Урок русского языка "Части речи. Повторение и обобщение."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

 Наталья Николаевна Макарова

В материале представлен конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части речи. Повторение и обобщение."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

Урок  русского языка

«Части речи»

(УМК школа России)

Учитель: Ширченкова Н.Н.


                  Урок русского языка в 3 классе

Тема урока: «Части речи. Повторение и обобщение.»

Цель урока:  

- систематизировать знания  и обобщить изученный  материал по теме «Части речи»

Задачи урока:

1. Формировать умение распознавать части речи, дать начальное представление об их классификации.

2. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, речи, орфографической зоркости.

3. Развивать  интеллектуальные умения (анализировать, обобщать, классифицировать), деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму).

4. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в паре, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.

5.  Воспитывать уважительное, бережное и заинтересованное  отношение  к русскому  языку,

Необходимое оборудование и материалы        :

- компьютер, проектор, экран.

        Ход урока.

СЛАЙД№ 1-2

I.Орг. момент:

 

Итак, друзья, внимание.

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

-Начнем скорей урок!

II. Актуализация знаний.

1. Исследование слова «ярмарка»

Учитель:

 -  Сегодня на уроке мы   с вами отправимся  на ярмарку.

СЛАЙД№ 3

 -  Прочитайте слово    ЯРМАРКА.

- Может кто – то из вас объясните,   что такое ЯРМАРКА?

СЛАЙД№ 4

 (торг, базар, который устраивается регулярно, в определенное время  года, на котором бывают различные увеселения).

-Подберите синонимы к этому слову.

(рынок, базар, торг, распродажа)

   _ А знаете ли вы как образовалось это слово?  

(Дети дома готовят ответ на этот вопрос)

СЛАЙД№ 5

Оно пришло к нам из немецкого языка, в слове две части  ЯР- год, МАРКТ – торг, рынок, базар.

2. Минутка чистописания

- Ребята, на ярмарке можно купить любой товар. В шкатулке у меня предмет. Вы должны отгадать, что это. Я вам подскажу. Если вы отгадаете, какая буква лишняя, то узнаете с какой буквы начинается название этого предмета.

   СЛАЙД№ 6

Какая буква лишняя? Почему? Докажите.

( в шкатулке яблоко). Скажите, сколько звуков обозначает буква Я в слове «яблоко»?

В каких еще случаях она может обозначать два звука?

-Назовите еще буквы, которые обозначают два звука.

СЛАЙД№ 7

Запишите букву Я

- Запишите слово ЯРМАРКА в тетрадь. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную.

-Какое это слово?

- Придумайте предложение со словом «ярмарка». Запишите. Разберите по членам предложения.

III. Самоопределение к деятельности.

Послушайте ст.-е  И. Токмаковой «Ярмарка».

СЛАЙД№ 8

Ярмарка, ярмарка,

Огневая, яркая,

Плясовая, жаркая,

Глянешь налево –

Лавки с товаром.

Глянешь направо-

Веселье даром.

Ребята, давайте мы с вами попробуем разделить слова на группы.

Проверка

-На какие группы их можно разделить?

Формулировка темы урока, постановка цели.

-О чем мы будем говорить на уроке?

-Какую цель ставим? (повторить и обобщить знания о частях речи)

-Какие части речи знаете?

IY. Работа по теме урока.

-Представьте,  что мы на торговой площади ярмарки. Какие товары можно купить на ярмарке??

-Какую  часть речи вы использовали, чтобы назвать товары?

Вывод!

-А теперь представьте, что  я   купила на ярмарке различные товары.  Я опишу их, указав  их  признаки. Вы  постарайтесь  узнать, что купила  я  в лавке или балагане.

в лавке я купила:

СЛАЙД№ 9

Небольшой, глиняный, расписной…кувшин

Красивую  разделочную…    доску

Ручные золотые… часы

Зеленое, сочное …яблоко

Сладкие,  шоколадные… конфеты

- Какую  часть речи  использовали, описывая предмет?

Вывод!

 Ярмарка в самом разгаре. Всюду торг, шум, говор, веселье.

-Какими   словами можно передать действия  людей?

-Что делают люди?

- Какую  часть речи  использовали, описывая действия людей?

Вывод.

V.Физкультминутка

-Ребята, я  купила на ярмарке шкатулку. Посмотрите, какая красивая.

СЛАЙД№ 10

-Давайте посмотрим что в ней?

 СЛАЙД№ 11

- Ребята, волшебная шкатулка, что-то говорит, сообщает.

 - Прочитайте слова.

СЛАЙД№ 12

- Как вы думаете, какое задание предлагает выполнить шкатулка? 

- Разделите слова на три группы.

-По какому признаку разделим? (по частям речи).

-Запишите в тетради с п/о на с. 31, упр.71.

- Давайте проверим, правильно ли распределены слова на группы.

- Какие слова отнесли к группе существительных, прилагательных, глаголов?

СЛАЙД№ 13

- Что вы делали для того, чтобы определить в какую группу записать слова?

Т.е. вы действовали по алгоритму.

Алгоритм.

 СЛАЙД№ 14

VI.  Закрепление.

Работа по учебнику

СЛАЙД№ 15

Упр.89 (с.53)

Рассмотрите таблицу. Выполните задание.

(Несколько учеников делают сообщения на тему «Что я знаю о частях речи» и приводят примеры.)

- Какие части речи вы еще знаете?

- К каким частям речи относятся слова, приведенные в учебнике?

Контролирующее задание.

-Выполните тест парами.

(Фронтальная проверка.)

СЛАЙД№ 16

VII. Рефлексия.

Игра «Самый внимательный».

СЛАЙД№ 17

Прочитайте. Вставь пропущенные слова определи, какой частью речи являются. Докажите с помощью алгоритма.

- Как вы определяли части речи?

Век живи – век учись.

Тетрадь – зеркало ученика.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

- Прочитайте высказывание, которое приготовила нам волшебная шкатулка.

СЛАЙД№ 18

Qui quaerit, reperit [кви квэрит, рэпэрит]  

 

 Кто ищет, находит.

Подведение итогов урока.

-Давайте подведём итог урока.

- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

СЛАЙД№ 19

-Посмотрите на кружочки и определите для себя кружок и по настроению и по трудностям, возникающих у вас на уроке.

     1.                                            2.                                                              3.      

1. Я хорошо усвоил тему!

2.  Я ещё затрудняюсь, но  уверен, что справлюсь.

3. Мне нужна помощь.

-Я довольна тем, что настроение почти всех ребят класса передаёт кружок 1.

Домашнее задание

Упр.90 (с.54)

СЛАЙД№ 20

Список использованной литературы:

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова  «Толковый словарь русского языка»

Т.Г.  Рамзаева  Учебник «Русский язык» 3 класс

  И. Токмакова «Стихи для детей».

  Сборник пословиц


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧАСТИ РЕЧИ Презентация подготовлена учителем МОБУ СОШ №12 Ширченковой Н.Н.

Слайд 2

Итак, друзья,внимание . Ведь прозвенел звонок Садитесь поудобнее - Начнем скорей урок!

Слайд 4

Ярмарка- это базар , который устраивается регулярно, в определенное время года, на котором бывают различные увеселения

Слайд 5

Ярмарка (немецкий) 2 части ЯР- год, МАРКТ – торг, рынок , базар.

Слайд 6

Назовите лишнюю букву а, о, и, ы, я, э, у

Слайд 8

Ярмарка, ярмарка, Огневая, яркая, Плясовая, жаркая, Глянешь налево – Лавки с товаром. Глянешь направо- Веселье даром.

Слайд 11

Предлог Имя прилагательное Глагол Наречие Имя существительное Имя числительное аккуратные сегодня «

Слайд 12

Имя существительное Имя прилагательное Глагол Наречие Имя числительное Кто? Что? обозначаетпредмет Что делает? обозначает действие предмета Какой? обозначаетпризнак предмета « ученик внимательный слушает тетради аккуратные пишут

Слайд 13

ученик внимательный слушает пишут тетради аккуратные 6 Имя существительное Имя прилагательное Глагол Наречие Имя числительное Когда? обозначает предмет Какой? обозначает признак предмета Что делает? обозначает действие предмета Который? Кто? Что? обозначает признак действия обозначает порядок при счёте «

Слайд 14

1. задай к слову вопрос 2. определи, что обозначает слово 3. назови часть речи «

Слайд 15

Работа по учебнику Стр. 53, упр. №89

Слайд 16

ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ С . ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ 2. В . ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС КАКОЙ? КАКАЯ? 3. В. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА 4. А . ГЛАГОЛЫ ОБОЗНАЧАЮТ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА 5. С. ГЛАГОЛЫ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? 6. А . ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?

Слайд 17

Век живи – век ….. Тетрадь –… ученика . Книга – …… окошко , через него весь мир видно . зеркало учись маленькое

Слайд 18

« Qui quaerit , reperit » «Кто ищет, находит»

Слайд 20

ученик внимательный До свидания! Вы, молодцы! Наречие Благодарю за сотрудничество! Спасибо, за урок! Желаю успехов в учёбе! «


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по риторике № 11 Средства выразительности устной речи (повторение и обобщение) (2 класс)

Презентация к занятию по риторике. Занятие № 11 Тема: Средства выразительности устной речи (повторение и обобщение) (2 класс)...

Части речи. Повторение и обобщение 2 класс

Части речи. Повторение и обобщение...

Конспект урока русского языка Тема: Повторение. Части речи. Имя существительное.

Цели деятельности учителя: повторение материала по разделу: « Части речи», «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, сам...

«Части речи. Повторение и обобщение» 3 класс

Цель урока: - систематизировать знания  и обобщить изученный  материал по теме «Части речи»Задачи урока:1. Формировать умение распознавать части речи, дать начальное представление об их...

Урок русского языка по теме «Части речи. Повторение и обобщение» 2 класс

Урок русского языка по теме «Части речи. Повторение и обобщение» 2 класс...

План-конспект урока русского языка в 4 классе "Обобщение и повторение знаний о спряжении глаголов" (система Л.В.Занкова)

Предмет: русский языкКласс: 4 «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»Тема урока: «Обобщение и повторение знаний о спряжении глаголов»Форма урока: урок-рефлексияМетоды и пр...

«Части речи. Повторение и обобщение»

Конспект урока - обобщения по теме "Части речи" Дети обобщают и закрепляют полученные знания по этой теме....