Конспект урока по развитию речи.Сочинение по репродукции Игнатова В.Г. «Пера и Зарань», 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Пантелеева Мария Леонидовна

Конспект урока по развитию речи.Сочинение  по репродукции Игнатова В.Г.  «Пера и Зарань»,  3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ignatova_v.g._pera_i_zaran_3_klass.docx832.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение  по репродукции Игнатова В.Г.  «Пера и Зарань»,  3 класс


 Цель: познакомить детей с творчеством В.Г.Игнатова и его  репродукций картины  «Пера и Зарань».

Задачи:

  1. познакомить с творчеством художника;

  1. формировать умение «читать» репродукцию, понимать идейный замысел художника;

  1. развивать пространственное мышление, обогащать словарный запас учащихся, дать представление о холодных и теплых тонах картины;

  1. способствовать развитию творческого воображения и литературной речи учащихся;

5)  обогащать словарный запас обучающихся;

6)  воспитывать любовь к родной природе.


Оборудование:

  1. Текст  сказки «Пера и Зарань».
  2. Репродукции картин В.Г.  Игнатова «Предание об Яг-морте», «Пера и Зарань», «Коми языческий городок».
  3. Кроссворд, нарисованный на ватмане или доске.
  4. Фотография Игнатова В.Г.

Ход урока

  1. Введение учащихся в речевую ситуацию. Мотивация и целеполагание.

– Добрый день, дорогие ребята!


- Мы продолжаем знакомиться с  Вами творчеством коми народа.

 - В прошлом году вы познакомились с одним из героев коми сказок и легенд.  Как его зовут,  вы вспомните, отгадав кроссворд.


Вопросы кроссворда:

  1. Как называет коми народ тайгу? (Парма)
  2. Как переводится с коми языка слово ОШ? (Медведь)


Если дети затрудняются ответить, учитель загадывает загадку:

Подсказка: Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

  1. Как народ коми называет лешего? (Вöрса)
  2.  Отгадайте загадку:
    Не заботясь о погоде, 

    В сарафане белом ходит,

    А в один из теплых дней,

    Май сережки дарит ей. (Береза)

- А теперь прочитайте ключевое слово. 

п

а

р

м

а

м

е

д

в

е

д

ь

в

о

р

с

а

б

е

р

ё

з

а



– С каким героем коми легенды мы продолжим знакомиться на уроке? 

(Пера богатырь)

- Какое было домашнее задание?  (прочитать коми – пермяцкую народную сказку «Пера и Зарань»).

 * словарная работа.

- Какие новые слова вам встретились?

-Зарань – дочь Солнца, золотая женщина, в соответствии со славянским значением – красна девица.

Ен – верховный Бог, отец Зарани, изображался в виде лебедя или утки.

Омöль – нижний Бог, темный Бог, брат Ена, владыка Ада, изображался в виде черта, дьявола, сатаны.

* работа с текстом:
- Понравилась вам сказка?

- Кто   догадался, какова главная мысль сказки? (Сказка рассказывает о том, как появился коми народ).

- Как любой текст, сказка состоит из трёх частей, о чём говорится в каждой из них? 

(1часть – зачин: «Высоко-высоко над землёй…». О том, как Зарань жила у отца.

2 часть – основная, здесь происходит знакомство Зарани с Перой и рассказывается о их дальнейшей совместной жизни.

3 часть – концовка, в ней дается вывод о том, как появился коми народ).

- Какие испытания пережили вмести Пера и Зарань? Найдите в тексте.

- Прочитайте концовку сказки о том, как появился коми народ.

- Сегодня нам с вами предстоит написать сочинение по репродукции В.Г. Игнатова «Пера и Зарань».

- Кто из вас слышал о таком художнике?

* знакомство с творчеством художника. 

 *рассказ учителя (показ слайда)

Игнатов Василий Георгиевич (1922-1998)



 

Художник Игнатов Василий Георгиевич



        Игнатов Василий Георгиевич – график, художник театра, мультипликатор, иллюстратор.
      Народный художник Республики Коми (1997), заслуженный деятель искусств Коми АССР (1972).  
      Родился 14 февраля 1922 года в селе Зеленец Усть-Сысольского уезда Коми автономной области (в настоящее время - Сыктывдинский район Республики Коми).

      В 1930-е годы семья переехала в Сыктывкар, где Василий Георгиевич впервые участвовал в художественной выставке (газетная вырезка сохранила экспонировавшиеся на выставке рисунки будущего художника), однако заканчивать 7-летнюю школу пришлось в Усть-Усе, куда был отправлен на работу отец художника.

     В 1937 году отец Василия Игнатова, будучи проездом в Москве, зашел в Московское художественное училище памяти 1905 года показать творческие работы сына и получил для него приглашение участвовать в конкурсном отборе для поступления на учебу.

     Василий Георгиевич учился в Московском художественном училище памяти 1905 года в классе живописи академика В.Н. Бакшеева, затем на художественном факультете ВГИКа (1948-1954) у Ю.И. Пименова и Г.М. Шегаля.

     Заканчивая училище Игнатов  нарисовал  эскизы декораций и раскадровки к мультфильму “Яг-Морт” по мотивам сказки коми (1954). Это стало первым обращением художника к теме коми легенд и сказаний. Колорит, рисунок, композиция гуашевых и карандашных эскизов к мультфильму исполнены в традициях реалистической манеры советской графической школы.  

        После окончания института остался в Москве, работал на студиях «Союзмульфильм» и «Диафильм», став художником-постановщиком таких мультфильмов, как «Гадкий утенок», «Петушок-золотой гребешок», «Украденный месяц». Не терял связи с Коми. Являлся неизменным участником всех республиканских художественных выставок. Творчество В.Г. Игнатова было тесно связано с национальным фольклором. Первый успех принесла ему серия листов «Яг-Морт». Он стал художником-постановщиком первого национального балета «Яг-Морт» на музыку Я.С. Перепелицы, поставленного на сцене республиканского музыкально-драматического театра в 1961 году. Иллюстрировал и оформлял книги для издательства “Детгиз”, Коми книжного издательства и других.

- Рассмотрите несколько репродукции Василия Георгиевича.

Художник Игнатов Василий Георгиевич

Серия «Предание об Яг-морте». Битва с Яг-Мортом. Бумага, гуашь



 

Художник Игнатов Василий Георгиевич

Коми языческий городок 1995. Бумага, гуашь


 - Что вы можете сказать о репродукциях?

- Какие краски преобладают?

-Какой стиль художника?

  1. Рассматривание репродукции  Игнатова В.Г. «Пера и Зарань»


    - Рассмотрите репродукцию   Игнатова В.Г. «Пера и Зарань».

C:\Users\Lenovo\Desktop\зарань.jpg

- Как думаете, почему художник именно так назвал свою картину? (в центре стоит Пера и Зарань, главные герои сказки).

- Какие мысли и чувства у Вас возникли?  Поделитесь впечатлениями. (Пера и Зарань внимательно смотрят друг на друга, любуются, а может о чем-то общаются, зарождается любовь).

- Рассматривая картину, какое у Вас возникает  настроение? (радостное,  светлое).

3. Анализ содержания картины.

 

- Начинаем изучать репродукцию.  Попробуем рассмотреть данное произведение глазами художника. Какими мы должны быть? (наблюдательными и внимательными).

- Для чего мы изучаем репродукцию? (чтобы понять, что хотел художник нам сказать).

- Какое время года изображено? (лето).

- Докажите, что лето? (Пера и Зарань легко одеты, парма зеленая, течет ручей).

- Какое время суток? (уже ночь, светит луна).

- Какая местность? (герои картины стоят в парме, около бугорка, где они стоят, течет река).

- Что изображено на переднем плане? (Пера и Зарань, одеты в национальные костюмы, большое и могучее  дерево).

-Как одеты герои? (  в яркие стилизованные костюмы, много орнамента).

-Что изображено на среднем плане? (ветвистые деревья, бугорки).

- Что изображено на заднем плане? (река, светящая луна,   деревня,  бескрайний, речной и небесный  простор).

- Какие цвета преобладают? (желтый, зеленый и синий).

- Какая ночь? (светлая, спокойная).

- Какими красками рисует Игнатов героев? (у героев светлые тона: желтый, красный, синий и зеленый).

- Какими красками рисует деревья? (темными, преобладает синий цвет).

-   Какой цвет у реки? (темно-синий, холодный цвет, наверно, глубокая река).

- Какими красками рисует небо? (преобладает желтый цвет).

- Почему художник выбрал именно такие цвета? (Пера и Зарань – светлые, добрые  люди. Луна светит им ярким светом, тем самым освещая путь в темной парме. Лес и вода темные, страшные, загадочные).

- Какие чувства вы испытываете рассматривая репродукцию? Дети используют словарь настроений. (Мы видим, зарождение чувств между земным юношей и дочерью Ена – Заранью).

4.Обсуждение структуры сочинения и составление плана.

 

- Для того, чтобы точно передать свои мысли в сочинении, что нам необходимо выполнить? (составит план сочинения).

- О чем будем писать   вступительной части? (об авторе и его картине).

- Как его озаглавим?

  1. Художник и его картина.

- Что в основной части будем писать? (будем описывать переднюю, среднюю и заднюю части репродукции, краски).

  1. Описание картины.

- Как мы закончим сочинение, 3 часть? (выразим свои чувства и отношение к картинне).

- Как озаглавим 3 часть?

3. Мои чувства и отношение.  

  1. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения. Орфографическая работа.

Деревья - большие, красивые, нарядные, огромные, могучие, гордые.

День - морозный, солнечный, ясный.

Ночь - голубая, лунная, светлая.

Пера- могучий, статный, красивый, мужественный.

Зарань – хрупкая, красивая, скромная, добрая, застенчивая.

  1. Запись сочинения.
  2. Самопроверка.
  3. Итог урока.

- По какой репродукции мы писали сочинение? (по репродукции  В.Г.Игнатова  «Пера и Зарань»).

 

  
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.

Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...

Конспект урока по развитию речи в классе со сложной структурой дефекта (7 класс)

Уроки развития речи является наиважнейшими для слабослышащих учащихся вспомогательных классов....

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в пр...

Конспект урока русского языка «Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»» (4 класс)

Цели деятельности учителя: Формирование условий для составления и записи текста по репродукции картины. И.И. Левитана  «Весна. Большая вода»Планируемые результатыПредметные:знать: ...

Конспект урока на тему: “Сочинение по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег»” 4 класс.

Тема:    сочинение по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег»Цель урока:     подготовить учащихся к написания сочинения по репродукции...

Технологическая карта урока изобразительное искусство по теме «Теплые и холодные цвета. Перо Жар-птицы» (2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений различать теплые и холодные цвета; учить смешиванию красок для получения теплых и холодных оттенков; развивать фантазию, во...

Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса   Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»

На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...