урока по русскому языку "Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Артамонова Ольга Николаевна

 

Урок по данной теме проводятся в 1 классе при изучении раздела «Слово» и направлен на повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_oboznachenie_myagkosti_soglasn_1_klass.rar1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"

Урок по данной теме проводятся в 1 классе при изучении раздела «Слово» и направлен на повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе обучения грамоте.

Тема «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме »

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цели:

- создать условия для, развития умения различать, как обозначена мягкость согласных звуков на письме.

- закрепить знания учащихся о способах обозначения мягкости согласных на письме буквой ь и буквами е, ё, ю, я;

- обогащать словарный запас учащихся;

- развивать фонематический слух детей (умение различать твёрдые и мягкие согласные в слове),  готовить предпосылки для орфографически грамотного письма (обозначение мягкости согласных на письме).

- Прозвенел звонок,

  Начинается урок!

Мы начинаем урок русского языка. И, как обычно, обращаемся к рисунку в наших тетрадях на стр. 16.

- Кого мы видим?

- Что они делают?

- Составьте предложения по рисунку.

- Я тоже составила предложения. Послушайте и скажите, сколько предложений я прочитала?

          Ранним утром отправились два гномика на рыбалку. Закинули удочки. Ждут    

          гномики, у кого клюнет первая рыбка.

- Докажите свой ответ.

- Сегодня на уроке мы отправимся вместе с гномиками на рыбалку. Чем больше будет правильных ответов, тем больше будет улов у нас в конце урока.

       

 -    Рыбку ловят на пруду

     Гномик Кре и гномик Ду.

     Помогите им скорей

     Наловить плотвы, ершей.

Для этого нарисуйте две рыбки.

-    Я тетрадочку открою

     И наклонно положу.

     Я, друзья, от вас не скрою –

     Ручку правильно держу.

     Сяду прямо, не согнусь,

     За работу я примусь.

Посмотрите, какие красивые рыбки «плавают» у вас в тетрадях на первой строчке. Рыбка состоит из наклонной линии, плавной и дугообразной, похожие на петельки.

(Учитель показывает на доске, затем пишут дети )

- Для написания каких букв мы используем наклонные и дугообразные линии? (е, ё)

- Ответьте мне на один вопрос: «Что оторвали любопытной Варваре?» (нос)

- А за что?

(На доску вывешивается карточка: [нос],[н,ос])

- Определите, где написано слово «нос»?

- Чем отличаются эти два слова? Какой буквой?

- Я знаю ещё одно крылатое выражение про НОС. «Заруби себе на носу». Давайте разберёмся, когда так говорят? (ответы детей)

     В древности неграмотные люди всегда носили с собой дощечки и на них зарубками                

     делали всевозможные зарубки на память. Вот эти дощечки и назывались носами.

     Поэтому, «зарубить себе на носу» - значит, что-то крепко запомнить.

Так что, слушайте внимательно и «зарубите себе на носу» тему сегодняшнего урока.

- Вернёмся к слову «нос». Какой буквой мы воспользовались, чтобы слово «нос» превратилось в слово «нёс»? (Буква ё)

- У буквы Ё есть сестрёнка. Она так на неё похожа! Что это за буква?  (Буква е)

- Итак, написание каких букв мы будем повторять сегодня на уроке?   (Буквы е, ё)

- Знаете ли вы, ребята, какая из них самая молодая буква алфавита?  

- Это буква Ё. Ей чуть больше 200 лет. Это единственная буква, у которой есть точная дата рождения, а в городе Ульяновске есть даже памятник букве Ё.

- Чем похожи и чем различаются в написании  буквы е и ё ?

- Прочитайте буквы, слоги, слова на 2 строчке. Запишите их.

  • Подчеркните слово, в котором 2 буквы, 4 звука.
  • Обведите в кружок слово, которое обозначает действие.
  • Назовите слово, в котором есть орфограмма – парная согласная на конце слова. Подберите проверочное слово.

- Прочитайте слова на 3 строчке.

- Кто такой егерь?

     Егерь – 1) охотник-профессионал (устар.)

                  2) специалист по охране фауны.

- А что такое фауна? (Животный мир)

- Запишите слова. (Дети записывают в тетрадь, а учитель в это время открывает эти слова на доске. Далее работа проходит и в тетради, и на доске одновременно)

  • Разделите на слоги. Какие слова нельзя переносить?
  • Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос кто?
  • Назовите слова, в которых звуков больше букв. Докажите свой ответ.

- Обратите внимание на 4-5 строчки.

- Какие слова там даны? И слова ли это?

- Как вы думаете, какое может быть задание?

(Дети работают и на доске, и в тетрадях)

  • Допишите к словам недостающие слоги.
  • Поставьте ударение, выделите буквы, написание которых надо запомнить.
  • Какое слово «лишнее»? Почему? «тонна»
  • Какие из этих слов могла бы каркнуть ворона? (кар-тина, кар-тон)

Физкультминутка. Изобразите ворону, её повадки. Какие другие слова она могла бы  каркнуть?

- Сколько слогов в каждом слове? Напишите цифрой количество слогов  над каждым словом. Докажите свой выбор.

- Я с помощью цифр написала такие числа.

(На доску выставляется карточка)

  33,  21,  10

- Догадайтесь, о чём говорят эти числа?

(33-буквы алфавита, 21-согласные буквы, 10-гласные буквы)

(На доске и на партах выставляются гласные)

- Какие буквы перед вами? (Гласные)

- Разбейте их на две группы.

(Работа в парах, один ученик – у доски)

- Что это за группы? (1- обозначают мягкость согласного, 2 – обозначают твёрдость согласного)

- Оставьте на доске и на партах только те буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме. (и, е, ё, ю, я)

- Я думаю, здесь не хватает ещё одной буквы. А какой? Ваши предположения? (……) Послушайте одну сценку и назовите эту букву.

Сценка. (Инсценируют два ученика)

- Вы кто?

- Буква.

- А вы могли бы сейчас поработать?

- С удовольствием!

- Например … Постоять в начале слова. Слово-то , понимаете, начинается, и вам надо постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило.

- В начале слова не работаю.

- Жаль … А тогда вот: место есть между согласной и буквой а, у, о?

- Простите в таких местах не работаю.

- Вот оно как! Тогда милости прошу между буквами чк, чн.

- Нет, туда не пойду!

- Ребята, так какая это буква? (Ь)

- Что вы знаете о ней? (…)

(Выставляется буква Ь)

- Посмотрите на эти буквы и сформулируйте тему нашего урока. (……)

- Назовите цели и задачи. (……………..)

- Составьте план урока. (…………….)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о буквах, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме, повторим способы обозначения мягкости согласных звуков.

СЛАЙД

- Итак, какие два способа вы знаете? (…………..)

- Сейчас мы проверим, как вы разбираетесь в этом вопросе.. Чем больше будет правильных ответов, тем больше будет улов у наших гномов в конце урока. Отгадай загадку и запиши отгадку.

СЛАЙД

Загадки.

1. Не ботинки, не сапожки,                             2. По лужку он важно бродит,

Очень сильно греют ножки.                            Из воды сухим выходит,

В них мы бегаем зимой:                                  Носит красные ботинки,

Утром – в школу,                                             Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Днём – домой. (Валенки)

3. Во идёт пароход –                                        4. Резиновый арбузик

То назад, то вперёд,                                         Скачет на пузе. (Мяч)

А за ним такая гладь –

Не морщинки не видать. (Утюг)

(В тетрадях записано: валенки, гусь, утюг, мяч)

СЛАЙД

 - Обозначьте звуки цветными карандашами.

- Назовите слово, в котором все согласные звуки мягкие. (Мяч)

- Почему так произошло? ([ч,щ,й] – мягкие звуки)

- Молодцы! Со словами поработали. А теперь из слов предложение составьте.

СЛАЙД

(У Юли жил котёнок Васька.)

- Назовите слово, в котором все согласные твёрдые. (Жил)

- Объясните свой выбор. ([ж, ш, ц]-  твёрдые звуки)

- Давайте сделаем вывод. Какие согласные не поддаются буквам-командирам И, Е, Ё, Ю, Я, Ь? (……….)

(Выставляются на доску буквы Ж, Ш, Ц и Ч, Щ, Й)

- Мы подошли к последнему заданию и отправляемся с вами на рыбалку на Озеро слов. У каждого ряда будет отдельное задание. Слушайте внимательно.

СЛАЙД

- Сколько много рыбы!

СЛАЙД

- А вот и слова. (Кольцо, липа, моль, ива, рога, люк, уголь, рёв, оса)

1 ряд записывает слова, где мягкость согласных звуков обозначена гласными буквами.

2 ряд записывает слова, где мягкость согласных звуков обозначена Ь.

3 ряд записывает слова, где все согласные твёрдые.

- Проверяем, объясняем свой выбор.

СЛАЙД

- Наш урок подошёл к концу. Вспомните, что мы сегодня повторяли? (….) Ответьте на вопросы.

СЛАЙД Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных на письме?

СЛАЙД  Какой ещё буквой обозначают мягкость согласных на письме?

СЛАЙД  Какие согласные буквы не нуждаются в  гласных буквах для обозначения мягкости на письме?

СЛАЙД  Какие согласные  всегда остаются твёрдыми?

СЛАЙД  Какие способы обозначения мягкости согласных на письме вы знаете?

СЛАЙД

- Ребята, как вы думаете, достигли мы цели нашего урока? (…..)

- Что у вас получилось сегодня лучше всего? В чём испытали затруднения? (…..)

- Оцените свою работу. Перед вами рыбки трёх цветов. Если вы довольны своей работой, у вас всё получилось – выберите рыбку золотого цвета, если вы довольны своей работой, но у вас есть какие-то вопросы по этой теме – выберите рыбку розового цвета, если вам нужна помощь – выберите рыбку белого цвета.

- Выбор свой сделали, теперь отпустим  рыбок в озеро. (На доске плакат с изображением лесного озера. Дети подходят и приклеивают свою рыбку).

- Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных на письме буквами. Работа с текстом."

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме буквами.Работа с текстом.  Цели: 1) Совершенствовать умение учеников обозначать мягкость согласного гласными и мягким...

Русский язык Обозначение мягкости согласного звука на письме.

Закрепление изученного материала по обозначению мягкости согласных.  Повторение таких тем, как "Предложение", "жи-ши, ча-ща" и т. д.  Нахождение в тексте непроверяемых и проверяемых безударн...

Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами: Е,Ё,Ю,Я,И и ь."

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса школы VIII вида...

Урок русского языка "Обозначение мягкости согласных звуков на письме." (1 класс)

Закрепление умений обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и гласных букв е,ё,и,ю,я....

Урок Русского языка Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

УрокРусского языкаОбозначение мягкости согласных звуков на письме....