Школа 2100. Урок русского языка. 2 класс. Тема "Упражнение в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Постнова Светлана Юрьевна

Урок обощения и закрепления изученного. Расширение знаний учащихся о предлоге как части речи, его роли в русском языке; формирование навыка отдельного написания предлогов с другими словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka.docx48.82 КБ
Office presentation icon napisanie_predlogov_s_drugimi_slovami.ppt932 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 2

Школа: МОСШ  п.Лыхма

Учитель: Постнова Светлана Юрьевна

УМК: «Школа 2100»

Дата проведения: 12 декабря 2013 г.

Тема урока

Упражнение в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов

Тип урока

Урок обобщения и закрепления изученного

Планируемые результаты

Личностные УУД:

способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности;  применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; самоопределение при выборе индивидуальных заданий;  выражать положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные УУД:

Познавательные: перерабатывать, преобразовывать  из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций, текстов;  на основе анализа объектов делать выводы; проводить сравнение по заданным критериям; ориентироваться  в тетради и на развороте учебника; уметь сравнивать цель и результат;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Регулятивные: организовывать свою деятельность;  определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником, тетрадью; работать по образцу; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами  в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя. 

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные: знать, что такое предлог, правило написания предлогов с другими словами; уметь правильно употреблять предлоги в речи

Основные понятия

Часть речи, предлог, междометие

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык. Учебник. 2 класс»

- М.А.Яковлева «Тетрадь по чистописанию»

- карточки с заданиями

- слайд-презентация

- лист самооценки

Технология:

Проблемно-диалогическая,  технология сотрудничества, элементы игровой технологии

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа

Методы обучения

Репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, деятельностный

Цели урока

Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

Сформировать опыт выполнения пробного действия, выявления и устранения причины затруднения на основе рефлексивного метода.

Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Технология проведения

Деятельность

учителя и учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Личностные и метапредметные УУД

I. Организационный этап

Цели:

- формирование готовности к выполнению учебной деятельности;

-уточнение типа урока

 

(2 мин)

- Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их. Начнём урок.  Садитесь.

- Повторим, как нужно вести себя на уроке:

На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю.

- Я приглашаю вас в страну «Русского языка», где весело и дружно живут разные части речи.

- А какие, вы уже знаете? (сущ., прил., глаг.)

- Что необходимо взять с собой в путешествие по стране «Русского языка»? (внимание, память, ум, книги, ручки, хорошее настроение)

- Наш урок посвящён обобщению и закреплению изученного. Будем работать под девизом: «С малой удачи начинается большой успех!" Желаю вам всем успеха!

-На партах у вас листы самооценки, в которых будем фиксировать оценку своей работы на этапах урока

(Красный – всё получается, я доволен собой и своей работой; жёлтый – спокоен, но допускаю ошибки и сам исправляю; синий – допускаю ошибки, не могу исправить, нужна помощь,  мне некомфортно)

Знать части речи: сущ., прил., глаг.

Личностные:

воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные:

организовывать свою деятельность

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; соблюдать простейшие нормы школьного этикета.

II. Мотивации к учебной деятельности

Цели:

- актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

- формулирование темы урока учащимися;

- организация постановки цели урока учащимися

( 5 мин)

- В стране «Русского языка» часто можно встретиться со сказочными героями. Закройте глаза и скажите волшебные слова: «Крекс, фекс, пекс».

( звучит муз. заставка к сказке. Появляются Буратино и Мальвина. Буратино сидит за партой). 

- В какую сказку мы попали?

- Золотой ключик, или Приключения Буратино.

- Кто автор сказки? (Алексей Толстой)

(Буратино сидит за партой, подложив под себя ногу. Мальвина «ведёт» урок). 

Мальвина (строго): Сядьте прямо, вытащите из-под себя ногу, положите руки перед собой, не горбитесь… И кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

Буратино: Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

Мальвина: Теперь я займусь вашим воспитанием. Будьте покойны. Первый урок - русский язык. Откройте тетрадь по чистописанию на с 33.

- Ребята, давайте, и мы с вами откроем тетради по чистописанию на с. 33.

- Как будем писать в тетради? (аккуратно, красиво, правильно)

Мальвина: - Запишите на чистой строке: при, об, на, по, пред, со, от.  Подчеркните буквы, которые получились у вас ровными и красивыми.

-Кто догадался, что мы записали на минутке чистописания? (предлоги)

Буратино:

- Чудесный выдался денек,

а я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок:

у нас учитель строгий.

И я шепчу, закрыв глаза,

скрестив под стулом ноги:

— Что значит — «по»?

Что значит — «за»?

И «за», и «по» — предлоги…

А хорошо бы — ЗА порог

и — мчаться ПО дороге!

Какой бы выдумать предлог,

чтоб не учить предлоги?

- Это, конечно, шутка. Надо не выдумывать предлоги, а изучать.

- Итак, кто может сформулировать тему нашего урока? (Тема урока: Написание предлогов с другими словами)

- Что мы должны вспомнить вместе с Буратино? (что такое предлоги, как они пишутся)

- В чем будем упражняться?  (правильно писать предлоги со словами)

- Для чего это нужно уметь делать? (чтобы грамотно писать)

- А ещё мы сегодня повторим все, что знаем о предлогах, чтобы успешно справиться с проверочной работой.

- Оцените свою работу в тетради по чистописанию на листах самооценки под цифрой 1. Закрасьте кружок.

- Давайте поблагодарим  Мальвину и Буратино и оставим их в сказке, а сами вернемся на свой урок. Закройте глаза и скажите волшебные слова: «Крекс, фекс, пекс». Вот мы и на уроке.

Уметь ориентироваться  в тетради.

Уметь списывать буквы, соединения букв  в соответствии с заданием и по образцу с соблюдением гигиенических норм.

Знать понятия: предлог.

Уметь выразительно читать стихи, инсценировать эпизод сказки.

Личностные:

проявлять интерес к учебному процессу,

выполнять самооценку. 

Познавательные:

на основе анализа объектов делать выводы. 

Регулятивные:

работать по образцу, осуществлять самоконтроль, учиться высказывать своё предположение  на основе работы с материалом тетради.

Коммуникативные:

 слушать и понимать других, выразительно читать и пересказывать текст, использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

III. Актуализация знаний

Цели:

актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала

- организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии;

-анализ возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения;

- организация постановки цели урока учащимися

(5 мин)

1. Работа в парах

– Поработаем в парах. Вспомним, что знаем о предлогах. (методика взаимотренажа). Воспользуемся карточкой № 1.

Карточка 1.

1. Что такое предлог?

2. Для чего служат предлоги?

3. Как пишутся предлоги с другими словами?

4. Чем похожи предлоги и междометия?

 - Кто остался доволен ответами товарища?

- Оцените свою работу на листке самооценки под цифрой 2.

2. «Игра с ручкой»

- А сейчас поиграем: прошу вас выполнить  мои команды.

Положите ручку на книгу, под книгу, в книгу, около книги.

Проблемная ситуация: Положите ручку книгу

-Почему вы не знаете, куда надо положить предмет? (не назвали предлог)

Вывод: Предлог помогает понять, где находится предмет. Каждый предлог имеет своё значение, и их нельзя путать.

- Значит, чему ещё будем учиться на уроке? (правильно употреблять предлоги в речи)

Откройте рабочие тетради, пропустите две чистые строки, в третьей запишите: 12 декабря, классная работа.

Знать понятия: предлог, междометие

Личностные УУД:

применять правила делового сотрудничества.

Познавательные:

на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

выделять и формулировать познавательные цели с помощью учителя;

Регулятивные:

оценивать сложившуюся учебную ситуацию;  высказывать свои предположения.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; учиться работать в паре.

 Физминутка

(1 мин)

Цель:

-снять физическое и эмоциональное напряжение

- Давайте вспомним стихотворение Юнны Мориц «Попрыгать, поиграть…», которое вы выучили на уроках литературного чтения,  и немного отдохнем.

Регулятивные:

организовывать свою деятельность

IV. Обобщение и систематизация знаний Применение знаний и умений в новой ситуации 

Цель:

-организовать обсуждение  правописания предлогов с другими словами;

-учиться применять  знания, умения, навыки в типовых заданиях;

- организовать работу по развитию речи учащихся и расширению  их кругозора

 (15 мин)

  1. Словарная работа

- Прочитайте слова: т.атр, д.рога, ов.щи, уч.ник, р.бина Запишите их с подходящими предлогами. Предлоги повторяться не должны. Поставьте ударение, подчеркните опасные места: (в театре, у дороги, из овощей, к ученику, на рябине).

( Два человека  работают у доски).

- Кто успеет, разделите слова на слоги.

(Проверка выполнения работы)

Сделайте вывод: - Как пишутся предлоги со словами?

- Оцените свою работу в листах самооценки под цифрой 3.

2. Работа в группах.

- Поработаем в группах.

а) – На экране слова. Выпишите на планшет только предлоги. (Взаимопроверка выполнения по эталону) 

От, для, дом, к, ох, о, ух, ухо, из, у, уха, мы, с, пол, по, про, через.

- Чем отличаются предлоги от других слов? (к ним нельзя задать вопрос, они не могут употребляться в речи самостоятельно).

- Кто безошибочно выполнил задание? Встаньте! Молодцы.

б) - Придумайте предложение:

1 группа: - с предлогом из;

2 группа: - с предлогом  к;

3 группа: - с предлогом через;

4 группа: -  с предлогом про.

в) Карточка 2. 

Прочитайте текст. Выберите нужный предлог из слов, данных в скобках, и подчеркните его.

 Богат и красив наш край - Югра! (В, к, по) лесу живут звери и птицы. (У, из, про) травы поглядывают (от, на, у)  нас  грибы и ягоды. (На, в, для) реках много рыбы. Люди благодарны природе (за, про, к) добро и красоту.

- Прочтите, что у вас получилось.

- Ребята, Югра – это наш Ханты-Мансийский округ. 10 декабря Ханты-Мансийскому округу  исполнилось 83 года. По площади его можно сравнить с территорией Франции или Украины. Славится наша земля не только многочисленными реками и лесными массивами, но и добычей нефти и газа. Здесь проживает более 1,5 млн человек. Коренными жителями края являются ханты, манси и лесные ненцы.

- Вернёмся к тексту. Можно ли было обойтись без предлогов? Почему? (Предлоги нужны для связи слов в предложении, помогают понять текст)

- Оцените свою работу в группах на листах самооценки под цифрой 4.

Знать понятия: ударение, слог, безударный гласный звук, предлог, пробел, предложение.

Уметь выбирать соответствующий предлог, составлять предложения с предлогами.

Личностные:

проявлять эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме; выполнять самооценку; проявлять познавательный интерес

Познавательные:  перерабатывать полученную информацию; сравнивать и обобщать полученную информацию;  извлекать информацию из текста; давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Регулятивные: выполнять учебные действия, работать по предложенному учителем плану, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Коммуникативные:

 оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу, слушать мнение других;  выполнять различные роли (лидера, исполнителя) в группе

Физминутка

Цель:

-снять физическое и эмоциональное напряжение

(1,5 мин)

- Давайте дадим нашим глазам отдых. Гимнастика для глаз.

Регулятивные:

организовывать свою деятельность

V.  Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

- применение предметных знаний, умений, навыков в условиях решения учебных задач повышенной сложности;

-проверка умения  работать с информацией;

-организация выполнения самопроверки, самооценки 

(10 мин)

1. Индивидуальная работа  учащихся по карточкам (разноуровневые задания)

- Мы поработали в парах, в группах и все вместе, вспомнили, что такое предлоги, как они пишутся с другими словами, для чего служат,  а теперь, пользуясь данными знаниями, поработаем самостоятельно.

- Мальвина приготовила для вас карточки с заданиями разной сложности (розовый цвет – сложное задание, жёлтый цвет – полегче, зелёный – ещё легче).

-Выберите карточку по своим силам. Внимательно прочитайте задание и приступайте к выполнению.

1 уровень.

Записать слова с предлогами. Подчеркнуть пробел одной чертой.

(на, под) земля       (в, из) лес

(до, у) город           (за, по) роща

2 уровень.

Составить из слов предложения, записать их; подчеркнуть предлоги.

По, убегает, волка, от, полю, заяц.

Поляне, прыгали, в, белочки, лесу, на.

3 уровень.

Исправить ошибки и записать верно. Подчеркнуть главные члены предложения.

Налисную тропку выскочил зайчик.

Орёл свил себе гниздо надереве.

2. Самостоятельная проверка по эталону и самооценка детьми своей работы

- А сейчас проверим то, что сделали,  по образцу на экране. Проверьте свою работу и очень честно оцените её: если выполнили все без единой ошибки, кружок красного цвета; если есть недочеты – желтый кружок, а если испытывали серьезные затруднения – синий кружок.

- Закрасьте кружок в листах самооценки под цифрой  5.

- Увидели свои трудности, ошибки?

-  Над чем нужно поработать?

 Знать правило правописания предлогов. Знать понятие: главные члены предложения.

Уметь  составлять и записывать предложения, словосочетания с  предлогами, находить главные члены предложения.

Личностные:

сформированность познавательного интереса и учебной мотивации;

самоопределение при выборе индивидуальных заданий; осуществление самооценки

Познавательные:

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке; оценивать результат Регулятивные: выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами  в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя.

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: познакомить с домашним заданием, дать инструктаж по его выполнению

(2 мин)

- Предлагаю вам еще  дома поупражняться в написании предлогов со словами. Домашнее задание:

1 уровень. Упр.3 на с.83. Списать предложения, выбрав из скобок нужный предлог. Подчеркнуть пробел между предлогом и другим словом.

2 уровень. Написать небольшое сочинение на тему “Мой край” из 4-5 предложений, используя предлоги. Предлоги подчеркнуть.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

(3,5 мин)

1.Повторение сведений о предлоге.

- Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке, достигли вы их?

- Закончите предложения…

Предлоги – это (слова), которые нужны (для связи слов в предложении). К предлогам нельзя (задать вопрос). Предлоги с другими словами пишутся (раздельно).

  1. Осознание учащимися своей учебной деятельности

- Мне хочется услышать ваши впечатления о сегодняшнем уроке. Подумайте и закончите одно из предложений:

Я знаю…

Я умею…

Я научился…

-Что вам больше всего понравилось на уроке? Что запомнилось?

3.Самооценка учениками своей учебной деятельности

- Ребята, приближается самый любимый праздник взрослых и детей. Какой? (Новый год). Все к нему уже активно готовятся. Давайте и мы нарядим новогоднюю ёлку. У вас на партах лежат три цветных шарика. Если вам было интересно на уроке и если в листах самооценки у вас больше всего красных кружков, то есть вы всё поняли, не допускали ошибок, то повесьте на елку красный шарик. Если возникали затруднения, то желтый шарик; если осталось много непонятного, то синий шарик.

    Давайте посмотрим, что у нас получилось.

– Каких шариков больше? Что это значит?

– Какие возникли затруднения? Над чем предстоит ещё поработать?

-  Благодарю всех за работу!

Личностные:

осуществлять самооценку.

Познавательные: уметь сравнивать цель и результат.

Регулятивные:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме;

соблюдать простейшие нормы школьного этикета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 2 класс, УМК «Школа 2100» Тема : «Упражнение в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов» Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района «Общеобразовательная средняя (полная) школа п.Лыхма»

Слайд 2

Выпишите только предлоги От, для, дом, к, ох, о, ух, ухо, из, у, уха, мы, с, пол, по, про, через От, для, к, о, из, у, с, по, про, через

Слайд 3

Придумайте предложение с предлогом 1-я группа: из 2-я группа: к 3-я группа: через 4-я группа: про

Слайд 4

Выберите нужный предлог из слов, данных в скобках Богат и красив наш край - Югра! (В, к, по) лесу живут звери и птицы. (У, из, про) травы поглядывают (от, на, у) нас грибы и ягоды. (На, в, для) реках много рыбы. Люди благодарны природе (за, про, к) добро и красоту.

Слайд 5

Проверь себя! На л е сную тропку выскочил зайчик. Орёл свил себе гн е здо на дереве. Заяц по полю убегает от волка. В лесу на поляне прыгали белочки. На земле, под землёй, в лес, из леса, до города, у города, за рощей, по роще.

Слайд 6

Домашняя работа 1-й уровень: упр.3 на с.83. 2-й уровень: написать сочинение на тему “Мой край” из 4-5 предложений, используя предлоги.

Слайд 7

Закончи предложения Предлоги – это слова, которые нужны для связи слов в предложении. К предлогам нельзя задать вопрос. Предлоги с другими словами пишутся раздельно.

Слайд 8

Я знаю… Я умею… Я научился… Закончи предложение

Слайд 9

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Школа 2100" Урок русского языка (ФГОС), 2 класс, раздел: "Связь слов в предложении"

Тема: развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.Цель: развитие умений устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов и графически её изображать;      ...

Урок русского языка во 2 классе по теме:"Предлог.Общее понятие о предлоге"

Открытый урок  русского языка  с  мультимедийной  презентацией.....

ФГОС. ОС "Школа 2100". Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание слов с одинаковым звучанием типа: «Орёл – орёл».

Урок открытия новых знаний.Основные задачи урока:познавательные /3 ЛР*/: развивать умение различать одинаково звучащие слова в контексте, развивать умения доказательства и обобщения при выделении зако...

ФГОС. ОС "Школа 2100". Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание слов с одинаковым звучанием типа: «Орёл – орёл».

Урок открытия новых знаний.Основные задачи урока:познавательные /3 ЛР*/: развивать умение различать одинаково звучащие слова в контексте, развивать умения доказательства и обобщения при выделении...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Раздельное написание предлогов со словами»

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования знаний о правильном написании предлогов со словами.Задачи урокаДидактические:расширить знания учащихся ...

Методическая разработка: "Урок русского языка по теме «Упражнения в правильном употреблении и раздельном написании предлогов»"

Урок русского языка по теме «Упражнения в правильном употреблении и раздельном написании предлогов». Форма проведения урока - сюжетная игра на основе русской народной сказки "Кол...