Правописание частицы не с глаголами. Русский язык 2 класс Школа России
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Григорьева Марина Михайловна

Методическая разработка. Правописание частицы не с глаголами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Правописание частицы не с глаголом

Цель:     Ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом.

1. Ввести понятие “частица  НЕ” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.

 2. Развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода.

3. Воспитывать в учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки.

4. Повторить  изученный  материал о  изученных частях речи (существительное, глагол).

5. Развивать мыслительную активность, познавательный интерес, самостоятельность учащихся, пополнять их словарный запас;

6. Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).

Задачи:

             1. Формировать  представления о функциях глагола в речи.

2. Повторить  и обобщить  знания об уже известной части речи – имени существительном.

3. Развивать  логическое мышление, внимание, память, устную речь.

4. Воспитывать  чувство товарищества, взаимопомощи.

План: 

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи
  4. Открытие нового знания
  5. Физминутка.
  6. Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  8. Итог урока. Оценивание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.  

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Её название вы должны будете сформулировать самостоятельно и для этого вам необходимо быть очень внимательными.

2.Актуализация знаний.

Учитель. Откройте тетради. Запишите число и классная работа. Когда мы начинаем работать в тетради, что мы должны помнить( наклон, посадка).

 Начинаем урок с минутки чистописания.  Сегодня мы с вами запишем слова, которые будут начинаться на букву М и вы сами отгадаете, что это будут за слова. Ответьте, пожалуйста, в названии какой сказки, употребляется женское имя, которое начинается  на букву М. ( Маша и медведь). Слад №1

 – Правильно. Скажите, а как еще можно назвать Машу и почему?

- Мария ( полное имя).

У. Скажите, когда мы будем писать это слово, что должны помнить? Давайте дадим характеристику этому слову. ( Имя существительное, ед.ч., одушев., собств.) Запишем это имя на следующей строке. Мы с вами отработаем соединение букв ия, подчеркните это соединение.

У.-Скажите, а какое имя обычно дают тому самому медведю из сказки?

Д.-Миша. (правильно). слайд №2

У.-А как еще его можно назвать ? (Михаил , полное имя).

Дальше работаем со словом Михаил (характеристика), записываем на следующей строке, обращаем внимание на соединение ил, подчеркиваем.  

                   У. Отложите ручки и посмотрите на экран, перед вами слова, кто может прочитать их.

Слайд №3

           См.треть

Пол.вать

        Пок.рмить

У.-Скажите, почему было тяжело прочитать эти слова?

Д.-Потому что там пропущены буквы.

У.-Верно, я просто не знаю, какую там букву надо писать, но вы ведь мне поможете? Почему там пропущены буквы?

Д.-Потому что это орфограмма ( безударная гласная в корне слова, ее можно проверить), проверяем.

У.Скажите, к какой части речи относятся эти слова? (Глагол, вспоминаем определение).

Давайте теперь составим словосочетания с нашими словами, запишем, выделим орфограммы. Слайд №4

Мария поливает. Михаил покормил. Ребята смотрят.

У.Мы составили предложения, скажите, как можно характеризовать этих ребят, судя по нашим предложениям?

Д. Они заботливые, трудолюбивые и т.д.

3.Постановка учебной задачи

У. А теперь перед вами задача: превратите мне этих ребят в совершенно противоположенных людей, но при этом не используйте синонимы.

Д.- Ребята предлагают разные варианты, а потом предлагаю вариант Мария не поливает.  И т.д.

У.-Правильно, молодцы! Скажите, а что нам помогло превратить ребят в ленивых и безразличных?

Д.-Слово не !

У.-Правильно, это не просто слово, это частица. Скажите, а какую смысловую нагрузку несет эта частица? И с какой частью речи мы ее употребляли?

Д.-Отрицает, отвергает и т.д. с глаголом.

У.-Правильно. Кто мне может назвать тему сегодняшнего урока?  

Д.-Частица не с глаголами.

У.-Верно. Тема нашего урока: Правописание частицы не с глаголами.

У.-Кто мне скажет цель урока?

Д.-Научиться писать частицу не с глаголами.

4.Открытие нового знания

У. Правильно, давайте откроем учебник на странице 113.

Читаем правило, узнаем, что частица не с глаголами пишется отдельно! Слайд №5 .Давайте теперь запишем наши словосочетания, так как мы знаем, как теперь пишется эта частица. Подчеркните частицу не. Слайд №6

5.Физкультминутка.    

Отложите ручки. Сейчас немного отдохнем.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом!

Мы топаем ногами: топ –топ – топ.

Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом!

У. Ребята, что сейчас делали?

Д. Мы выполняли действия.

У. Как называются слова, обозначающие действия?

Д. Глаголы.

А теперь в это стихотворение мы добавим частицу не. Вместе превращаем.

У. Скажите, что мы добавили к глаголам?

Д.- Частицу не.

У. -Как она пишется с глаголами?

Д. -Раздельно

У.- Верно, молодцы!

6.Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.

А сейчас давайте обратимся к учебнику, упражнение № 113.

У. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Д. Прочитать выразительно.

Дети читают про себя. Учитель читает вслух.

У. Скажите, а почему стихотворение названо Не?

Д. Потому что не, это частица, которая все отрицает. В стихотворении говорится о том, что делать нельзя.

У. Давайте прочитаем эти слова.

Д. Читают, обсуждаем эти слова.

Запишите в тетради эти слова, подчеркните частицу не. Как она пишется?

Д. Повторяют правило.

У. А какие правила поведения еще  можно предложить ребятам?

Д. Не бегать по школе, не ссориться и т.д.

У. Запишите, пожалуйста, в тетради три правила, которые вы сейчас вспомнили, подчеркните орфограмму. Что подчеркнем?

 Д. Надо подчеркнуть частицу не, так как с глаголами пишется раздельно.

Творческая работа

У. Давайте попробуем свой обычный день описать с помощью глаголов  и глаголов с частицей не. Начну я.

 Сегодня я проснулась, но не выспалась. Позавтракала, но не наелась. Собралась на работу. Пошла, но не побежала…

Д. Варианты детей. 

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Посмотрите на упражнение 114. Это будет домашним задание. Разбор задания. + правило на стр. 112.

Подведение итога.

У. Молодцы. Давайте подведем итоги урока. Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

Д. Познакомиться с частицей Не, научится писать ее.

У. Мы научились? Что же такое частица не? Какую смысловую нагрузку она несет? Как пишется с глаголами?

Д. Ответы детей.

У. Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кому было легко сегодня на уроке. Кто испытал какие-то затруднения. Кому было тяжело. ( В итоге встали все).

Мы сегодня все поработали хорошо. Даже если у вас возникли  трудности - это нормально, все мы сталкиваемся с трудностями, главное, что мы их учимся преодолеваем. Спасибо вам за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Маша Мария Маша

Слайд 2

Медведь Миша Михаил

Слайд 3

Мария и Михаил См . треть – смотрел - смотрит Пол . вать – поливать - лить Пок . рмить – покормил - кормит Мария поливала цветы. Михаил покормил щенка. Ребята смотрели кино.

Слайд 4

Мария и Михаил Мария не поливала цветы. Михаил не покормил щенка. Ребята не смотрели кино.

Слайд 5

Правописание частицы не с глаголами Частица не с глаголами пишется отдельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: «Правописание частицы не с глаголами» в 3 классе

Расширить знания о служебных частях речи;познакомить с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголами; познакомить с глаголами-исключениями;развивать устную и письменную речь у...

Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'

Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....

Конспект урока русского языка «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о правописании безударного суффикса в глаголах прошедшего времени; умения правильно писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени.Плани...

Конспект урока по русскому языку «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя: формирование умений определять безударный суффикс в глаголах прошедшего времени;ознакомление учащихся с правописанием безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.План...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» Цели деятельности учителя:формирование умений определять безударный суффи...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Правописание частицы не с глаголами, 2 класс

Цели деятельности учителя: актуализация знаний о единственном и множественном числе глаголов; ознакомление с правилом написания частицы не с глаголами; формирование умения раздельно писать частиц...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс Тема: "Правописание частины "не" с глаголами""

Задачи урокаДидактические:Познакомить с правописанием частицы «не» с глаголами;Учить писать слова на определенную орфограмму.Развивающие:1.Развивать память, логическое мышление, внимание ч...