Разработка урока русского языка во 2 классе "Разделительный мягкий знак"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Нейжмак Марина Николаевна

Описание работы.

Автор: Нейжмак Марина Николаевна -  учитель начальных классов, 2  категории,

Сальский район с. Бараники.

МБОУ «средняя общеобразовательная школа №46

Преподаваемый предмет: Учитель начальных классов.

Контактный телефон, e-mail: 89281589290,  nejshmak@mail.ru/

Предмет: русский язык, учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык 2 класс» 2 часть.

УМК"Школа России».

Тема урока: «Разделительный мягкий знак» (урок №1)    .

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор, доска, конверты (по количеству парт в классе), в которых на отдельных карточках записаны задания.

Оборудование для детей: тетрадь, «солнышки», карточки для индивидуальной работы.

 

Цели и задачи урока:

Цель:

      - Формировать умение употреблять в словах мягкий разделительный знак.

Задачи:

- Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, созданием проблемных ситуаций.

- Развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.

- Воспитывать умение слушать других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelitelnyy_myagkiy_znak_2_klass.docx657.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Разделительный мягкий знак (урок №1)    5.02.2015г.

Цель:

      - Формировать умение употреблять в словах мягкий разделительный знак.

Задачи:

- Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, созданием проблемных ситуаций.

- Развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.

- Воспитывать умение слушать других.

Ход урока.

1. Организационная часть.

В некотором царстве, в дружном школьном государстве жил да был 2  класс.C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\материалы к уроку р.я\0_b1b4b_376f5a9a_XL.png

Слышите, ребята, я про вас.

Хорошо ли в царстве жить?

Все ли правила в нем знают, а как в жизни применяют?

Сегодня мы это и проверим.

- Записали сегодняшнее число. Классная работа.

2.Постановка цели урока.

В сказочном городе букв, что находится за тридевять земель, в три десятом царстве, в небольшом домишке, что стоял на самой окраине этого города, почти у самого леса. жила - была буква. Была она такая тихая и скромная, что никто даже не слышал ее голоса. О ней частенько забывали и вообще не брали во внимание. Все буквы посмеивались над ней: « Она даже не обозначает звука, не умеет говорить…» - ворчали они. Жилось ей плохо, очень одиноко.C:\Documents and Settings\1\Мои документы\мои открытые уроки\Прощание с азбукой\детский алфавит\1438232-ba55ba47820ad787.jpg

- Ребята, как вы думаете, кто живет в этом домике? Почему? (ь знак) 

3. Минутка чистописания

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Словарная работа.  

Отгадайте загадки.

Близкие родственники, живущие вместе  (семья).

Верхняя одежда, которую мы одеваем в холода (пальто).

Снежная буря, метель (вьюга).

Время суток, когда мы бодрствуем (день).

Подчеркнуть и объяснить орфограммы.

На доске, беспорядочно, расположены картинки -  отгадки. Ученик подходит и выбирает картинку, соответствующую отгадке и записывает слово на доске.

5. Создание проблемной ситуации.

- Что общего во всех этих словах? (Во всех словах есть мягкий знак).

- О чем будем говорить на уроке? (О правописании слов с мягким знаком).

- Что мы уже знаем по данной теме? (По мере ответов детей, открывается строки в таблице, и помечается в графе «знаю» плюсом).

Заполнение таблицы в графе «знаю»

 

            Знаю

        Узнал

Мягкий знак – это буква.

 

 

Мягкий знак не обозначает звука.

 

 

Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного.

Мягкий знак – это орфограмма

Мягкий знак может быть разделительным

Мягкий знак может менять значение слова

Разделительный мягкий знак показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются.

 Разделительный Ь пишется перед буквами Е Ё Ю Я И

 

 

Разделительный Ь пишется после букв, обозначающих согласные звуки.

 

 

Разделительный Ь пишется в корне слова.

 

 

- Разделите написанные слова на 2 группы.

1. Семья, вьюга                         На доске

2. Пальто, день.

- Чем отличаются слова каждой группы?  (Первая группа слов – это слова с разделительным мягким знаком, а во второй группе слов – мягкий знак показатель мягкости согласного).

- На сегодняшнем уроке мы с вами должны будем ответить на 2 вопроса:

1. Для чего нужен разделительный мягкий знак?          

2. Когда пишется разделительный мягкий знак?

 6. Открытие новых знаний.

- Объясните лексическое значение слова – семья.

Пустой карточкой закрыть букву мягкий знак.

 - Объясните лексическое значение нового слова – семя.

- Разные слова? Какой мы можем сделать вывод? (Мягкий знак меняет значение слова, важно его не пропустить, т.к. люди должны понимать, о чем вы хотите сказать).

- А какая роль мягкого знака в слове вьюга? ( Показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются).

- Ребята, мы ответили с вами на первый вопрос «Для чего нужен разделительный мягкий знак?».

Работа по учебнику Упр. № 52

- записать слова в тетрадь;

- выяснить перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак и после каких;

- сколько звуков в этих случаях обозначают буквы Е Ё Ю Я И и почему. (Вспомнить правило)

Образец выполнения: Ателье       й э    .

Вывод: Разделительный Ь пишется перед буквами Е Ё Ю Я И

                 Разделительный Ь пишется после букв, обозначающих согласные звуки.

Физминутка.

- Поиграем в игру «Бывает – не бывает». Я буду предлагать вам различные высказывания. Если вы с ними согласны, то будете тянуться вверх, а если – не согласны, будете приседать. Готовы?

Ночью идёт дождь. (тянутся вверх)

У слона есть крылья. (приседают)

У охотника есть ружьё. (тянутся вверх)

Ночью бывает радуга. (приседают)

Варенье варят из ягод. (тянутся вверх)

Жильё белки в дупле. (тянутся вверх)

- Молодцы! Садитесь, пожалуйста.

Работа по учебнику Упр. № 54.

 - произнести название предметов и записать;

- подобрать и записать 1 – 2 однокоренных слова и выделить корень;

Платье, платьице, платяной.

Воробьи, воробей, воробьишко.

Колосья, колосок, колоситься.

- выяснить в какой части слова находится разделительный мягкий знак.

- Ребята, мы ответили с вами на второй вопрос  «Когда пишется разделительный мягкий знак?»

7. Закрепление изученного материала.

                          Работа по карточкам (у каждого на столе карточка с заданием).

  1. Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов.

Стул – __________________________________________________

Воробей – _______________________________________________

Перо - ___________________________________________________

  1. Подчеркни одной чертой разделительный мягкий знак, а двумя - буквы, перед которыми он пишется.
  2. Выделить ту часть слова, в которой пишется разделительный мягкий знак.

  1. Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов.

Брат – _____________________________________________________

Дерево –  __________________________________________________

Лист -  ____________________________________________________

  1. Подчеркни одной чертой разделительный мягкий знак, а двумя - буквы, перед которыми он пишется.
  2. Выделить ту часть слова, в которой пишется разделительный мягкий знак.

8. Домашнее задание.

Уч. стр. 33 Упр. 56 – разобрать.

9. Итог урока. Рефлексия.

- О чем говорили сегодня на уроке?

- Что узнали нового по данной теме?

                                           Оценить работу учащихся на уроке

Ребята, я приготовила каждому из вас памятки по данной теме, которые помогут вам лучше запомнить, когда в словах пишется разделительный мягкий знак.

   Слева от меня – согласный,
Справа – е, ё, и, ю, я.
Чтобы не было слияния,
Разделил их ловко я.

Мягкий знак – это буква.

Мягкий знак не обозначает звука.

Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного.

Мягкий знак – это орфограмма

Мягкий знак может быть разделительным

Мягкий знак может менять значение слова

Разделительный мягкий знак показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются.

 Разделительный Ь пишется перед буквами Е Ё Ю Я И

Разделительный Ь пишется после букв, обозначающих согласные звуки.

Разделительный Ь пишется в корне слова.

               

А сейчас прикрепите на доску, рядом с домиком мягкого знака солнышки.C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\Сказочные персонажи\fb1e3b5289e6.jpg

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\Сказочные персонажи\3729c779d863.jpgC:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\Сказочные персонажи\023ec5016869.jpg

Все

Все получилось, было интересно                  Было интересно, но                             Было скучно и не интересно

                                                                            не все получалось

- На следующем уроке мы с вами продолжим работу по данной теме и закрепим знания, полученные на этом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак- показатель мягкости согласного на письме"

Цели: Формировать умения писать слова с мягким знаком.                 Формировать умения сравнивать количество звуков ...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.

Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...

Презентация урока русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Презентация выполнена по УМК "Начальная школа 21 века"....

Методическая разработка урока русского языка по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука"

Методическая разработка урока рус.языка по теме: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука...

методическая разработка урока русского языка 3 класс "Мягкий знак в окончаниях существительных после шипящих"

В методической разработке представлен урок , на котором учащиеся знакомятся с ещё одной работой мягкого знака - обозначением имён существительных женского рода....