Развитие у первоклассников языковой чувствительности к морфеме
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Карповникова Елена Хамитовна

Языковое чутье есть проявление индивидуальных особенностей языковой способности, данной человеку от рождения. Языковое развитие в современной школе должно осуществляться преимущественно с опорой на языковое чутьё с постепенным формированием языковой и коммуникативно-культурной компетенции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие у первоклассников языковой чувствительности к морфеме

     Выражение языковая чувствительность принадлежит Л.И. Айдаровой  и стоит в ряду таких названий проявления феномена языковой способности, как дар слова, языковое чутье, языковое чувство, языковая информация, языковая догадка.

     В методике русского языка как области научного знания обозначен принцип развития чувства языка, который предполагает учет освоения ребенком языка, его закономерностей «на подсознательном уровне» (Л.П. Федоренко). В новых проектах образовательных стандартов по русскому языку в начальной школе реализация развивающей функции обучения связывается также с развитием языкового чутья. В самом общем понимании языковое чутье есть проявление индивидуальных особенностей языковой способности, данной человеку от рождения. Корни возникновения языкового чутья в развитии ребенка (впрочем, и взрослого тоже) наиболее четко раскрыты в трудах   Н.И. Жинкина.   Вслед   за   ним Л.И. Божович определяет языковое чутье «как неосознанное, нерасчлененное эмоциональное обобщение речевого опыта ребенка, используемое в речи для регулирования и контроля правильности... которое возникает непроизвольно, как побочный продукт деятельности, направленной ...на овладение практикой речевого общения». Соответственно языковое развитие в современной школе должно осуществляться преимущественно с опорой на языковое чутье с постепенным формированием (по мере школьного образования) языковой и коммуникативно-культурной компетенций. Становление языковой компетенции предполагает сознательное освоение знаний о языке как знаковой системе, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и на этой основе повышения культуры речи.

     Все эти задачи могут решаться при ознакомлении младших школьников с морфемикой и словообразованием, при этом важно, по моемумнению, развивать языковую чувствительность к морфеме как минимальной значимой части слова.

     Эта работа может осуществляться уже в период обучения грамоте и составлять пропедевтический этап. Само название этапа — пропедевтический — указывает на его отнесенность к периоду обучения грамоте как вводному в изучении языка, предваряющему его теоретическое изучение посредством наблюдений над языковым материалом с последующим эмпирическим обобщением.

     Для этого следует использовать задания, основанные на таком проявлении языкового чутья, как словотворчество, отражающее попытки детей, во-первых, восполнить ограниченный словарный запас комбинированием известных им морфем, а во-вторых, реализовать свои игровые потенции на языковом материале. Надо отметить, что с возрастом детское словотворчество затухает: в младшем школьном возрасте развивается такое новообразование, как рефлексия, у детей появляется критическое отношение к себе и своим речевым ошибкам. В связи с этим в обычной обстановке дети начинают стесняться своих языковых экспериментов, а на побуждение к ним отвечают отказом («Не знаю», «Нас так не учили»). При этом и сами педагоги занимают неверную позицию: видят за словотворчеством детей нарушение речевых норм и при этом пытаются исправить речь детей.

     Очевидно, в период обучения грамоте требуется создание специальных игровых проблемных ситуаций, в которых словотворчество было бы адекватным способом речевого поведения. Языковые игры в этом случае не только помогают осуществлять преемственность с дошкольным образованием, но и позволяют решать учебные задачи:

1)  осваивать морфему как языковую единицу, выяснять правила и границы словообразования (что приводит к почти исчезновению грамматических ошибок и речевых неточностей);

2) порождают окказионализмы (детские неологизмы), имеющие экспрессивно-эстетическую окраску;

3) способствуют снятию «рефлексивного барьера» и развитию творческой активности.

     Соответственно языковые игры могут иметь различную направленность.

     Прежде всего, языковым играм следует придать исследовательскую направленность. Основной мыслительной работой ребенка должно стать исследование языкового материала, выделение языковых единиц и правил их употребления. Такая «квазилингвистическая» деятельность хотя и напоминает деятельность лингвиста, но таковой не является, так как ребенок не делает открытий в науке, а открывает «новое» для себя. Этому способствует вычленение морфемы как минимальной значимой единицы слова, оперирование ею как при воссоздании уже существующих слов, так и при образовании окказионализмов.

     Примером может служить игра «В снежки». Исходным выступает слово снег, а задание звучит следующим образом: «Слепи» свое «снежное» слово». Отталкиваясь не столько от смысла слова, сколько от своих представлений о том, что можно лепить из снега, дети начинают подбирать родственные слова: снеговик, снегурочка, снежная (баба). В продолжение задания детям предлагается посоревноваться командами: какая из команд быстрее выстроит из придуманных «снежных слов» «снежную крепость». Соревновательный характер игры приводит к тому, что дети, добавив к корню -снег- все хранящиеся в речевой памяти аффиксы, прибегают к словотворчеству, например: «лепят» из «снега» семейку ежей (снежонок — снежный ежонок; снежата много ежей; снежиха мама и т.п.).

     Исследовательский характер языковой игры в период обучения грамоте, на мой взгляд, должен опираться на развитие играющего мышления, творческого воображения первоклассников. Этому могут способствовать игры в форме «путешествий», имеющие сюжетно-ролевой характер. Возможностями для проведения такой игры располагает дидактический материал из азбуки «АБВГДейки» (авторы Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева), например, «На острове Хохотании».

Попадая на остров в качестве путешественников, первоклассники должны решить целый ряд задач:

— Как следует обратиться к жителям этого острова? Уважаемые...

(Хохотяне, хохотушки, хохотанцы.)

— Выбери для путешествия по острову одно предложенных средств передвижений или построй (нарисуй) свое.

(Смехолет,  улыбкокат,   смехоход,  хохотовоз.)

- Придумай название диковинным животным этого острова:

«То ли лошадь,

То ли слон,

То ли сказочный дракон». (Д. Хармс)

(Слонеконъ, конеслон, драконь.)

 — Сочини свою потешку, небылицу.

     Если возникающие у детей затруднения при выполнении этого задания образуют «творческую паузу», задание по желанию может быть выполнено дома, в сотворчестве с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи первоклассников.

Преемственность детский сад и школа....

Развитие речевой и языковой компетентности детей мигрантов. Программа "Учусь говорить по-русски".

В МБОУ СОШ №4 в каждом  классе начальной ступени образования обучается от 20 до 30% детей иностранных граждан. По результатам проводимых диагностик около 90% поступающих к нам детей мигрантов име...

Дидактический материал по развитию у первоклассников буквенного гнозиса и мнезиса на материале строчных и заглавных букв

Данные материалы предназначены для работы с учениками первых классов которые изучают письменные буквы и имеют трудности в усвоении образов строчных букв....

Речевое развитие будущих первоклассников

Авторская разработка логопеда МАОУ СОШ№ 1...

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В данной программе представлены приблизительные этапы диагостического обследования речевого развития детей, поступающих в первый класс ( по опыту работы)....

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»...

Методическая разработка для учителей начальных классов. Упражнения для развития фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза.

Данная методическая разработка поможет учителям начальных классов развивать навыки фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза. Упражнения легко доступны....