Конспект урока по развитию речи.Сочинение по репродукции Игнатова В.Г. «Пера и Зарань», 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока по развитию речи.Сочинение по репродукции Игнатова В.Г. «Пера и Зарань», 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ignatova_v.g._pera_i_zaran_3_klass.docx | 832.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение по репродукции Игнатова В.Г. «Пера и Зарань», 3 класс
Цель: познакомить детей с творчеством В.Г.Игнатова и его репродукций картины «Пера и Зарань».
Задачи:
- познакомить с творчеством художника;
- формировать умение «читать» репродукцию, понимать идейный замысел художника;
- развивать пространственное мышление, обогащать словарный запас учащихся, дать представление о холодных и теплых тонах картины;
- способствовать развитию творческого воображения и литературной речи учащихся;
5) обогащать словарный запас обучающихся;
6) воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование:
- Текст сказки «Пера и Зарань».
- Репродукции картин В.Г. Игнатова «Предание об Яг-морте», «Пера и Зарань», «Коми языческий городок».
- Кроссворд, нарисованный на ватмане или доске.
- Фотография Игнатова В.Г.
Ход урока
- Введение учащихся в речевую ситуацию. Мотивация и целеполагание.
– Добрый день, дорогие ребята!
- Мы продолжаем знакомиться с Вами творчеством коми народа.
- В прошлом году вы познакомились с одним из героев коми сказок и легенд. Как его зовут, вы вспомните, отгадав кроссворд.
Вопросы кроссворда:
- Как называет коми народ тайгу? (Парма)
- Как переводится с коми языка слово ОШ? (Медведь)
Если дети затрудняются ответить, учитель загадывает загадку:
Подсказка: Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Как народ коми называет лешего? (Вöрса)
- Отгадайте загадку:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней,
Май сережки дарит ей. (Береза)
- А теперь прочитайте ключевое слово.
п | а | р | м | а | ||||||
м | е | д | в | е | д | ь | ||||
в | о | р | с | а | ||||||
б | е | р | ё | з | а |
– С каким героем коми легенды мы продолжим знакомиться на уроке?
(Пера богатырь)
- Какое было домашнее задание? (прочитать коми – пермяцкую народную сказку «Пера и Зарань»).
* словарная работа.
- Какие новые слова вам встретились?
-Зарань – дочь Солнца, золотая женщина, в соответствии со славянским значением – красна девица.
Ен – верховный Бог, отец Зарани, изображался в виде лебедя или утки.
Омöль – нижний Бог, темный Бог, брат Ена, владыка Ада, изображался в виде черта, дьявола, сатаны.
* работа с текстом:
- Понравилась вам сказка?
- Кто догадался, какова главная мысль сказки? (Сказка рассказывает о том, как появился коми народ).
- Как любой текст, сказка состоит из трёх частей, о чём говорится в каждой из них?
(1часть – зачин: «Высоко-высоко над землёй…». О том, как Зарань жила у отца.
2 часть – основная, здесь происходит знакомство Зарани с Перой и рассказывается о их дальнейшей совместной жизни.
3 часть – концовка, в ней дается вывод о том, как появился коми народ).
- Какие испытания пережили вмести Пера и Зарань? Найдите в тексте.
- Прочитайте концовку сказки о том, как появился коми народ.
- Сегодня нам с вами предстоит написать сочинение по репродукции В.Г. Игнатова «Пера и Зарань».
- Кто из вас слышал о таком художнике?
* знакомство с творчеством художника.
*рассказ учителя (показ слайда)
Игнатов Василий Георгиевич (1922-1998)
Игнатов Василий Георгиевич – график, художник театра, мультипликатор, иллюстратор.
Народный художник Республики Коми (1997), заслуженный деятель искусств Коми АССР (1972).
Родился 14 февраля 1922 года в селе Зеленец Усть-Сысольского уезда Коми автономной области (в настоящее время - Сыктывдинский район Республики Коми).
В 1930-е годы семья переехала в Сыктывкар, где Василий Георгиевич впервые участвовал в художественной выставке (газетная вырезка сохранила экспонировавшиеся на выставке рисунки будущего художника), однако заканчивать 7-летнюю школу пришлось в Усть-Усе, куда был отправлен на работу отец художника.
В 1937 году отец Василия Игнатова, будучи проездом в Москве, зашел в Московское художественное училище памяти 1905 года показать творческие работы сына и получил для него приглашение участвовать в конкурсном отборе для поступления на учебу.
Василий Георгиевич учился в Московском художественном училище памяти 1905 года в классе живописи академика В.Н. Бакшеева, затем на художественном факультете ВГИКа (1948-1954) у Ю.И. Пименова и Г.М. Шегаля.
Заканчивая училище Игнатов нарисовал эскизы декораций и раскадровки к мультфильму “Яг-Морт” по мотивам сказки коми (1954). Это стало первым обращением художника к теме коми легенд и сказаний. Колорит, рисунок, композиция гуашевых и карандашных эскизов к мультфильму исполнены в традициях реалистической манеры советской графической школы.
После окончания института остался в Москве, работал на студиях «Союзмульфильм» и «Диафильм», став художником-постановщиком таких мультфильмов, как «Гадкий утенок», «Петушок-золотой гребешок», «Украденный месяц». Не терял связи с Коми. Являлся неизменным участником всех республиканских художественных выставок. Творчество В.Г. Игнатова было тесно связано с национальным фольклором. Первый успех принесла ему серия листов «Яг-Морт». Он стал художником-постановщиком первого национального балета «Яг-Морт» на музыку Я.С. Перепелицы, поставленного на сцене республиканского музыкально-драматического театра в 1961 году. Иллюстрировал и оформлял книги для издательства “Детгиз”, Коми книжного издательства и других.
- Рассмотрите несколько репродукции Василия Георгиевича.
Серия «Предание об Яг-морте». Битва с Яг-Мортом. Бумага, гуашь
Коми языческий городок 1995. Бумага, гуашь
- Что вы можете сказать о репродукциях?
- Какие краски преобладают?
-Какой стиль художника?
- Рассматривание репродукции Игнатова В.Г. «Пера и Зарань»
- Рассмотрите репродукцию Игнатова В.Г. «Пера и Зарань».
- Как думаете, почему художник именно так назвал свою картину? (в центре стоит Пера и Зарань, главные герои сказки).
- Какие мысли и чувства у Вас возникли? Поделитесь впечатлениями. (Пера и Зарань внимательно смотрят друг на друга, любуются, а может о чем-то общаются, зарождается любовь).
- Рассматривая картину, какое у Вас возникает настроение? (радостное, светлое).
3. Анализ содержания картины.
- Начинаем изучать репродукцию. Попробуем рассмотреть данное произведение глазами художника. Какими мы должны быть? (наблюдательными и внимательными).
- Для чего мы изучаем репродукцию? (чтобы понять, что хотел художник нам сказать).
- Какое время года изображено? (лето).
- Докажите, что лето? (Пера и Зарань легко одеты, парма зеленая, течет ручей).
- Какое время суток? (уже ночь, светит луна).
- Какая местность? (герои картины стоят в парме, около бугорка, где они стоят, течет река).
- Что изображено на переднем плане? (Пера и Зарань, одеты в национальные костюмы, большое и могучее дерево).
-Как одеты герои? ( в яркие стилизованные костюмы, много орнамента).
-Что изображено на среднем плане? (ветвистые деревья, бугорки).
- Что изображено на заднем плане? (река, светящая луна, деревня, бескрайний, речной и небесный простор).
- Какие цвета преобладают? (желтый, зеленый и синий).
- Какая ночь? (светлая, спокойная).
- Какими красками рисует Игнатов героев? (у героев светлые тона: желтый, красный, синий и зеленый).
- Какими красками рисует деревья? (темными, преобладает синий цвет).
- Какой цвет у реки? (темно-синий, холодный цвет, наверно, глубокая река).
- Какими красками рисует небо? (преобладает желтый цвет).
- Почему художник выбрал именно такие цвета? (Пера и Зарань – светлые, добрые люди. Луна светит им ярким светом, тем самым освещая путь в темной парме. Лес и вода темные, страшные, загадочные).
- Какие чувства вы испытываете рассматривая репродукцию? Дети используют словарь настроений. (Мы видим, зарождение чувств между земным юношей и дочерью Ена – Заранью).
4.Обсуждение структуры сочинения и составление плана.
- Для того, чтобы точно передать свои мысли в сочинении, что нам необходимо выполнить? (составит план сочинения).
- О чем будем писать вступительной части? (об авторе и его картине).
- Как его озаглавим?
- Художник и его картина.
- Что в основной части будем писать? (будем описывать переднюю, среднюю и заднюю части репродукции, краски).
- Описание картины.
- Как мы закончим сочинение, 3 часть? (выразим свои чувства и отношение к картинне).
- Как озаглавим 3 часть?
3. Мои чувства и отношение.
- Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения. Орфографическая работа.
Деревья - большие, красивые, нарядные, огромные, могучие, гордые.
День - морозный, солнечный, ясный.
Ночь - голубая, лунная, светлая.
Пера- могучий, статный, красивый, мужественный.
Зарань – хрупкая, красивая, скромная, добрая, застенчивая.
- Запись сочинения.
- Самопроверка.
- Итог урока.
- По какой репродукции мы писали сочинение? (по репродукции В.Г.Игнатова «Пера и Зарань»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.
Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...
Конспект урока по развитию речи в классе со сложной структурой дефекта (7 класс)
Уроки развития речи является наиважнейшими для слабослышащих учащихся вспомогательных классов....
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»
Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в пр...
Конспект урока русского языка «Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»» (4 класс)
Цели деятельности учителя: Формирование условий для составления и записи текста по репродукции картины. И.И. Левитана «Весна. Большая вода»Планируемые результатыПредметные:знать: ...
Конспект урока на тему: “Сочинение по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег»” 4 класс.
Тема: сочинение по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег»Цель урока: подготовить учащихся к написания сочинения по репродукции...
Технологическая карта урока изобразительное искусство по теме «Теплые и холодные цвета. Перо Жар-птицы» (2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений различать теплые и холодные цвета; учить смешиванию красок для получения теплых и холодных оттенков; развивать фантазию, во...
Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»
На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...