Урок русского языка. 4 класс.Школа России.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тема урока.Понятии о местоимении.Личные местоимения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka._4_klass.docx23.69 КБ
Файл urok_russkogo_yazyk._4_klass.pptx195.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.4 класс Программа « Школа России.

Тема  урока. Понятие  о местоимении. Личные местоимения.

Цели урока:

1.Знакомство с новой частью речи – личными  местоимениями. Формирование умения выделять их в речи и  правильно употреблять ;совершенствование умения  производить морфологический , морфемный и синтаксический  разборы;

2. обогащение активного словаря; развитие зрительной памяти, мышления, внимания;

3.Воспитание уважительного отношения к  близким .

Оборудование. Презентация  (слайды) для проекции, деформированный текст, карточки с образцом морфологического разбора, нарисованного на  листе ватмана солнце.

Ход урока.

1.Мотивирующее начало.

Учитель:

- Где человек чувствует себя хорошо ,уютно. где он любим и любит сам? ( в семье).

Слайд на экране:

Семья

Зачем нам клад, коли в семье лад.

Беседа.

- Какие слова  спрятались в этом слове?  Как можно изобразить это слово?      7я или 

Толковый словарь

2.Минутка чистописания. Я я

- Назовите буквы из слова семья. которые обозначают  согласные звуки ? Запишите : ся   мя.

Словарная работа.

- Словарные слова с «опасной» буквой я язык заяц  рябина. На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают? Какая это часть речи?  Назовите лишнее слово?

3.Актуализация  опорных знаний.

Закрепление знаний об имени  существительном по схеме: (слайды):

Имя сущ. – это…

Отвечает на вопрос…

Обозначает…

Бывают…

Изменяются…

- Найдите в предложениях существительные, которые относятся к семье? ( по вариантам слайды на экране).

1.Мать подарила нам  жизнь и мир вокруг нас.

2.Отец всегда нас защищает и оберегает.

Двое учеников у доски .Морфологический разбор по образцу (слайды)

1.Часть речи.

2.Начальная форма.

3Постоянные признаки:

- одушевлённое,

-неодушевлённое,

- род.

4.Непостоянные признаки: число.

5.Роль в предложении.

- Мы закрепили  ваши знания  об имени существительном. А какой частью речи  будет  посвящен  сегодняшний урок. Вы скажите сами.

4.Постановка проблемы, открытие нового.

Слуховое восприятие текста:

Самое прекрасное слово на Земле – мама. Мама - добрая и ласковая. Мама меня очень любит и никогда не бывает  равнодушной. Мама всё умеет.

- О ком этот текст?

- Какое слово  повторяется? Можно ли его заменить ? Каким словом?

- Слова, заменяющие другие части речи - « герои» сегодняшнего урока.

Предлагаю вам игру « Вопрос- ответ». Условие - не называть  имён. Ответы записываем в тетради.

Как ты говоришь о себе?

Как  вы говорите о себе ,когда вы все вместе?

Как ты обращаешься  к товарищу ? (на ты)

Как ты обращаешься к учителю?  К взрослому человеку ? А ещё так обращаются  к группе людей? (вы)

Как ты говоришь о своём друге ,когда его нет рядом? О подруге? ( он она)

Какого рода  слова он она?  Слова  какого рода не хватает?

Как  вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом?

Таблица на доске:

                                         …

                                 …

                     …

            …

              я

             мы

           …

           ты

             вы

            …

  он. она. она

             они

- В русском языке есть слова, которые употребляются вместо имён существительных (или других частей речи). Можно сказать по- другому: они занимают место имени. Как называются такие слова? ( записываю слово местоимение на 1-й строке таблицы.)

- А теперь немного отдохнём вместе с нашими « героями».

5.Физминутка.

Дети выполняют  упражнения вместе  с учителем.

Чтение определения из учебника.

Дети читают хором по строчкам все местоимения.

Сообщение темы и целей урока.

- Посмотрите на местоимения 1-го столбика.2-го. Как изменяются местоимения ( записать на 2-й строке таблицы: ед.ч. ,мн.ч.)  

- На какие вопросы  отвечают местоимения?

- Называет ли местоимение предмет?

Чтение  второго определения.

- каждое местоимение указывает на лицо. Прочитайте 1-ю строчку таблицы, 2-ю и т.д .В тетрадях дописывают :1,2,3-е лицо.

- Вот почему  эти местоимения называются личными.

-Как  изменяются  местоимения 3-го лица ед.ч.?

6.Первичное закрепление. Развитие  умений.

1.Упр.5-беседа по содержанию.

 Прочитайте пересказ отрывка из басни И.Крылова  «Щука и Кот» .Ученики выполняют  упражнение: записывают имена существительные щуки, кошки, а рядом- личные местоимения, которые на них указывают. Выписывают предложение ,в котором  говорится о зубастой щуке, выполняют синтаксический разбор.

2. Работа с деформированным текстом. Работа в парах.

Задание: восстановить текст в паре, заменить повторяющееся слово местоимением  (1 вариант-1 л.,ед.ч.),указать число и лицо местоимений.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка (она) во всех затеях со мною  заодно.

Я с бабушкой  (ней) не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке  (ней),

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

3.Обобщение .По таблице сначала повторить сведения о местоимении, потом сравнить его с существительным  (слайды).

Существительное

Местоимение

Это…

Часть речи

Часть речи

Отвечает на вопрос…

Кто? Что?

Кто? Что?

Обозначает…

Предмет

Не называет предмет, а указывает на него

Бывает…

М.р.,   ж.р., ср.р.

1.2.3-го лица

Изменяются…

По числам

В 3-м лице ед.ч. по родам

 

7.Домашнее задание.

Упражнение 10 на с.31 .Подобрать пословицы о семье.

8.Подведение итогов урока.

- Дети. Вы сегодня хорошо поработали, я очень рада .От общения с вами на душе у меня тепло.  Спасибо вам за урок. Особенно сегодня отличились хорошими ответами…(оценивание).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка.4 класс. Тема. Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Слайд 2

Цели урока: 1. Знакомство с новой частью речи – личными местоимениями, формирование умения выделять их в речи и правильно употреблять; совершенствование умения производить морфологический, морфемный и синтаксический разборы; 2. Обогащение активного словаря; развитие зрительной памяти, мышления, внимания; 3.Воспитание уважительного отношения к близким.

Слайд 3

Семья Зачем нам клад, коли в семье лад.

Слайд 4

Имя сущ. –это… Отвечает на вопрос… Обозначает… Бывают… Изменяются…

Слайд 5

1.Часть речи. 2.Начальная форма. 3Постоянные признаки: - одушевлённое, -неодушевлённое, - род. 4.Непостоянные признаки: число. 5.Роль в предложении. Морфологический разбор по образцу

Слайд 6

… … … … я мы … ты вы … он. она. она они

Слайд 7

Задание : восстановить текст в паре, заменить повторяющееся слово местоимением (1 вариант-1 л., ед.ч .),указать число и лицо местоимений . Я с бабушкой своею дружу давным-давно. Бабушка ( она ) во всех затеях со мною заодно. Я с бабушкой (ней) не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке ( ней ), Но бабушкины руки люблю всего сильней. Работа с деформированным текстом. Работа в парах .

Слайд 8

Существительное Местоимение Это… Часть речи Часть речи Отвечает на вопрос… Кто Что Кто Что Обозначает… Предмет Не называет предмет, а указывает на него Бывает… М.р ., ж.р ., ср.р . 1.2.3-го лица Изменяются… По числам В 3-м лице ед.ч . по родам

Слайд 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя прилагательное" конспект урока русского языка УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева 2 класс

Конспект урока русского языка  УМК  "Школа России" Т.Г.Рамзаева  2 класс...

Урок русского языка УМК Школа России 4 класс Тема: "Время глагола"

Урок повторения и усовершенствования знаний учащихся о глаголе....

Разработка урока русского языка УМК "Школа России"

Урок русского языка по ФГОС 2 поколения....

Презентация к уроку русского языка. Программа "Школа России". Тема " Перенос слов"

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Слайды с заданиями по теме "Перенос слов"...

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

Урок русского языка. УМК "Школа России". Имя прилагательное, урок первый.

Цели урока: познакомить с именем прилагательным, его ролью в речи....