Спряжение глаголов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Калмыкова Елена Васильевна

Цель: совершенствовать знания учащихся о спряжении глаголов настоящего и будущего времени; развивать умение определять спряжение глаголов по неопределённой форме, творческое мышление, орфографическую зоркость; воспитывать любовь к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Спряжение глаголов.

Цель: совершенствовать знания учащихся о спряжении глаголов настоящего и будущего времени; развивать умение определять спряжение глаголов по неопределённой форме, творческое мышление, орфографическую зоркость; воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование:  плакат «Остров глаголов», словарные слова, слова к упражнению, памятка.

                                       Ход урока.

1.Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Готовность к уроку.
  • Посадка.

2.Сообщение  темы и цели урока.

- Сегодня на уроке закрепим изученное о глаголе.

3.Чистописание.

- Начинаем наш урок с чистописания. Рассмотрите сочетания букв на доске:

Ут   ют   ат   ят

- Что вы можете о них сказать?(это окончания глаголов 1 и 2 спряжения в 3 лице множественного лица).

- Прочитайте слова:

Гуляют   спят   мычат   ведут

- Что общего в этих словах? (это глаголы настоящего времени, 3 лица, множественного числа).

- А теперь откройте тетради, запишите дату, классная работа и две строчки минутки чистописания:

1 строчка – сочетание букв чередуем

2 строчка – записать слова 1 раз.  (Соблюдаем правила посадки и написания букв).

Задание: в словах выделите личные окончания глаголов и укажите спряжение.

- Проверяем: назовите глаголы 1 спряжения, 2 спряжения.

- Что такое спряжение глаголов? (изменение глаголов по лицам и числам).

- Как определить спряжение глаголов? (поставить глагол в начальную форму, в 3 лицо множественного числа). Работа с памяткой.

- Что будем закреплять о глаголе? Какова тема урока?

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.

- А теперь запишите слово «Словарь».

4. Словарно – орфографическая работа.

  • Добавьте гласные и составьте слова.

- На доске даны словарные слова. Добавьте к ним гласные и составьте слова.

БЛ**ТЬ, В**ТЬ,  ГЛ*Д*ТЬ,  Д*М*ТЬ,  *ЗД*ТЬ,  КЛ**ТЬ, Н*В*Л*ТЬ,  Н*Г*Д*В*ТЬ,  Н*Н*В*Д*ТЬ.

- Что общего у этих слов? (это глаголы неопределённой формы).

- Назовите суффиксы в основах глаголов и сравните их.

- В чём их различие? (глаголы н.ф. с суффиксами –И – 2 спряжение, а  все остальные – 1 спряжение).

- На какие 2 группы распределим эти слова? (1 и 2 спряжения).

- Распределите эти глаголы по спряжениям и запишите их.

 Проверка: Какие глаголы отнесли к 1 спряжению, ко 2 спряжению?

1спр.: блеять, веять, думать, лаять, негодовать.

2спр.: гладить, ездить, клеить, неволить, ненавидеть.

- Назовите ещё раз глагол – исключения. Какие знаете глаголы – исключения? Назовите их.   Работа с памяткой.

- Как определяли спряжение глаголов, по какой форме?

  • Запись предложения под диктовку.

- А теперь запишем предложение под диктовку с комментированием. У доски записывает предложение…  , а остальные на месте:

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

- Разобрать по членам и по частям речи, у глагола указать морфологические признаки. (это предложение невосклицательное, повествовательное, простое, распространённое, с однородными членами).

- Что такое спряжение?

5. Проверка домашнего задания.

- Откройте домашние  тетради и учебники, проверим домашнее задание.

- Какое упражнение выполняли дома? (упр.170)

- Какое задание было дано в упражнении?

-Проверяем: называете глагол, разбор по составу и его морфологический признак.

Пилите - н.в., 2л., мн.ч., 2 спр.                           Светит - н.в., 3л., ед.ч., 2 спр.

Плаваешь - н.в., 2л., ед.ч., 1 спр.                      Напишу – б.в., 1л., ед ч.

Убегу – б.в., 1л., ед.ч.                                            Играем – н.в., 1л., мн.ч., 1спр.

- Как же правильно написать безударное окончание глагола? (нужно поставить в 3 л., мн.ч. или  в н.ф.)

-Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения, какие – 2 спряжения?

-Закройте домашние тетради  и отложите их.

6. Упражнение в распознавании спряжения глаголов.

- Продолжим работу над правописанием безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

  • Определить спряжение глаголов.

- На доске записаны слова:

Синеет, лечат, поспешишь, удивишь, пишет, ночуют, кормят, брить, встречу, стелют, слушаешь, дышать.

- Прочитайте их.

- Чем они различаются? (окончанием, спряжением, временем, н.ф., глаголы-исключения).

- Как определить спряжение глагола? ( по н.ф., 3л. мн.ч., не являются ли глаголами-исключения).

- Спишите глаголы, указывая спряжение и выделите личные окончания глаголов.

- Проверяем цепочкой.

  • Работа по учебнику.

- Сегодня на уроке будем выполнять упражнения повышенной трудности, у кого возникнут затруднения, обращайтесь за помощью к трудным заданиям  в конце учебника.

УПР.160 – коллективная работа на месте.

- А теперь выполним упражнение 160 на стр.112.

- Прочитайте 1 задание. На какие 2 группы распределите глаголы? ( по спряжениям).

- Запишите их по спряжениям.

- Как определить спряжение глаголов? РАБОТА С ПАМЯТКОЙ.

- Глаголы будем писать в 3 лице мн.ч. и выделять окончания.

- Задание выполняем на месте цепочкой.

- В каких глаголах  особенно было трудно определить  безударное окончание  глаголов?

- Прочитайте 2 задание.

7. Физминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши 3 хлопка,

Головою 3 кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

8. Закрепление изученного материала.

- Продолжаем урок. Выполняем упр. 161 – устно, коллективно.

- Прочитайте 1 задание.

- В какой форме даны глаголы? (н.ф.)

- Можно ли эти глаголы распределить по спряжениям в 2 группы? Почему?

- Чтобы выполнить это упражнение, обратитесь за помощью к трудным заданиям на стр.135. Откройте её. Прочитайте задание.

- Поставьте эти глаголы  в форму 2 лица ед.ч., укажите спряжение.

- Нужно ли у этих глаголов определять спряжение? Почему?

- Прочитайте 2 задание.

- Давайте ещё раз повторим , какие глаголы – исключения вы знаете? РАБОТА С ПАМЯТКОЙ.

  • Выборочный диктант.

- У доски работают 2 ученика, остальные в тетрадях.

- Выпишите только глаголы. Определите спряжение, выделите личные окончания глаголов. (Читаю предложения 2 раза).

Светит косая метель. Белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Скользит по дорогам яростная позёмка. Гонятся вихри за санями, за машинами. Тонут в белых холмах заборы.

-  Проверяем. (ученики открывают доску, проверяем, исправляем ошибки)

- Вопросы: - 1уч.: - что такое спряжение глаголов?

                        2 уч: - как определить спряжение глаголов?

9. Итог.

- Как правильно написать  безударное окончание глагола?

                                Выставление оценок.

10. Домашнее задание.

- Закройте тетради. Откройте дневники, запишем домашнее задание.

                                    Стр.113, упр.163(1,2)

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения;  развивать внимание,...

Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".

Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....

«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе  «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...

Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...

Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...