Состав слова.
статья по русскому языку на тему

    В начальной школе дети знакомятся с очень трудной, но важной темой «Состав слова». Эта тема важна потому, что изучение материала по составу слова открывают возможности в обогащении знаниями о языке, потому, что, разбирая слова по составу, у учащихся развиваются логическое мышление и речь, потому, что, благодаря знаниям о составе слов, учащиеся начинают понимать, почему слово пишется так, а не иначе - развивается орфографическая зоркость.

   Обучение правописанию безударных гласных, парных глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных в корне слов должно происходить на основе развития знаний состава слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_slova.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

    В начальной школе дети знакомятся с очень трудной, но важной темой «Состав слова». Эта тема важна потому, что изучение материала по составу слова открывают возможности в обогащении знаниями о языке, потому, что, разбирая слова по составу, у учащихся развиваются логическое мышление и речь, потому, что, благодаря знаниям о составе слов, учащиеся начинают понимать, почему слово пишется так, а не иначе - развивается орфографическая зоркость.

   Обучение правописанию безударных гласных, парных глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных в корне слов должно происходить на основе развития знаний состава слов.

   В период изучения данной темы необходимо, чтобы ученики осознанно усвоили понятия: корень, суффикс, приставка, окончание; умели подбирать однокоренные слова с различными приставками и суффиксами. Важно на этом этапе научить детей отличать форму одного и того же слова от однокоренных слов.

   Изучение этой важной темы должно происходить не только тогда, когда материал представлен на странице учебника, но и до и после её изучения. С родственными словами дети знакомятся ещё до изучения темы, а после изучения необходимо упражнять в разборе слов по составу при изучении других грамматических и орфографических тем.

      Нужно учить детей вслушиваться, вдумываться в слово, чтобы понять его смысловую связь с другими словами, видеть сходство и различие в том, как произносится и как пишется слово, тем самым развивать языковое чутьё. Дети должны знать, что нельзя смешивать формы слова с однокоренными словами, нельзя смешивать синонимы,  имеющие омонимичные корни с однокоренными словами при подборе к данному слову однокоренных слов. Для того чтобы развить у младших школьников умение распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам, проводится противопоставление однокоренных слов и синонимов (например: смелый – смелость, но смелость – храбрость). В процессе упражнений дети должны понять, что при письме не всегда можно доверять слуху: часто написание слова расходится с его произношением.

   Морфемному анализу нужно подвергать все слова, правописание которых нужно проверять. Изучение морфемной структуры слов имеет исключительно важное значение в развитии лингвистических способностей детей и их общем развитии.

   Невозможно переоценить роль понимания структуры слова в обучении чтению и правописанию. Кроме того, изучение состава слова заключает в себе богатейшие возможности для развития интереса детей к миру языка.

   Поэтому в настоящее время практически ни у кого не вызывает сомнения необходимость изучения элементов морфем уже в начальных классах. Для успешного рассмотрения вопросов, связанных с морфемным анализом слова, учителю необходимо иметь прочную теоретическую базу в области морфем.

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Состав слова. Приставка-часть слова.

Урок русского языка в 3 классе,система Л.В.Занкова с презентацией....

Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс

-         формирование представления об окончании как части слова, основе;-         формирование коммуникативных к...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Состав слова. Роль каждой части слова.

Урок-закрепление по теме "Состав слова. Роль каждой части слова"....

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100...

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...